Картина Рембрандта Хендрикье Стоффельс в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Хендрикье Стоффельс умрёт в1663-м году ввозрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту.
Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту.
Так, на заднем плане несомненно нидерландского «Канала с лебедями» красуются холмы, которых, конечно, ни один голландец не видал на своем горизонте. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Известно, что он занимал у своих друзей довольно значительные суммы. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. Было еще старое долговое обязательство, выданное Яну Сиксу. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
К концу сороковых годов XVII века наступил тот хаос в семейных и денежных делах Рембрандта, который привел к его полному разорению. Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии. Еёдергали повестками еще иеще. Около 1645 года в его манере писать наметилась коренная перемена. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Эта роль воплощает ясность ума. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Странное название гравюры («В сто гульденов») произошло, как говорит один из современных писателей, по следующему случаю.
Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. Книга о Рембрандте — несомненно одна из лучших его работ. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Ее сопровождали два свидетеля. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Результат стал очевиден: Нидерланды, волею истории оказавшиеся в подчинении у Испании, были много богаче своей новой метрополии и не могли в принципе не стать лакомой добычей для полуфеодального государства, казна которого тощала с каждым десятилетием и которое судорожно искало источники новых доходов. Богатства они ему, во всяком случае, не доставили. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч.
В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Этому прекрасному событию предшествовала некрасивая история.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Первый художник «короля-солнца» Людовика XIV, президент Академии, директор фабрики гобеленов, руководитель строительства Версальского дворца, основатель Школы живописи и прочая и прочая, он определял эстетические каноны и вкусы эпохи, слово же его считалось законом. Ему стоило большого труда уладить это дело. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
По крайней мере, пока ему это интересно. Дом, находившийся неподалеку от центра города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости. Так что это не был брак по расчету. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Саския – с ударением на первом слоге. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Для этого она была отлучена от святого причастия. Надо было найти домоправительницу. В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей – мученик, с которого живьем содрали кожу, – отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Шарль Лебрен (1619 — 1690) в свое время прославился не только на всю Францию, но и на всю Европу, его имя произносилось с почтением, чуть ли не с благоговением, как имя бога в искусстве. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному.
Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Жизнь эта была сложной и многообразной, в чем-то переломной, овеянной дыханием недавнего революционного обновления.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества. Оценив физические достоинства, Рембрандт делает ее своей натурщицей. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Рембрандт не приносил их в жертву намеренно. Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Всегда помня о завещании Саскии, Рембрандт жениться во второй раз позволить себе не мог. Как объяснить, что вокруг него, уже более двадцати лет подряд, судьба поражала более молодых. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. Вокруг одна за другой обрывались жизни.
Нотариус записал, что «Хендрикье Стоффельс, проживающая на Розенграхт, подле нового лабиринта, недужная телесно, но властная в своих поступках, в твердой памяти и свободно изъясняясь, пришла в его контору, чтобы заверить свою последнюю волю». Дочь солдата, вначале она пришла в дом, как служанка. Они могут лишь помогать ему, облегчить его повседневную жизнь.
Эти картины говорят отом, что Рембрандт немог неиспытывать кХендрикье сексуального влечения, так нравилось ему воссоздавать детали еёюного тела. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. Так Нидерланды унаследовал сын Карла испанский король Филипп II (1556-1598). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Один, с тяжелым сердцем вернулся с кладбища Рембрандт в свой опустевший дом, где ожидал его маленький сирота-сын.
Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. До начала 1640-х гг. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Его города славились производством сукна и шерстяных тканей еще в XIII веке.
Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях. Когда девушке было чуть за 20, она родила ванн Рейну ребенка, который умер еще младенцем. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Считается, что это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Но она питает творчество. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. Портрет прекрасен.
Она отдалась ему и зачала. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Доходы уменьшились, а расходы росли. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Это было не в его привычках.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Возможно, нет. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. На первый взгляд, жизнь смехотворна и все чаще горька. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Пытаясь выйти из затруднений, Рембрандт прибегнул к способу, свойственному всем непрактичным людям, к способу, так метко описанному Крыловым в его басне «Тришкин кафтан». Таково отныне было его место в частных собраниях, в ряду имен мастеров. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией. Освободившись, умерла через год.
Он смотрел на людей и спрашивал себя, образы каких святых они могли воплотить в веках. Как осмелиться ввести обыденность в эту тайну. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Чтобы уплатить один долг, он делает другой. Заказы стали делаться реже кредит художника пошатнулся. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»).
К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и ненадолго, поколебались. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Так он был силен. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. Язычок пламени метнулся в сторону. Кареты проезжали строем. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. И вдруг в начале нынешнего века у искусствоведов, художников и просто любителей живописи словно открылись глаза и Эль Греко был признан гением, одним из тех титанов, которые трудились и создавали не для своего времени, а для Вечности.
Для Рембрандта она и не была служанкой. Куда же они могли исчезнуть. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца.
Эта картина уже в XVII веке пользовалась такой славой, что ее стали копировать очень скоро после ее появления. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. В целом же Нидерланды становились одним из наиболее экономически развитых уголков Европы. В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 тысяч франков. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Умершие дети, затем Саския и вот теперь Хендрикье.
Он так и сделал. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Смерть Рембрандта была очень печальной. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
У него не было ни гроша. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. а вскоре он оценивает и нравственные достоинства Хендрикье. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Только в случае вторичной женитьбы половина ее имущества должна была перейти к сыну, Титусу. Он не занимает высокого положения в городе. Дела шли все хуже.
Рембрандт становится нищим. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Дела Рембрандта шли плохо. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Повсюду зависть и злоба. Все это папистская рухлядь. Их дочь Корнелия станет ее единственной наследницей. Рембрандт знает, что такое труп. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. «Большой пейзаж с развалинами на горе» (Кассельская галерея) – уже прямо плод богатой фантазии художника здесь красные черепичные крыши фермы и ветряная мельница, встречающиеся на каждом шагу в окрестностях Амстердама, виднеются рядом с остатками дорического храма и итальянской гондолой. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо.
Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. В 1661 году помимо грандиозной «Клятвы батавов» он написал около двадцати произведений. К автору «Ночного дозора» или к тому, чью «Клятву батавов» только что отвергли. Конфликт этот и привел в конечном итоге к Нидерландской революции. Но здесь все получилось по-разному. В 1635 – 1640 –х гг.
Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. А ведь когда-то слава его гремела. Под чьим дыханием.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Сколько потрясений, триумфов и трагедий задействовано в ней.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. К числу подобных мастеров, которых не поняла и не приняла их эпоха, подлинных вневременных (или всевременных) гениев принадлежит и Рембрандт, причем в этой не столь уж многочисленной плеяде он занимает одно из ведущих мест. Сюжет взят из Нового Завета. Её дергали повестками еще и еще.
Художник не мог официально жениться на ней, т. к. Король отверг его живопись, а обыватели считали его чудаком.
Они окружают его, восхищенные, без единого упрека. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Гость восторгался Гольбейном, Рубенсом, Ван Дейком, Лукой Лейденским и Рембрандтом. Он рисовал безымянные скелеты. Его творческая сила позволяла ему задумать и написать картину очень быстро – в несколько дней, переработать ее, переделать, пока он наконец не будет ею доволен, но случалось ли такое когда-нибудь.
В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Через семь лет после смерти Саскии, когда уже был близок конец успешной его жизни, в сердце и в дом художника приходит любовь, которую звали Хендрикье Стоффельс. Только Рембрандт может это сделать. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Творчество потребляет все виды энергии, которые ему доступны.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Скорее всего, дело в отстраненности. Материальное положение его не изменилось.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили.
Рихелю понравится картина: он будет хранить ее до самой своей смерти в 1681 году. Рембрандт пишет эту картину в самый страшный и переломный для себя период жизни. Хендрикье у окна. 1656-1657. Тем не менее, Хендрикье до конца своей жизни оставалась преданной Рембрандту.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. И вот в такое время появляется этот портрет.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Это уже настоящее признание.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. И все же в те годы, которые предстояло прожить Рембрандту, можно было подумать, что чья-то воля упорно резала по живому круг близких ему людей, все более тесным кольцом сплачивавшихся вокруг него, чтобы его защитить, – воля эта вела его к окончательному одиночеству.
Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Можно предположить, что это преображение происходит в ущерб жизни.
Господня». А что же случилось с Гертье Диркс. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. С этого времени и на многие годы она становится его гражданской женой. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Путь Рембрандта лежал к одиночеству. Нет. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Сумасбродство. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
17 мая 1656 года Рембрандт передал в опекунский совет города Амстердама дарственную запись на принадлежавший ему дом на Юденбрейдштрассе на имя шестнадцатилетнего Титуса. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Все – в его картинах. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств. Он посещал храмы лишь на крестины и отпевания.
Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ». Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). По-видимому, это эскизная работа. Это символ ее фактического брака с Рембрандтом. Она не обладает светским изяществом Саскии.
Саския живет в его душе. «Торговец, – прибавляет очевидец, – вероятно, хотел оказать известному живописцу любезность». жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Рембрандт стал его последним протеже. В период, когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин – Далем, государственные музеи). Рембрандт оживил композицию изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено.
Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Правда и то, что, не заплатив торговцу, он и не забрал у него картины. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт.
Наконец Рембрандт потерял всякое терпение и отказал Диркс от дома. Удар был тяжел. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. А в его работах Саския жива: она надевает серьги, наряжается Минервой, Флорой.
Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой.
К примеру, что говорит читателю сегодня имя Лебрен. За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование. Начались сцены ревности, попреки памятью Саскии, грубые выходки со стороны старухи. Присутствующие встречают удивлением все, что появляется на мольберте. Многие пытались дать объяснение продаже этой могилы.
Заказов становилось все меньше. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. Но их усилия оказались тщетными.
Происходил он с острова Крит, для своей новой родины был иностранцем и жители ее даже не знали его подлинного имени (длинное имя это — Доменикос Теотокопулос — казалось слишком непривычным для их слуха), а звали его просто «греком» (Эль Греко). Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Именно тогда в Амстердаме проходит тотальная распродажа его имущества.
Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Но творчество их поглотило. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Но нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода известную под названием «Лист в сто гульденов» или «Христос исцеляющий больных», Спаситель спустился в подземелье, мрачное и сырое, где ютится всякая беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой.
Как известно, редкая и ценная гравюра «Мост Сикса» явилась следствием шутливого пари за обедом у Яна Сикса, на его загородной вилле. Но Рембрандт не прекратил писать. «Юнона» для одного коллекционера и две картины о «Лукреции».
Как и сама посредственность. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Такой брак лишал бы состояния любимого сына Титуса. Титус не отличается крепким здоровьем, Хендрикье больна. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Мысль эта прекрасно высветлена и доказана в книге, лежащей перед нами.
Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Здесь видны особенности обоих стилей.
Банкротство Рембрандта было тщательно спланированной акцией. Правда, в основном это были пожилые люди, которым в молодости расхваливали Рембрандта. Кроме того, чтобы расплатиться с торговцем, Рембрандт напишет его портрет.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Да и сама мода под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества.
Весьма скоро он поймет, что Арт уважает его именно за то, что он пишет теперь. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Это уладится, когда Рембрандт получит деньги за свою «Клятву батавов» для городской ратуши: он отдаст четверть гонорара и еще то, что заработает в следующем году (все, кажется, забыли, что Рембрандт больше ничего не зарабатывает и находится под надзором Общества по продаже его произведений). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Общественное положение его пошатнулось. Но дело только осложнилось. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Все это были меры, вовсе не поправлявшие положение, а, напротив, только осложнявшие его. Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Девушка была почти на 20 лет моложе.
Поза Гендрикье немного неуверенна, неустойчива: Гендрикье не сидит прямо, но и почти не опирается о ручку кресла. Была ли то воля Бога или случая. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Унижен ли он продажей погребения. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Но, несмотря на все эти несообразности, картина проникнута такой своеобычной, грустной поэзией, свойственной северным пейзажам после заката солнца исполнена такого понимания природы, что зритель, любуясь ею, невольно поддается обаянию ее чарующей красоты.
Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Речь шла не о том, чтобы юридически закрепить и придать силу ее родству с дочерью. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Его присутствие в галерее святых нельзя расценивать как знак приверженности к католицизму.
Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры. – сочинил стихи. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Надо полагать, что Рембрандт, при жизни Саскии утративший привычку изучать народные нравы на амстердамских улицах и базарах, по ее смерти опять принялся бродить по городу, бегло набрасывая на бумагу свои наблюдения. Но прошло совсем немного времени, кануло в Лету «великое царствование» и о Лебрене перестали говорить и думать, а его эклектическая живопись и ходульные трактаты остались лишь как некий курьез в истории искусства.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Помимо них ничего нет. Территория известная в Средние века под именем Нидерланды («Низинные земели»), в основном соответствует нынешним Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и части Северной Франции. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Промышленный юго-запад группировался вокруг провинций Фландрии и Брабанта. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Может быть, по существовавшему в то время обычаю, ван Рейн пускал их в оборот, доверяя своим знакомым из еврейского квартала. Ее автор — Пьер Декарг, журналист и культуролог, широко известен в мире искусства.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства коммерческие обороты сократились. Начался процесс, продолжавшийся почти девять лет. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Это два поразительных произведения. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности.
Перемена квартала порой имеет свои преимущества: в официальном документе по поводу одного мелкого происшествия Хендрикье представлена супругой Рембрандта. Государственный музей, Берлин. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. И только юго-восточная окраина Нидерландов, в основном совпадающая с Люксембургом, отставала, сохраняя много пережитков феодализма впрочем, даже и здесь в XVI веке стало зарождаться капиталистическое производство в своей ранней (кустарной) стадии. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше.
Тут опекуны Титуса вступились за права малолетнего наследника Саскии ван Рейн. Девочку назвали в честь матери Рембрандта.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. Рембрандт написал рыже-коричневую осень в лесу, вереницу карет на дороге. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Девушка призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения.
Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Спустя 2 года у нее рождается дочь.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Саския умерла. Но фейерверк погас быстро. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Хендрикье была ласковая, простая, добродушная девушка. Отсюда неизбежность острого конфликта между передовой нидерландской буржуазией и отсталой феодально-абсолютистской Испанией, которая собиралась жить за счет ограбления богатой страны, превратив ее в свою подлинную колонию, наподобие заокеанских земель.
Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Бытовые эстампы «Евреи в синагоге», «Странствующие музыканты» и другие – все обозначены первым годом его вдовства. Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс. Когда же друзья указали ему на этот поворот в воззрениях публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей, он, несмотря на всю трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет. Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего «Исцеления больных».
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Художник и время Проблема емкая и полная драматизма.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Обнародованный в 1651 году Англией «Акт мореплавания», запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а несчастная война с Кромвелем опустошила их казну. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг.