Картина Леонардо да Винчи,, Мона Лиза имеет размер 77 на 53 см. «новая Мона Лиза» написана на холсте и немного больше по размеру «Моны Лизы» из Лувра, написанной на доске.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. () Джоконда— не портрет.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Увлечение всей жизни — изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации — привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
С помощью компьютерного анализа удалось установить, что пропорции портретов (включая лица, руки и многие фрагменты), несмотря на их разные размеры, в точности соблюдены. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России.
Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Цель этого похищения не выяснена одназначно. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра).
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Морщины были ее безошибочным паспортом.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Мне показалась такая реакция странной.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Vincenzo Peruggia). В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. В ХХ ст. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. В 1914 году картина была куплена (по другим данным найдена в заброшенном поместье) английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого картина получила оригинальное название «Мона Лиза Айзелуортская».
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Девушку звали Мона Лиза. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Мона Лиза улыбается, но почему.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Картина была в Швейцарии или Аргентине. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. В 1979 году после смерти Генри Пулитцера картина перешла в руки консорциума из несколько коллекционеров, основавших Фонд «Мона Лиза».
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. 7. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. На протяжении последних сорока лет картина хранилась в банковском сейфе в Швейцарии.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. В связи с недостаточностью доказательств, публикация в то время не вызвала интереса. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
На известном всем портрете колонны отсутствуют. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
раздел Техника). Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». 3. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Она расположилась на фоне пейзажа.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Результаты компьютерного моделирования старения женского лица подтвердили, что «Мона Лиза» из Лувра выглядела в молодости, как «Мона Лиза Айзелуортская». Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Как выглядит «Мона Лиза». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером, опубликовавшим в 1972 году книгу, в которой он утверждал, что автором полотна является Леонардо да Винчи. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». «Новая Мона Лиза» известна историкам искусства около 100 лет. Однако, если посмотреть через обзорную сферу – прозрачный акриловый шар – катушки нитей собираются в узнаваемый образ, сообщающий, как мало информации требуется мозгу чтобы собрать смысл того визуального образа, который уже был знаком.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. 4.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Родился в семье нотариуса.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Vincenzo Peruggia). 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Голова слегка повёрнута10. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо.
А само изображение покрывает толстая броня. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
() Джоконда— не портрет. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Нам не известно. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Он сделал набросок портрета. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Она сберегается в Лувре. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Эта версия считается просто домыслом. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Через два года в Италии картина была найдена. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Результатом этого путешествия стали снимки, которые можно было бы назвать сюрреальными, если бы они не были совершенно документальными. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Картина написана маслом на доске из тополя. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.