«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)».
«типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Освещенная гробница Лазаря справа и затененная каменная плита слева организуют сценическую площадку.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Критики «сделали из Рембрандта социального изгоя, непонятого в свою эпоху.
Оно было далеким от классических норм. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Позже (в 1890 г) Лангбен опубликовал книгу «Рембрандт как воспитатель» (Rembrandt als Erzieher). Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора».
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. В личности Рембрандта, как говорит Мак-Куин, соединяется свое искусство и биография. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Здесь нет ничего, чтобы отворачивало от восприятия образа, наоборот, хочется смотреть, смотреть и смотреть.
Голландии были нужны национальные герои и символы. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Здесь большую роль играет пейзаж. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. Ночь опустилась там, за изобразительной поверхностью офорта, где могучий и прекрасный лес загородил линию горизонта, кусочек которой угадывается слева, она опущена.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. При этом название гравюры, под которым она известна с XVIII века— чистая условность, на самом деле она может изображать Эсфирь перед отправкой её к Артаксерксу. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
30. Оно было далеким от классических норм. Вместо огромного алтарного образа Рембрандт пишет среднюю по размерам картину кабинетного формата. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. В 1630—1640-е гг. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Он был в моде. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Годом создания картины стал 1634 год.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Например, при оккупационном нацистском режиме была создана опера Рембрандта (1944 г) и проводилась неделя культуры Рембрандта. За этим именем возникает образ художника трагической, но прекрасной судьбы, образ человека, никогда не изменявшего тому, во что он верил, не способного поступиться даже самым малым в искусстве, если это шло против высшей человеческой правды. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Стол накрыт.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Забавно, что, несмотря на большое количество картин и гравюр, подписанных этим измененным именем, в большинстве документов его времени, в которых упоминается художник, его имя пишется как «Рембрант». Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Несколько пастухов, не ведая про свершившееся чудо, мирно спали на расположенной между нами и лесом опушке, вблизи своих стад, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Громадная фигура филистимлянина, заслоняющая почти всю левую половину сценической площадки, выступает резким, почти черным силуэтом на фоне освещенных слева дальних планов.
Rijn», «Воскрешение Лазаря»). Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Его банкротство заставило многих людей сочувствовать ему как аутсайдеру. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Изменение в написании чисто визуальное, оно не отражается на произношении имени художника. В Бельгии был Рубенс, а Голландия превозносила Рембрандта. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Фон черноват паркет – серый. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Над полотном художник работал меньше года. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Формальное сходство между рисунком и картинами есть и вдобавок изображена явно пастушка, так как справа можно разглядеть фляжку. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Любопытно, что в этот период среди библейских легенд внимание Рембрандта заостряется на теме Самсона, в которой элементы драматизма сочетаются с изображением грубой силы, тогда как в позднейшие годы его больше привлекает тема отцовской любви, одиночества и одухотворенного молчания. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В 1630—1640-е гг. Он перебирал тяжелые кованые золотые цепи и не раз царапал пальцы об острия серебряных булавок.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом. также картину в Метрополитен музее). Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста».
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. В 1642 г он в начале года использовал эту монограмму, а затем добавил свою родовую фамилию «ван Рийн», но в этом же году он отказался от фамилии и начал использовать только свое имя в первоначальном написании «Рембрант».
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин).
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
По верхнему краю корзины ползает живая крыса другая сидит у странника на левом плече – она предназначена к тому, чтобы доказать действие яда на деле. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах в гравированном на металле рисунке, то есть офорте.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Они ставили его в пример французским реалистам» (Мак-Куин, А. 2003 Создание культа Рембрандта). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
В Амстердаме теперь находится дом-музей «Рембрандт», название которого является измененным написанием имени художника, появившимся в 1663 г. Проще говоря, его ранняя подпись (около 1625 г) состояла просто из «R» или монограммы «RH» (Рембрант Харменцон, то есть сын Хармена) и, с 1629 г «RHL» («L», по-видимому обозначала Лейден). Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. офортов и 1400 рисунков. Это все термины самого Леонардо. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств.
Неоднократно менялось и название картины. В искусстве Голландии этого времени возникла мода на пасторальные сюжеты, которой мог следовать художник.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Книга называла голландского художника Рембрандта «воплощением южно-германской расы». Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое.
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Вещие слова сказаны.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Рембрандт был знаменит уже в течение своей жизни, но его слава значительно увеличилась в 19 веке.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Мартин Дай, собрание барона Ротшильда в Париже, стоит лицом к зрителю, несколько выставив вперед левую ногу. Тематика его офортов очень широка. Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Это ступени одного и того же скорбного пути.
Он подхватывал ее на руки и она шаловливо сопротивлялась и, смеясь от неожиданности, крепко прижималась к его груди. Неоднократно менялось и название картины. К этому выводу пришли изучив 36 автопортретов Рембрандта. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». В темнице его волосы отросли. Здесь Рембрандт разрешает сложнейшую задачу светотеневой организации листа, распределения на нем света и теней, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
При этом название гравюры, под которым она известна с XVIII века— чистая условность, на самом деле она может изображать Эсфирь перед отправкой её к Артаксерксу. Но для нас важно другое. Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
А в центре, оттеняемое эффектно изогнутыми полями широкополой шляпы, ее лицо в форме сердечка, со слегка курносым носом, со ртом – луком Купидона, с губами, разделяемыми темной, четко прочерченной чертой, нижней – чуть-чуть отвисающей, с миндалевидными глазами, взор которых, задумчивый, польщенный, говорит о том, что она снисходительно терпит его пристальное внимание Она сама – его роза и его радость, дитя природы, голландская нимфа, явившаяся к нему с фрисландского цветущего луга и вместе с ярким, напоенным росой букетом принесшая весеннее плодородие». Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Мы называем их вечными спутниками. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
В 1634-ом году он, сын мельника, плебей по происхождению, чей отец не имел никаких других званий, кроме "сын Герритса", неведомо по какой счастливой случайности женится на страстно любимой девушке, знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, которая насчитывает среди своей родни магистратов, писателей, советников и даже художника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекрасной картиной. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. В 1663 г. он добавил «д» и с тех пор подписывался только так, что доказывает важность этой перемены для Рембрандта (по причинам, для нас неизвестным). В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
В течение всей своей деятельности основными предметами живописи Рембрандта были портрет, пейзаж и сюжетно-тематические картины. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Композиция картины по-шекспировски динамична. Его влекло к военному делу.
Великие национальные художники, они сродни друг другу мятежностью своего гения, поражающей мощью интеллекта и тою великостью сердца, которую Ромен Роллан справедливо считал необходимой приметой настоящего человека, художника, героя. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. также картину в Метрополитен музее)1. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Выдающийся русский художник идейный вождь передвижников Иван Николаевич Крамской называл Рембрандта великим из великих, а один из величайших сынов России Илья Ефимович Репин писал: Рембрандт более всего любил гармонию общего и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4.