А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом. На верхних ступенях лестницы знаменщик компании бережно развертывает свое знамя. Эта живописная факира делает красочную поверхность трепетно-сияющей. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Зачем она здесь. Сходство с капитаном рембрандтовского «Дозора» сразу бросается в глаза но какая огромная разница. Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. Некоторые из комментаторов творений Рембрандта видели в ней олицетворение города Амстердама но такое предположение – явная натяжка.
Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Всё погружено в глубокий мрак. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Ежедневно кто-нибудь из членов корпорации забегал в мастерскую художника все эти посетители шумели и волновались, просили, протестовали – и все были недовольны. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. 1642 Дерево, масло. Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту.
Урия пал в бою. Исследователи творчества голландского художника связывают замысел картины Рембрандта «Давид и Ионафан» с библейским рассказом из Первой книги Царств (20: 40-42). Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию.
С ней как будто ушло и семейное счастье художника. Однажды ему случилось писать большой семейный портрет. Давид позже раскаивался в содеянном. Иконографический анализ позволяет установить преобладающий вариант.
Иудейский царь Саул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Но Ионафан, любивший Давида известил его об этом. Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс.
Художник рассердился, бросил кисти и палитру, грозя оставить картину недописанной, даже если потеряет гонорар. Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. Заказчики были довольны и сходством и композицией работа была почти окончена. В одном отношении выбор оказался удачным: Гертье любила и берегла своего маленького питомца и ребенок горячо привязался к ней.
Впечатление напряженной эмоциональности создается также колоритом картины. Наконец дело уладилось и портрет стал быстро подвигаться к окончанию. Об одной из таких картин расскажет новая серия программы «Библейские сюжеты в искусстве», – сообщается в пресс-релизе. Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца. Только в случае вторичной женитьбы половина ее имущества должна была перейти к сыну, Титусу.
Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра). Тот же поворот головы, та же поза, почти такой же наряд. Прошло уже десять лет с тех пор, как Рембрандт, по заказу амстердамских хирургов, написал свой «Урок анатомии».
Но здесь встретилось неожиданное препятствие. Рембрандт «Давид и Ионафан».
73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии. Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности.
Она, очевидно, дитя народа но лучи «рембрандтовского» солнца играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер. Одежды написаны пастозными, рельефными мазками. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. Один из солдат протягивает пику, чтобы хоть сколько-нибудь водворить порядок другой, прочищая свой самострел, нечаянно выстрелил (на лондонской копии даже виден дымок) и испуганно осматривает свое оружие. В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства.
В описании картин города Амстердама, составленном Ван Дейком, этот художник с восторгом отзывается об обнаруженном им бессмертном произведении главы голландской школы, называя картину «Выходом стрелков из кордегардии». Другие считали, что на картине – античная богиня любви и красоты Венера, ожидающая на своем ложе бога войны Марса. Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему. Если Рембрандт не придерживается текста буквально (который он затем, особеннов случае библии, проверяет слово за словом), то он обращается к известной ему часто из собственной коллекции художественной традиции из которой он перенимает свои сюжеты случается так, что он поправляет перенятые образцы исходя из текста, либо, следуя традиции, отклоняется от текста. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды.
Материальное положение его не изменилось. Ни одна из картин голландской школы не испытала стольких приключений и превратностей, как так называемый «Ночной дозор» («La ronde de nuit»), – название, мало подходящее к характеру коллективного портрета членов общества стрелков его ввели французы, которые в начале XVIII столетия гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны) не урезан наполовину. Написанная вскоре после смерти Саскии, любимой жены Рембрандта, картина несет в себе отголосок безмерного горя художника, навеки расставшегося с возлюбленной. Картина написана в роковом для Рембрандта 1642-ом году, когда вслед за старшими детьми и матерью умерла божественная Саския. С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Вирсавия была вынуждена подчиниться. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. Тут и произошло расставание друзей. Она посвящена событиям, рассказанным на страницах Священного Писания, согласно которым Давид был вынужден бежать от лица царя Саула, который хотел его убить».
Но какая разница в выражении, в характере одного и того же лица. Полные благодарности Товит с сыном просят Азарию взять себе половину принесенных денег, но тот отказывается. Можно себе представить неудовольствие владельцев портрета. Что это за белый петух висит у нее за поясом. Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны.
Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. И называться она должна "Давид и Авессалом".
Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Они требовали от художника, чтобы он изобразил их расставленными по ранжиру, стройно и чинно, согласно табели о рангах, среди привычной обстановки, со всеми атрибутами их званий и занятий. – В своей картине «Давид и Ионафан» Рембрандт запечатлел трогательную сцену прощания царского сына и молодого воина Давида.
На первом плане, в самом центре картины, проходит начальник отряда, Франс Баннинг Кок, опираясь правой рукой на булаву – знак своего достоинства. Но Рембрандт никогда не соглашался рабски подчиняться желаниям и капризам заказчиков. Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества (Klovenirdohlen). Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города.
В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. Возвышение иудейки возбудило и зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана – амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор».
Спор затянулся. И на этот раз Рембрандт остался верен себе. значение – расставание, разлука). Действительно, так и произошло. Но откуда эти блики золотистого цвета, пытающегося пробиться сквозь тёмные тучи горизонта. Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом.
Стоит отметить, что не только эти две картины Рембранта оказались предметом споров искусствоведов. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.
За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование. В 1645 году Рембрандт написал два портрета, которые многие считают лучшими его произведениями в этой области. В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Все улыбалось счастливому художнику.
Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой пейзажа.
Рембрандт пришел в отчаяние едва удалось его успокоить. Лицу Ионафана приданы черты самого Рембрандта – это одно из самых мужественных и горьких его автоизображений.
Но страшная полоса безмерных утрат только началась. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Стрелки нестройной толпой торопятся к выходу, толкая друг друга.
Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше.
Красота кисти изумительная чудный колорит, теплый и мягкий, уже предвещает величайшее создание мастера – «Ночной дозор». Саския давно хворала. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Один жаловался на отсутствие сходства, другой на то, что его лицо совсем в тени. И мы понимаем, что ни вражда, ни ненависть не способны разрушить их дружбу. Так и чувствуется, что художник всю душу свою вложил в это «творение любви и печали» он как будто хотел удержать, сохранить на мертвом полотне последние проблески жизни дорогого ему существа. До реставрации Ван Дейка всех художественных критиков и знатоков, любовавшихся «Дозором», поражало необыкновенное освещение картины, это странное смешение ночного сумрака с неизвестно откуда появляющимися световыми бликами.
После рождения сына Саския стала часто хворать с каждым днем она слабела и таяла. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Об этих трех лицах упоминает и Бендермак в своем каталоге, говоря о первоначальном эскизе «Ночного дозора». Сюжетом полотна является библейская легенда.
Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Но когда надпись на колонне восстановила настоящее название ее: «Сбор стрелков отряда Баннинга Кока на площадке в кордегардии перед учением», – то своеобразность колорита оказалась вполне естественной и уместной. Затем об этом бессмертном творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. Обликом и поведением он больше напоминает женщину. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила.
Надо было найти домоправительницу. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. Вдали едва различимы очертания Иерусалимского дворца, его башни и купола. В этом доме уже находилось несколько таких картин-портретов, между прочим, «Пирушка» Франса Хальса.
Мрачным и неприветливым показалось художнику уютное изящное жилище, купленное им для нее и устроенное с такой любовью и заботой.