Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. К той же ранней эпохе нидерландской живописи, к середине XV века, следует еще отнести две интересные, строгие, внушительные, несмотря на малый размер, картины Троица и Богоматерь с Младенцем, которые Тчуди считает произведениями Мастера из Флемалле (Жана Дарэ. ). Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов.
Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество.
Этот ряд замыкают фигуры прародителей рода человеческого — Адама и Евы. Изображенные представлены в интимной обстановке уютного бюргерского интерьера, однако строгая симметрия композиции и жесты (поднятая вверх, как при клятве, рука мужчины и соединенные руки пары) придают сцене подчеркнуто торжественный характер. В это время разные художества стали обособляться от главного — от архитектуры. Каролингское возрождение) строились строгие базиликальные церкви с вестверками (Маастрихт), центрические капеллы (Неймеген). Все деревья и мелкие растения выписаны мастером с необычайной точностью. Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт.
Варвары, сидящей на скамье у камина и погруженной в чтение (1438, Мадрид), относится к позднему периоду его творчества. На рубеже XV века отношении станковой и монументальной живописи намечается перелом. Цель Тициана: передать определенное душевное состояние.
Они способны увидеть хаосе знамения нового и среди умирающих форм видеть и провозглашать древнюю мудрость ибо знают, что за разнообразием форм скрываются одни и те же вечные законы, которые существовали и будут существовать и которые просто меняют свой облик от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера. Бездну бытовых подробностей можно отыскать в фонах их картин, в костюмах, меблировке. Точными штрихами мастер заставляет зрителя поверить в реальность и достоверность происходящего. На смену средневековым росписям приходит станковая картина. Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св.
Ожидаемый ответ Микеланджело, Рафаэль, Донателло Мадонна Бенуа. Этот выразительный и драматический приём переняли многие художники. Флемалъский мастер. Однако число художников, которые в противовес царящему в искусстве направлению полностью и многосторонне раскрывали бы свой реализм, было очень невелико. У нас имеются две старинные копии с картин Массейса (1466 — 1530) изображающие ростовщиков (или сборщиков податей), да и третья из копий с Массейса, Св.
е. христианской веры). В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Особый интерес в творчестве Босха вызывает алтарная композиция под названием «Стог сена». Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. На рубеже XV-XVI вв.
В долинах Мааса и Шельды в храмах соединялись черты романского стиля и готики. Крупнейшим представителем романизма первой трети века был Ян Госсарт по Мабюзе прозванию.
На сегодняшний день нет разногласий по поводу того, что человек изображенный на портрете «Кардинала фон Санта-Кроче» — как он назван в инвентарной описи Леопольда-Вильгельма, — это папский легат, кардинал Николо Альбергати. Патинир) и бытовой жанр. Композиции становятся многолюдными. Но в реалистическом изображении деталей природы Ян Брейгель превзошел Конинкслоо.
Особенно чаруют на пути в благословенную Италию Альпы и Тироль. В большинстве своих произведений Брейгель применяет чистые, сильные локальные тона, которые в значительной мере повышают реальность и динамизм его картин. Персонажи нидерландских картин всегда одеты, в них отсутствует чувственность, но нет и ничего величественного и героического. Угловатые формы Адама противопоставлены округлости женского тела.
Предметы вроде бы случайно и в то же время очень продуманно расставлены на краю стола. Бавона. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю точкой мироздании. В таких произведениях, как «Самоубийство Саула» (1562), «Пейзаж с бегством в Египет» (1563), «Несение креста» (1564), мастером преодолевается трагизм бессмысленности деятельности людей на земле.
Особенно точно такой принцип творчества ван Эйка передался в его портретах. Поездка в Италию интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Эрцгерцог Леопольд-Вильгельм полагал, что обладает несколькими картинами одного из основателей ранней нидерландской живописи на панно — Яна Ван Эйка, который работал в Брюгге и Генте, «изобретателя масляной живописи» (как гласил каталог 1659 г. ). Предпочитая буки и дубы, Рейсдаль старается выявить их связь с почвой из которой они растут. Главное средство выразительности – колорит, цвет, воспроизведение фактуры материалов. Перед зрителем разворачивается аллегорическая картина человеческой жизни.
В ней глубоко впечатляет бурный и романтический образ природы.
Долго сохраняется компромисс между старым и новым. Лесная поляна с огромными деревьями и густая толпа людей составляют одно неделимое целое. Однако только это и отличает его от других. Госсарт, Б. ван Орлей). II никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, при этом скорее изысканной, чем глубокой гамме: красная с фиолетовым оттенком ткань — серая меховая опушка — серо-розовое с совсем бледными губами лицо.
До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Другой характерный для этого времени отличавшийся гуманистической образованностью художник, Ламберт Ломбард некоторое время находился на службе у льежского герцого-примаса. Тимофей.
Стали формироваться региональные художественные школы. Другой великий гений ранней нидерландской живописи, брюссельский мастер Рожиэ ван дер Вейден (1399 — 1464) представлен в Эрмитаже превосходной старинной копией с мюнхенской картины Св. Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными.
Этому способствовали его световой колорит и прежде всего способность воплощать душевные переживания – «аффект», как сказали бы в Италии — и таким образом уговаривать набожного зрителя реконструировать и созерцать событие. Заключение. Венецианское искусство эпохи Возрождения является частью итальянского искусства и тесно граничит с очагами художественной культуры Возрождения в Италии, общность исторических и культурных судеб. Лишь внимательно приглядевшись, можно увидеть ногу упавшего в море героя.
Храмы украшались фресками и скульптурой. Северное Возрождение тесно граничит с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. И несмотря на то, что в самых поздних своих произведениях Брейгель дошел до подчеркнуто дифференцированного изображения народа, для его творчества остается действительной (как это заметил Карой Толнаи) формула Себастьяна Франка, что «любой человек – человек», то есть тот, кто познал одного человека, знает все человечество.
Это – типичный для него «пейзаж настроения». Талант художника не может быть статичным.
Попытки доказать подложность надписи и объявить Губерта «легендарной личностью» следует считать бездоказательными.
Подобного двойного портрета в интерьере мы не найдем в европейском искусстве вплоть до написанных столетием позже «Посланников» Гольбейна. Несмотря на масштабность, пейзаж создает впечатление пустоты, безмолвия и безнадежности.
Светские изображения на самые различные темы, а также приобретшие под влиянием гуманизма популярность исторические и античные мифологические сюжеты в большой степени расширяли и обогащали круг тем изобразительного искусства. Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений титанизма Возрождения.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Мы знаем, однако, что льняное и другие высыхающие масла были известны в качестве связующего уже в раннем средневековье (трактаты Гераклия и Феофила, 10 в. ) и довольно широко применялись, по данным письменных источников, в 14 веке. Екатерины на внутренних створках (Дрезден), впечатление уходящего вглубь пространства церковного нефа доходит почти до полной иллюзии. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения.
За три года своего пребывания в Риме он со страстью ученого археолога изучал античные памятники Вечного города и запечатлел их в точных, объективных рисунках. Выделялись миниатюры школы Маастрихта. На ранних картинах Клеве в передаче пространства и в фигурах еще чувствуется влияние Питера Артсена. Нидерландские мастера переняли некоторые формальные элементы и композиционные методы итальянцев именно потому, что их художественные цели были сходны с целями итальянского искусства. Герои его менее утончены, чем герои Джорджоне, менее загадочны, более активны, проникнуты человеческим началом (Цыганская мадонна Дама за туалетом Соломея Флора Любовь земная и небесная Лежащая Венера Урбинская Венера перед зеркалом, алтарные картины, портреты).
Правая часть исполнена абсолютно в духе средневековья. Таким образом, расположенный на юге Нидерландов Антверпен в ходе XVI века стал одним из главных центров, в котором смешивались художественные устремления фламандских и голландских мастеров.
Его жизнь вступает в полосу материального и семейного благополучия. Перелом наступает в 1642г., когда умирает Саския ван Эйленбург.
Единственное датированное произведение художника — створки, с изображением на левой Генриха Верля, профессора Кельнского университета и Иоанна Крестителя, а на правой — св. Картину известную как Спящая Венера отличает отсутствие символичческих элементов, делается акцент на тело, как объект красоты. От его жанровых и религиозных композиций все больше веет духом демократизма («Святое семейство», 1645).
Арнольфини, который держит за руку свою кроткую жену так, будто выполняет. На створках живопись имитирующая скульптуру. Так, в картине «Избиение младенцев» евангельский сюжет служит своеобразной ширмой для изображения реального факта: нападения одной из частей испанской армии на фламандскую деревушку.
Веронезе: его образы скорее праздничны, чем героичны. Портрет кардинала Альбергати.
С другой стороны, Хуго ван дер Гоес, меланхолический мастер, работавший в Генте, никогда не был в Италии, однако огромный алтарь с «Поклонением пастухов», который он создал в 1475–1476 годыдля Томмазо Портинари, главы агентства Медичи в Брюгге, оказал глубокое влияние на творчество итальянских живописцев. Его интересует лишь праздничная сторона быта (Брак в Канне). К стилю Брегеля с его манерой изображать деревья посредством мелких точек, с яркой зеленью, примкнул пейзаж мехельнской школы, со старейшим своим мастером Хансом Болем (1534-1593). Большинство исследователей отождествляют этого художника (названного по трем картинам Франкфуртского музея, происходящим из селения Флемаль близ Льежа, к которым присоединен по стилистическим признакам ряд других анонимных произведений) с упоминаемым в нескольких документах города Турне мастером Робером Кампеном (ок. Варвара» (1437, Антверпен), вернее рисунку, выполненному тончайшей кистью на загрунтованной доске.
2. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал.
Лишь одна картина «Три Марии у гроба Христа» (Роттердам) может быть оставлена за ним без особых колебаний. Главные герои показаны здесь как часть целого, они не имеют самостоятельного значения. Он подготовил почву для новой интерпретации жанровых и пейзажных мотивов. В центре, на лугу, поросшем цветами, возвышается на холме престол с агнцем, кровь из раны которого стекает в чашу, символизируя искупительную жертву Христа несколько ниже бьет фонтан «источника живой воды» (т.
Это Гент, на одной из улиц которого современники мастера-живописца легко могли узнать дом богача Вейдта. Все они в некоторой немилости у знатоков искусства и действительно, между наивной искренностью мастеров XV века и зрелым великолепием живописи XVII века их претензии на изысканность их подражания самым школьным из итальянцев (Даниеле де Вольтерра, братьям Дзукарро или Пармеджанино) являют довольно печальный вид. В 15 в. Появляются жанровые мотивы, как влияние миниатюры, распространившейся при дворах. Каждая фигура выписана мастером с большим вниманием и точностью. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен).
Идеализирующие, типизирующие художественные принципы итальянского Ренессанса были прямо противоположны нидерландскому искусству, подчеркивающему индивидуальные особенности и стремящемуся к реалистической передаче деталей. Кристус, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс и др. ). Он пробовал свои силы изображе нии бесконечного переплетения зеленых стеблей, веток и листьев используя при этом игру света и тени, тончайших ню ансов перехода одной краски другую. В триптихе «Благовещенье» (Нью-Йорк) традиционная религиозная тема развертывается в подробно и любовно охарактеризованном бюргерском интерьере. Каждый образ, созданный художником, отличался особой выразительностью.
Рожиэ выставляют обыкновенно как патетического драматурга. В Италии XIIIXIV вв греческая культура и мифология еще оставались во власти Рима. В «Поклонении волхвов» одну из главных ролей играет пейзаж.
На ранних его картинах еще господствуют пестрые локальные цвета, позже они становятся тоновыми, а в произведениях, написанных уже в старости, краски Бекелара делаются все более светлыми и нежными, что указывает на влияние колорита венецианских мастеров. Возр», Никулин «Зол. Дюрер как теоретик искусства.
Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. Латинское искусство с момента его зрелости (для Италии с начала XV века, для Испании и Франции с XVI) отличается от германского исканием красоты форм и связанной с нею — широкой простоты форм. Дрезденский триптих : Архангел Михаил и заказчик Св. Екатерина – на боковых створках.
Именно в это время он создает такой шедевр, как «Даная» (1636), где внимание живописца все более переключается с внешней выразительности и привлекательности модели на передачу ее внутреннего состояния (прил., рис. Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская живопись)— один из этапов Северного Возрождения, эпоха в нидерландской и в частности фламандской живописи, охватывающая в истории европейского искусства приблизительно столетие, начиная со второй четверти XV века. В этих условиях переезд Конинкслоо в Амстердам имел весьма важное значение. Нидерландская школа живописи в XV в. стала одной из ведущих в Северной Европе. При наличии в каждой из названных стран, ярко выраженной национальной специфики, художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новому времени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставлении их с Италией. В Нидерландах же в XV веке основной художественной ветвью была станковая живопись, которая уже по самому материалу и технике отличается от фресковой. 1655 – прил., рис.
Здесь появляется абсолютно новая для Брейгеля идея самоценности человеческой жизни. Мор), в том числе групповой (Д. Юлиан и Марта»).
Картины: Св. Варвара. Он писал их сразу на холсте, одновременно намечая композицию, моделируя объемы, находя полутона и красочную гамму. Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ). Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Там, где зоны формирования опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную средуCASE-средства проектирования баз данныхCheck-Up (общее обследование)I. Над роскошным городом, над разряженной издевающейся толпой висит на кресте Искупитель. Необходимость уезжать во Францию отпала. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Помещенная на алтаре надпись в стихах сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», закончен его братом «вторым в искусстве» по поручению Иодокуса Фейта и освящен 6 мая 1432 года.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Я. ван Эйк стал основоположником искусства Возрождения в Северной Европе. Те же образы представлены и в картине «Несение креста», колорит которой составлен из бледных и холодных оттенков. С 1425 – придворный и художник Филиппа Доброго.
Так, один из украденных в 1934 г. фрагментов оригинала был заменен хорошей копией. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Но искать разгадки этих завораживающих изображений нужно эпохе реформации.
Вследствие этого возникли новые проблемы. Но никому не приходило голову, Иконы высотой 1, 5 находились храме со времени его постройки 1916 году, что эти шедевры выдающемуся принадлежат художнику XV века. фазу развития искусства Нидерландов. Комната св. В замечательном алтаре с Поклонением волхвов Мюнхен центре композиции оказываются юная Мария и седой коленопреклоненный волхв, подносящий к губам ручку младенца.
За единичными исключениями (Ян ван Эйк), художники, подобно ремесленникам, были объединены в цеха. Невозможно описать все, что содержится в этой крошечной картине. Появившиеся в 1566 г. полотна «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» ознаменовали новый этап развития не только творчества художника, но и искусства Нидерландов в целом. Не осталась без влияния Италии и портретная живопись.
В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Эти произведения занимают истории искусства место вполне исключительное – не существует изображений природы, где всеобъемлющий, почти космический аспект претворения был бы так органично слит с чувством жизни. Именно пейзаж в картине выражает мысль о человечности, добре, духовности.
Объект и средства исследованияI. Различной была и основная область применения живописи у этих двух народов. Михаила с заказчиком и св.
Постепенно стали появляться светские сюжеты и картина отделилась от иконописи. Х. Босх, обратившийся к наследию средневековой народной культуры, создавал символико- аллегорические композиции с социально- морализирующим сатирическим подтекстом. Бессмыслица существованияI. И, хотя невиданное обогащение правящих классов сопровождалось чудовищной эксплуатацией народных масс, голландская культура и искусство вступают в эпоху блистательного расцвета, давшую миру целую плеяду замечательных философов, ученых и художников.
В картине «Крестьянский праздник» (1550) натюрморт играет второстепенную роль, а в «Мясной лавке» (1551) предметы вытеснили человека на задний план. Однако как художник Гемессен обладал достоинствами, которые заставляют простить этот странный диссонанс его творчества. В нидерландской живописи эпохи Северного Возрождения еще долго существовали черты готического стиля.
Алтарь вновь украсил церковь Св. Человек на картинах больше не идеализировался. Матфей Бриль, родившийся в 1550 г. в Антверпене и умерший в 1584 г. в Риме, впервые перенес стиль Конинкслоо в Италию, где его брат Павел Бриль (1554-1626) развил его дальше, примыкая к Карраччи, раньше которых мы не можем говорить об этом мастере. Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином.
Но в то время эта наивность могла казаться как бы оскорбительной для национального самолюбия и наоборот, полнота и цельность итальянского искусства — завидными. Он обладал особым талантом в передаче ощущения материальности поверхностей. Его отдельные завоевания были подхвачены многими нидерландскими живописцами (П.
Его триптих «Распятие» является одним из шедевров так называемых «художников города» Брюсселя. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. Влияние итальянского искусства заключалось, однако, не просто в пассивном восприятии его. Ощущение почти осязаемой реальности достигается путем использования художником красок определенных тонов, являющихся своеобразными символами того или иного времени года: красновато-бурые оттенки земли в сочетании с зелеными тонами, образующими пейзаж на заднем плане «Сумрачного дня» насыщенно-желтый, переходящий в коричневый цвет в композиции «Жатвы» преобладание красного и всех оттенков коричневого в картине «Возвращение стад». Так называемый жанр существовал и в XV веке в Нидерландах.
С этого движения, разгоревшегося в 1566 г. и началась революция в Нидерландах. Но этот период успеха и благополучия длился недолго. Были и родственные им мехельнские художники, Лукас ван Валкенборх (около 1540-1622), пейзажи которого написаны большей частью ради них самих его брат Мартен (1542-1604), его сын Фредерик ван Валькенборх (1570-1623), картины которых можно лучше всего изучить в Вене. Во всех своих религиозных композициях том числе, вероятно, несколько более раннем Благовещении МетрополитенМузей, НьюЙорк мастер виртуозно пользуется принципом скрытого символизма, сочетая богословские аллегории с безукоризненной верностью натуре.
Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Влияние Дюрера на современное ему искусство.
вокруг замков и рыночных площадей выросли города, радиально-кольцевые по планировке, с городской башней и ратушей, массивными стенами с башнями и воротами. Рембрандт переезжает в Амстердам. Гуманистические идеи- подражание природе. Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. В течение XVI века для всей Европы был характерен большой спрос на картины. Предметы домашнего обихода, окружающие Марию, здесь не только наполнены символическим значением (умывальник и полотенце предстают здесь как символы чистоты Марии, три створки окна — символ вечной Троицы), но и призваны сблизить происходящее с реальной действительностью.
Долгое время считали, что по сравнению с искусством двух великих столетий – предшествовавшего и последовавшего – нидерландская живопись XVI века находилась в состоянии упадка. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев. Процесс формирования ренессансной культуры происходит медленнее, чем в Италии.
Лица всех героев имеют одинаковое выражение. Рожиэ побывал в Италии в 1449 и 1450 годах, но это путешествие прошло для него даром и нигде не видно того, чтобы он был заражен уже торжествовавшим тогда искусством Мазаччо, Липпи, Гоццоли и Кастаньо. Арнольфини — видный представитель итальянской торговой колонии в Брюгге).
Большая часть нидерландских художников, работавших в середине века, была покорена динамизмом, выразительностью и пафосом творений Микельанджело. Так, начало сельскохозяйственных работ граничит с пробуждением природы («Сумрачный день»). Но Рембрандт остается активным, плодовитым, неустанно работающим художником.
Алтарь открывался только в праздничные дни. Интерес к многообразию аспектов ярко выражен в богатом разнообразии человеческих лиц.
Он жил и работал в Антверпене до тех пор, пока город не заняли испанцы. Его живопись становится все более зрелой и значительной. В этом монументальном образе художник сохранил традиционный золотой фон. Мадонна канцлера Роллена.
Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Согласно легенде, св. Наиболее обоснованной представляется гипотеза, согласно которой Ян использовал и доработал начатые Губертом части алтаря, а именно — «Поклонение агнцу» и первоначально не составлявшие с ним единого целого фигуры верхнего яруса, за исключением выполненных целиком Яном Адама и Евы принадлежность последнему целиком внешних створок никогда не вызывала дискуссий. Антония», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов», «Осмеяние Христа».
Легкому изяществу Дрезденского триптиха противостоит тяжелое великолепие «Мадонны каноника ван дер Пале». Нидерланды), в которых по-разному развивались и истолковывались нидерландские традиции. Рыцарские доспехи Св. Георгия, Св. Домициана.
Среди мастеров миниатюры – нидерландские художники (братья Лимбурги). Губерт ван Эйк. Георгий. Обоснование системы показателей для комплексной оценки их классификация.
Мануэль, М. Брудерлам и др. ), а также так называемая франко-фламандская миниатюра.
Ганс Вредеман де Врис (1527-1604) выступил с изображениями галерей в стиле ренессанса его картины этого рода с подписью находятся в Вене за ним его ученик Хендрик Стенвейк старший (около 1550-1603) выступил с готическими церквами, большими залами и мощными каменными сводами его несколько сухо, но отчетливо нарисованные внутренние покои отличаются глубокими тенями и утонченной светотенью. Организация библиотечного обслуживания населенияI. Писание портретов было важнейшей задачей придворного живописца. Начинал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
Нововведением автора стало помещение своих персонажей в обычную обстановку. Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. Зрелый период отличается постепенным изменением живописной системы.
Деятельность этих художников почти целиком протекала во Франции, за исключением Брудерлама. Мастеров, побывавших в Италии и находившихся под влиянием художественных идеалов итальянского Ренессанса, в Нидерландах называли «романистами» ибо в обновлении нидерландского искусства решающая роль принадлежала искусству Рима. Использовав народное движение для получения власти, король жестоко расправился затем с повстанцами. Однако ярче всего отразилось итальянское влияние на живопись в религиозной живописи и на первых примерах светской исторической живописи, абсолютно (если не считать миниатюрную) не существовавшей в предыдущий период. Нидерландское искусство, единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV вв.
27), которую Рейс-даль написал даже в нескольких вариантах. Вся эстетика в них разная, несмотря на тождество религии и многих духовных переживаний. В творчестве Брейгеля находит выражение и новая концепция изображения природы. Наконец изумляешься насыщенности тона синей одежды Девы и тому, как рельефно, с соблюдением всех тончайших отношений света и полутонов представлена глубина зала — романской архитектуры. В начале 20 века в рукописи известной под названием «Туринско-Милан-ский Часослов», был обнаружен ряд миниатюр, стилистически близких к Гент-скому алтарю, 7 из которых выделяются своим исключительно высоким качеством.
Донат, его указывающим жестом представляет собравшимся св. Люди и природа здесь как бы меняются местами. Все детали в картине написаны с такой тщательностью, что напоминают ювелирные изделия. Произведением, завершившим период становления творческого метода ван Эйка, принято считать алтарную композицию «Мадонна каноника ван дер Пале», созданную в 1436 г. Отличительной чертой образов становится их монументальность.
На картине «Проповедь Иоанна Крестителя» пейзажу отведена относительно малая роль, однако и здесь чувствуется, что у Брейгеля и люди и природа подчиняются одним и тем же закономерностям. Однако как провести, соответственно с географическими границами, деление эстетическое. Даже светлый лик св.
1435, Мадрид). А сам человек оказывается здесь духовно мертвым и безжизненным. Ездил по его поручениям в Испанию и Португалию.
Сами процессы обновления культуры в странах, расположенных севернее Альп отличались той последовательностью, которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно — быстрее в живописи, медленнее в других видах искусства — и, как правило, на сопровождались синхронным теоретическим осмыслением. Искусство высокого Возрождения, безусловно, не исчерпывается известнейшими именами. Так, зритель при первом взгляде на картину видит в ней лишь традиционную религиозную тему. Роскошный широко написанный пейзаж изысканность и закругленность поз, доходящая местами до жеманности, неизвестные средневековью страстные выражения лиц, весь орнаментальный вьющийся характер композиции — все это указывает на появившиеся в Нидерландах влияния далекого, но уже прославившегося на весь мир итальянского искусства имевшего в эти же дни (картина написана в 1531 году) своих Сарто, Тициана, Корреджо и других мастеров полной зрелости. В «Проповеди Иоанна Крестителя» локальные тона имеют несколько меньшее значение, чем в других работах художника, но и здесь общая картина, раскрывающаяся перед зрителем, отличается живостью и пестротой.
Конинкслоо был одним из главных представителей романизма в пейзажной живописи. (1436, Брюгге), с крупными фигурами, вдвинутыми в тесное пространство низкой романской абсиды. Свое, доморощенное стало казаться тогда рядом с чужим недостойным, провинциальным. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. Операцию делает монах – и здесь сквозит злая насмешка над духовенством.
Хальс хорошо владел всеми разновидностями портретного жанра. Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. (Я.
Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. 20). Однако решение темы отличается от обычного для данного сюжета решения. Он был прирожденным мастером натюрмортов и его созданная в 1551 году картина изображающая витрину мясной лавки (Коллекция произведений искусства Университета в Уппсале), положила начало этому новому жанру. Это время возрождения интереса к античности. Основной задачей в этой области стал психологический анализ изображаемых людей.
Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Напротив того, в дни, когда они жили (и которые соответствуют деятельности фра Беато и Мазаччо), вся северная культура и вместе с ней северные художества успели достичь удивительного великолепия и переживали также в своем роде эпоху возрождения. Романский стиль, складывавшийся главным образом под воздействием искусства рейнских областей и Северной Франции, господствовал в XI – середине XIII вв.
Разнообразные фигуры и мотивы с само собой разумеющейся естественностью, но вместе с тем в полном соответствии со строгим композиционным порядком, расположены в написанном в светлых тонах замкнутом пространстве, производящем внушительное и целостное впечатление. Высокое Возрождение: взлет искусства. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является пейзаж «Домик в роще» (1646).
Ян Ван Эйк. Основатель новой школы живописи (совместно с братом Губертом). С 1430 поселился в Брюгге. Десять фигур размещены на золотом фоне, на узком пространстве переднего плана, наподобие полихромного рельефа. Композиторы все чаще смело стали обращаться к бытовым сюжетам и сюжетам из жизни трудового народа. Провост был человеком утонченной культуры, другом поэтов и риторов.
В начале 1630-х гг. Вероники» (Франкфурт) — фрагменты другого большого алтаря. Наглядный пример тому – картина «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660), повествующая о том, как царица Эсфирь раскрыла перед царем Асуром коварные замыслы его фаворита Амана и тем самым спасла от гибели свой народ. Долина Мааса славилась бронз, литьём и ювелирными изделиями.
Таким же статуарным характером отличаются фигуры «Мадонны» и «Св. В Нидерландах же, где быстрый экономический подъем создал благоприятные условия и для развития духовной жизни, этот спрос был особенно высок. Основное, что передает здесь художник, — это холодный воздух, туманная даль, бледный свет гаснущего.
1378—1444). Ренессансные устремления составили в истории нидерландского искусства лишь сравнительно короткий эпизод и никогда не проявлялись в таких чистых формах, как в Италии ибо ренессансные представления о форме лишь с трудом сочетались с продолжавшими еще жить в искусстве северных стран позднеготическими традициями. В светских постройках этого времени традиционная готическая структура сочеталась с обилием ренессансных деталей, что придавало зданиям нарядную живописность (ратуша в Антверпене, дома бюргеров в Мехелене).
Термин «Возрождение» ввел в 16 в. Джорджо Вазари. Некоторые персонажи представляют реально существовавших людей. Сложные краски, звучность. Отличительной особенностью этих образов является их слияние с миром природы. Святая изображена сидящей у подножия строящейся соборной башни.
Заказана Николасом Ролленом.
На заре Нового времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами. В центре- реальный мир и человек. Авторство Губерта (.
Одним из типичных «романистов» второй трети XVI века был Мартен Гемскерк, «гарлемский Микельанджело», весьма плодовитый художник и график, гравюры с рисунков которого делали преимущественно в Антверпене. В плотной застройке преобладали деревянные, фахверковые (см.
Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Особое место не только в творчестве Яна ван Эйка, но и во всем нидерландском искусстве 15—16 веков принадлежит «Портрету Джованни Арнольфини и его жены» (1434, Лондон.
Бавона в Брюгге. Напротив того, роскошный мягкий пейзаж, стелющийся за фигурами, а также позы и типы пророков и сивилл (предвещавших, согласно толкованию церкви, рождение Марии) выдают новое, более свободное, более жизнерадостное, но и менее религиозное время. Усовершенствовал технику масляной живописи. Маньеризм) черты использовалась нарядная полихромия, Широко известно было также нидерландское декоративно-прикладное искусство – шпалеры с многофигурными сюжетными композициями (Брюссель), ювелирные изделия (Антверпен, Льеж), керамическое производство, вышивка (Брюссель), кружева областей Фландрия и Брабант. Их движение совпадает с динамикой природных сил. Переход от темперы к маслу позволил иллюзорно передавать материальность мира.
Наиболее знаменитое его произведение, созданное еще в молодые годы, — «Снятие с креста» (ок. Творчество этого мастера положило начало основанию и развитию нидерландской школы живописи и оказало влияние на произведения многих последующих художников. Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега 15621635. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее.
В свою очередь среди германских школ фламандская живопись, оставшаяся под влиянием римского католицизма, отличается от других германских школ большей склонностью к пафосу, к официальности и к разрешениям формальных задач. В нижней части картины замечается даже известная развязность художника по отношению к своему предмету и первые проблески искания красивых (а не только выразительных) форм и их комбинаций. Вероники почти не отличает героиню от других персонажей. Работа необычайно динамична. Спустя некоторое время портрет невесты был готов.
Родоначальник романистов, как принято называть этих подражателей итальянцев, Госсарт Мабюзе отсутствует в Эрмитаже, но картины Бернарда ван Орлей, Гемскерка, Гемессена, Флориса (де Вриендта), Спрангера, Гольциуса, Корнелиса Гарлемского, Ютеваля и картина, приписанная Ломбарду, дают исчерпывающее представление об исканиях этих художников и об их достижениях.
Это ярко проявилось уже в 1650-е гг., например, в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (ок. Привлекает внимание любовная передача предметов обстановки бюргерского жилья и открывающийся в окно вид на городскую улицу. Неизвестный как будто рассказывает нам свою грустную историю.
В отличие от персонажа картины «Тимофей» герой этого полотна наделен более выразительным взглядом. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. Человек на картинах больше не идеализировался.
Дветри статичные иногда портретно трактованные фигуры изображают продавцов и покупателей. Это решающее по своей значительности новаторское начинание Артсена развили дальше Иоахим Бекелар и Мартен ван Клеве. Джорджоне: новатор в живописи, пишет обнаженное тело (Спящая Венера с Купидоном Юдифь Мадонна Кастельфранко). Подобно «Благовещенью», картина освещена ровным, сильным светом и выдержана в холодном колорите. башней и резными наземными галереями (в Брюгге, Генте, Лёвене), а также здания суконных рядов, цехов и т. п. Высокого уровня достигли скульптура и станковая живопись ряда мастеров, преимущественно работавших в Бургундии (Ж. Лукас ван Лейден — крупнейший нидерландский художник и гравер первой трети 16 века.
Он близок Гусу своим интересом к внутреннему, духовному миру человека. Джотто ввёл традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью Иоакима и Анны. Глазами горожанина смотрел он на крестьян, на то, как они стоят среди своих аппетитных, свежих товаров. Составленные по образцу «Жизнеописаний» Вазари, биографии нидерландских художников 15—16 веков Мандера содержат обширный и ценный материал, особое значение которого заключается в сведениях о памятниках, непосредственно знакомых автору.
Не подчиняясь характерным для того времени и бытовавшим среди различных общественных слоев представлениям о красоте, не идеализируя изображаемые фигуры, Мор всегда давал почувствовать общественное положение, ранг тех, кого писал. Однако в художественном мастерстве Гемскерк уступал своему учителю. Здесь изображена человеческая трагедия с поразительной выразительностью и полнотой.
Донатиана, драгоценным доспехом и особенно кольчугой св. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. В ходе XVI века в результате деятельности Босха, Квинтена и Яна Массейса, а также Лукаса ван Лейдена стремления подобного рода все более крепли и в середине столетия это привело к тому, что поучительные истории, являвшиеся сюжетом таких картин Гемессена, Реймерсваля, Артсена и Брауншвейгского монограммиста, как «Блудный сын» и «Призвание Матфея», стали изображаться разыгрываемыми в антверпенских лавках и публичных домах.
в галерее Лихтенштейна достаточно его обрисовывают. Толпа – как некое единое целое. Пейзаж и женские фигуры в этой картине чрезвычайно близки к наиболее архаичной части Гентского алтаря (нижней половине средней картины нижнего яруса), а своеобразная перспектива саркофага аналогична перспективному изображению фонтана в «Поклонении агнцу». Но нидерландские художники шли своим путем интуиция заменяла научный подход. Образы, созданные Брейгелем, монументальны, значительны и несут в себе социальный пафос.
Говоря, что мы можем в Эрмитаже найти источники северной живописи, мы делаем натяжку.
Под влиянием гуманистических идей и Реформации религиозная живопись XVI веке утратила здесь свое ведущее значение, уступив место развивающимся светским жанрам портрету, пейзажу, бытовому жанру. События до глубины души потрясли всех современников знаменитого художника. В картинах «Кухарка» (1559), «Крестьянин» (1561) с их явной идеализацией образов чувствуется искренняя симпатия автора к простому человеку.
Почему Яна ван Эйка называют основоположником нидерландской школы живописи. В своем стремлении сочетать эти два направления Конинкслоо не был одинок. Новая изобразительная система изучение натуры, перспективы. В Мадонне скалах 148394, Лувр второй вариант — 14871511, Национальная галерея, Лондон излюбленная мастером тончайшая светотень сфумато предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам это равной мере и божественночеловеческое и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. Именно к нему обращаются Мария и св.
Лука рисующий Мадонну. Все в этой картине, написанной в то время, когда в Тоскане были сделаны первые робкие шаги в светотени (Липпи) и в правдивой красочности (Доменико Венециано), поражает тем совершенством, с которым передана натура. Однако не все части произведения удалось сохранить. Творчество Брейгеля характеризуют жизненный голландская живопись эпохи возрождения уклад и обычаи страны середины. С чем же связано появление народной темы в творчестве художника.
Данное произведение искусства Ян выполнил совместно со своим братом. характерны постройки в стиле пламенеющей готики. Отдельные фрагменты оказались даже вывезенными из Нидерландов в другие страны мира.
И только в 20 столетии они вернулись на свою родину, где были собраны. В 1508 – 1509 годах, когда Госсарт находился в Риме итальянский Ренессанс достиг своейвершины: Леонардо уже создал кар тины для «Битвы при Ангиари», Рафаэль работал над фресками ватиканских станс, а Микельанджело расписывал потолок Сикстинской капеллы.
Прекраснейшие памятники поздней готики носят на себе отпечаток какой-то болезни, они преувеличенно роскошны, путаны изысканны. К ним обращены лица Богоматери и Иоанна Крестителя. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим.
На панорамных композициях, созданных им в период пребывания во Франкентале, еще фигурирует множество мотивов, написанных в декоративной манере и размещенных в соответствии с ясно разграниченными плоскостями переднего, среднего и заднего планов.
Несколько граверов (Израель ван Мекенен и Амстердамский аноним) дают первые примеры простых бытовых сценок, а после того (вероятно, не без влияния заезжего итальянца Якопо ди Барбари), два первоклассных мастера Массейс и Ромерсваль начинают писать первые жанровые картины в современном понимании, на которых они просто изображали своих знакомых купцов, менял или банкиров, занятых повседневными делами. Однако поразительные достижения итальянского Ренессанса не оказали на Госсарта особого воздействия. Италия-центр культуры. Венеция была одним из наиболее развитых центров.
С пристальным вниманием переданы поверхность тела, покрывающие его волоски. Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется конкретный факт и хотя здесь еще вполне сохранилось стремление передать красоту мироздания — не случайно с таким восхищенным увлечением написано выпуклое зеркало (в нем, как в капельке росы, дрожит и играет отражение целого мира, ) — все же предметы — носители этой красоты — уже утрачивают главенствующую роль. Обыкновенно считается, что в Италии и в странах ей родственных продолжали жить античные традиции, а, напротив того, в Германии и Нидерландах (до XV века и во Франции) процветала так называемая готика.
Бельгия) и голландской (см. Наиболее полно это отразилось в алтарной композиции, названной «Сад наслаждений», где без прикрас показаны грехи человеческие. Основателем этого переходного направления, как показал уже ван Мандер, является Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607), с которым нас ближе познакомил Спонсель. В XVII и XVIII веках и эти школы (немецкая, голландская и фламандская) — мало-помалу присоединяются к общим течениям, к общей европейской эстетике, но в Эрмитаже мы можем начать изучение их чуть ли не с источников и вот таким образом и впоследствии легче проследить в их произведениях местные особенности.
Выведенные на полотно образы (в том числе и библейские) призваны были теперь не только олицетворять общечеловеческие понятия, но и символизировать конкретное общественное мироустройство. Видно, что каждая отдельная фигура означала для художника особую проблему. Именно в творчестве Брейгеля жанровая картина приобрела подлинную значительность ибо он изображал жизнь народа не как зрелище интересное своими чисто внешними проявлениями, а как обычную форму человеческой жизни, в сложном переплетении мыслей, чувств и стремлений.
«Мадонна у камина» (ок. В 16 в. – бытовой, мифологический исторический жанры, пейзаж, натюрморт. Переходный фазис от наивности и строгости готических портретистов XV века к широкой характерности мастеров XVI века, приобретших эту черту от итальянцев, представляет художник, занимающий среднее положение между нидерландской и немецкой школами: Бартоломеус Бруин (род., вероятно, в Голландии в 1493, умер в Кельне около 1557), кисти которого принадлежат в Эрмитаже два семейных портрета, служивших, быть может, створками для алтарной картины.
Постепенно исчезают из нее следы церковного духа и все сильнее и сильнее проникают светские и к тому же чужеземные, преимущественно итальянские влияния. РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ. I.
Вслед за разгромом Франции при Азенкуре в 1415 году и переездом Филиппа Доброго из Дижона во Фландрию прекращается эмиграция художников. Знакомство с этим произведением Флемальского мастера оказало влияние на Яна ван Эйка, когда он создавал «Благовещенье» Гентского алтаря. Как всегда у ван Эйка, обстановка (в данном случае пейзаж), окружающая героев играет важную роль в раскрытии их характеров, даже несмотря на то, что персонажи интерьер и пейзаж не составляют здесь целостного единства. За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким». Усовершенствование масляной живописи принадлежит Яну Ван Эйку.
То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Поздние работы, путешествие в Нидерланды.
К тому же упадок чисто национального готического искусства в XVI веке произошел бы в северных странах сам собой, просто потому, что его жизненные силы иссякли, потому, что оно отцвело и не в состоянии было дольше удовлетворять духовным потребностям. Подобных примеров переплетения символического и реального, столь характерного для периода перехода от теолого-схоластического мировоззрения к реалистическому мышлению, в творчестве не только Яна ван Эйка, но и других художников начала века можно было бы привести немало многочисленные детали-изображения на капителях колонн, украшениях мебели, различные предметы быта во многих случаях имеют символическое значение (так, в сцене Благовещения рукомойник и полотенце служат символом девственной чистоты Марии). Таковы его полотна «Корабль дураков», «Искушение св. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах.
Хвалебные песни Троице поют ангелы. При этом ничего смешного. Над портретом Дюрер по местил две стихотворные строки Идет мое дело, как небо велело.
Эти фигуры привлекали внимание художников и в 16 веке, например Дюрера. Искусство поздней готики сменяется в это время ранним Ренессансом.
Сарабьянов «Ян Ван Эйк», Отто Бенеш «Ис-во Сев. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Если раньше мастерство исключительных талантов Жана де Бондоля, Жана Малуэля или братьев Лимбург взрастало на почве «интернационального стиля», то теперь франко-фламандские художники стали нидерландцами. Архитектура и скульптура продолжали развиваться в традициях готики.
Свободно и просто стоит Стефан изображенный как реальный человек, а не святой. Для него характерна детализация, некоторая обобщенность, естественность (Озерная мадонна Моление о чаше Мадонна с деревцамиПортрет дожаЛеонардо Лоредано). Человек в красном тюрбане (предположительно автопортрет). Одна из лучших его картин «Завтрак» (1642) представляет наиболее типичный для мастера сюжет.
В Венеции достигает зрелости художественное дарование выходца с юга Антонелло да Мессина. Эта неподкупная объективность Мора делает его духовным предшественником Веласкеса. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп Франция, Нидерланды, германоязычные земли, совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики том числе такого важнейшего ее, средневековоренессансного этапа как интернациональная готика или мягкий стиль конца 1415. Их богатый и нарядный декор подчинён монументальным формам зданий, построенных на контрасте горизонтальных и вертикальных объёмов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене).
С 1427 по 1429 г. ван Эйк путешествует по Пиренейскому полуострову. При всей архаичности их облика бросается в глаза понимание художниками строения тела. Полотна Артсена отличаются большой достоверностью, хотя художник стремится представить образы крестьян монументальными и величественными («Крестьяне на рынке», 1550-е «Крестьяне у очага», 1556 «Танец среди яиц», 1557). Его глаза обращены на зрителя. Одному из братьев ван Эйк возвращен ныне и так называемый Татищевский складень, средняя часть которого изображавшая Поклонение волхвов, была украдена тогда еще, когда триптих находился в собрании Д. П. Татищева (в Эрмитаже боковые створки с 1845). Заметное место в нидерландском искусстве XVI в. занимала также скульптура (портрет, надгробия, резной декор), в которой сочетались ренессансные и маньеристические (см.
Интересен здесь и пейзаж. На левых створках помещены всадники — защитники христианской веры, обозначенные надписями как «Христовы воины» и «Праведные судьи». Именно так можно охарактеризовать полотно, получившее название «Иоанн на Патмосе». Северное Возрождение эпоха развития культуры середины шестнадцатого столетия Германии, Франции, Швейцарии, Северной Фландрии и Нидерландах.
в эксперименте может быть вызваноI. Лишь в 15 в происходит переход искусства на светские позиции художественной культуры Возрождения. Он теряет приверженцев, ему изменяют ученики. От триптиха «Снятие с креста» (композиция его известна по старинной копии в Ливерпуле) сохранилась верхняя часть правой створки с фигурой разбойника, привязанного к кресту, у которого стоят два римлянина (Франкфурт). В центре, на скалистом островке по середине озера, возвышается Фонтан жизни. В создании всего этого решающую роль играет колорит.
Готика в начале XVI века переживала свой период барокко и даже в произведениях живописи: у Дюрера (поскольку он готик), у Массейса, у Мабюза, у архаизирующего еще Г. Давида замечается какая-то усталость, какой-то выверт и утонченность, доведенная иногда даже до уродства. В Венеции долго сохраняется республиканский строй, в результате торговли – богатство. Сооружались мощные церкви (Льеж, Турне) и городские башни-бефруа (Турне, Гент), а также замки с внутренними дворами и парадными залами (Гаага, Дорненбюрг).
С 15 по 16в. С помощью техники гравюры делались игральные карты, азбуки, разнообразные календари.
Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери Апокалипсис, Большие страсти. Эрвин Панофски даже говорил о «репатриации фламандского гения». Положение усугублялось все возрастающим спросом на картины, вследствие которого к художникам предъявлялось все больше требований.
Гентский алтарь. Однако движения фигур скованы, позы неустойчивы. В нижнем ярусе помещены статуи Иоанна Крестителя (которому была первоначально посвящена церковь) и Иоанна евангелиста имитирующие каменную пластику и рельефно выделяющиеся в затененных нишах коленопреклоненные фигуры жертвователей Иодокуса Фейта и его жены. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВI.
Кого бы ни писал Хальс, – будь то простой рыбак или напыщенный голландский бюргер, философ Р. Декарт или веселая цыганка с плутоватыми глазами («Цыганка», 1628-1630 – прил., рис. Вот таким образом он не заботился о передаче характерных черт отдельного индивидуума.
Известны и такие вышедшие из нее произведения, в которых смешаны оба эти вида работ. В это же время его картина «Ночной дозор» (1642 – прил., рис. Особое место среди произведений Яна ван Эйка принадлежит крохотной картине «Св.
Однако такие общества, носившие название гильдий. У ван Эйка они выведены юношами, одетыми в богато украшенные ризы. В миниатюре «Молитва на морском берегу» изображающей окруженного свитой всадника на белом коне (почти тождественном с конями левых створок Гентского алтаря), возносящего благодарение за благополучную переправу изумительно переданы бурное море и облачное небо. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками.
Все сказанное находит себе иллюстрации в собрании Эрмитажа. Трагические нотки усилены за счет использования автором светлых холодных красок.
Вплоть до середины XVII века с картин Брейгеля делалось много копий. Бавона) принадлежит к великим шедеврам мирового искусства. С удивительной убедительностью передан интерьер бюргерской комнаты в композиции «Рождество Иоанна Крестителя» и готической церкви в «Заупокойной мессе». Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным.
Цикл Брейгеля посвящен состояниям природы в разное время года. Тициан: помощник Джорджоне: постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим решениям. В ходе XVI века устремления тогда только появившегося маньеризма постепенно вытесняли ренессансную каноническую обусловленность, гармоничность и уравновешенность. Искусство светское интерес к наукам.
Столица была перенесена во Фландрию. Значительным произведением последнего периода творчества художника стала картина «Крестьянский танец», созданная Брейгелем в 1567 г. Сюжетную основу полотна составляют танцующие крестьяне изображенные мастером в увеличенном масштабе. Так из окна покоев Марии виден город, вовсе непохожий на Вифлеем. В написанном несколько позже миниатюрном триптихе, с изображением Мадонны в центре, св. Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра.
Греческое имя «Тимофей» (вероятно имеется в виду имя прославленного греческого музыканта), обозначенное на каменной балюстраде вместе с подписью и датой 1432, служит эпитетом к имени изображенного, по-видимому, одного из крупных музыкантов, состоявших на службе у бургундского герцога. Вполне жанровой картиной может еще считаться Концерт — произведение художника 1540-х годов известного под прозвищем Мастера женских полуфигур и отождествляемого (без достаточного основания) с Люкасом де Геере.
Им присуще единство чувства, мысли и образа. Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании. Мифологическая тематика, портрет, элементы пейзажа, бытового исторического жанра.
Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Несомненно, однако, что в выполнении картины принимал участие и Ян, которому следует приписать остальные фигуры. Основополагающую роль идеи красоты как мироздания главного стержня произведения можно увидеть и принципах использования цвета.
Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Время написания картины «Крестьянский танец» совпадает со временем подавления народного восстания, получившего название «иконоборчество» (восставшие, возглавляемые кальвинистами, уничтожали иконы и скульптуры в католических храмах).
В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. Чувствуется еще полная вера в этот плач и скрежет зубовный. Портрет Маргариты Ван Эйк (жена художника). Сюжеты этих произведений характерны для искусства Фландрии XV-XVI вв.
Первоначально она развивалась как иконопись, в виде складней украшали алтари церквей. Это особенно заметно в его ранних работах, небольшом двухчастном домашнем алтаре с изображением «Грехопадения» с этим типологически связана репрезентация «Спасения» через жертвенную смерть Христа. Колпинский, Белоусова «Джорджони», Ефремова «Тициан», Антонова Андреева «Веронезе». Здесь родилась готика, здесь же она развилась и первая достигла своего лета и своей осени.
Пользовался большим вниманием герцога. Портрет семейства Альберти. И при этом, в отличие от романистов, он ни в чем не отошел от отечественных традиций. На протяжении 1640-х гг.
Обусловленность пластической формы и пространственных построений иерархическим принципом. Дух библейской истории о блудном сыне, на которую указывает название, в ней почти исчез, он едва чувствуется лишь в сцене в средней части картины, настолько сильно акцентировано напоминающее жанровую сцену моралистическое изображение группы людей на переднем плане.
Позже он попал под влияние Брейгеля, крестьянские жанровые картины которого служили ему образцом в отношении темы, композиции, типов и – в известной степени – колорита. Художники: Карло Кривели (Мадонна с младенцем), Антонелло да Мессина (Портрет старика, Мария Антуанетта), Джентиле Беллини (Портрет Моххамеда II), Витторе Карпаччо (Эпизоды из жизни Св. Урсулы для скуоло ди Сан Орсола). Наша картина отличный пример его простого и грандиозного стиля. Натюрморт строго выдержан в серо-коричневых насыщенных тонах и оставляет впечатление ясности, простоты и особого благородства.
Новые достижения коснулись лишь живописи. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Художнику удивительно точно удалось передать здесь и прозрачность воздуха и изгибы берегов реки и нежно-голубую окраску высокого неба.
Среди произведений современных ему художников-романистов творчество Брейгеля по своей несравненной гениальности и индивидуальному характеру производит впечатление обособленного явления. в состав Бургундии, а с 1477 до конца XVI в. (вплоть до победы Нидерландской буржуазной революции XVI в. ) – в состав империи Габсбургов. Поздний романизм и проникновение идеализирующих тенденций итальянского Ренессанса. Однако это единственное, в чем еще теплится жизнь и заключено какое-то значение. Для XIV – первой трети XVI вв.
В процессе развития изображения Брейгелем массы и личности выдающееся значение имеет картина «Проповедь Иоанна Крестителя». Вступление. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). На территории исторических Нидерландов с каролингской эпохи (см. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Слева у двери, ведущей в комнату, коленопреклоненные фигуры заказчиков — супругов Ингельбрехтс.
Семейство, считающееся работой мастера Успения Богородицы (Иосса ван Клеве. Глубокий смысл его произведений зачастую передан в скрытой форме, как например, в «Проповеди Иоанна Крестителя». В германском же художестве доминируют искания выразительности интимности и иллюзорности. Якобс и др. ) и постепенно обособлявшиеся от религиозных композиций пейзаж (И.
Для его композиций характерны простота и сжатость. Характерна для времени и литературная окраска этой картины. С обеих сторон верхний ряд замыкался обнаженными фигурами прародителей. В период наивысшего расцвета своего таланта, в 1660-е гг., он изображает жизнь природы в диалектическом развитии, в борьбе сил становления, роста и процветания со всем тем старым и отжившим, что обречено на гибель и постепенно уступает дорогу новому.
Кроме того, сочетание ярких, ядовитых сине-желтых красок ее головного убора усиливает ощущение двусмысленности. Нидерландская революция превратила Голландию, по словам К. Маркса, «в образцовую капиталистическую страну ХVII столетия». Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439 Брюгге, Музей).
Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. Интересную разновидность этой ветви нидерландско-римской пейзажной живописи представляет хранящаяся в будапештском Музее картина Спрангера. Вазари, вероятно основываясь на более ранней традиции, подробно рассказывает об изобретении «изощренным в алхимии» Яном ван Эйком масляной живописи.
Михаила, великолепным восточным ковром. Однако сделать это чрезвычайно трудно, так как живописное исполнение алтаря — единообразно во всех частях.
Положенный основу пособия стиль изложения даёт возможность его использования не только качестве учебного пособия для студентов специальности Дизайн, других творческих специальностей, но и качестве книги для индивидуального чтения. Основным письменным источником служит изданная в 1604 году «Книга о художниках» (русский перевод 1940 г. ) живописца Кареля ван Мандера (1548—1606). В произведении «Падение Икара» основной сюжет, выражающий мысль о том, что гибель одного человека не остановит вращения колеса жизни, дополнен еще несколькими. Не принятое на севере писание эскизов с обнаженной модели они заменили изучением и копированием итальянских образцов и античных статуй, что привело к известной академичной скованности и односторонности. Под влиянием Тициана живописная культура Мора стала более утонченной. До конца жизни он оставался популяризатором творчества отца.
В соответствии со своеобразным, новым содержанием, художник в рамках старой темы перестроил, переформировал заново всю композицию картины. Наибольшей выразительностью среди них выделяется спящий воин. Варвара была заключена в башню, которая стала ее атрибутом. Но не следует думать, что до них ничего не было.
Суровый мир Альп, гигантские скалы и сосны-великаны побуждали его еще больше подчеркивать фантастичность пейзажа. В противоположность более аскетическим по характеру формам Артсена фигуры Бекелара с их почти барочно волнистыми контурами производят более чувственное впечатление. Тонкое письмо, материальность.
В «воинах» и «судьях» оживает пышное великолепие бургундского двора и рыцарства. При этом мастер практически не изображает самих людей. век Нидер. ж-си». Это большой двухъярусный створчатый алтарный образ, со стоящий из 24 отдельных картин, большая часть которых раз мещена на его внутренних и наружных створках.
Человеческие фигуры не противопоставлены пейзажу, они гармонично вписаны в композицию. Таков был ван Эйк.
В состав входили и Северные Нидерланды (современная Голландия). Значительная близость к последней из упомянутых миниатюр дает основание считать одной из наиболее ранних картин Яна ван Эйка «Мадонну в церкви» (Берлин), в которой удивительно передан струящийся из верхних окон свет. Флоренция одной из первых превращается богатую республику с конституцией, принятой.
Глаз не устает любоваться изумительно написанной синей с золотом епископской ризой св. Фахверк) и каменные узкие трехэтажные дома с высокими фронтонами. Хотя полотно посвящено античному мифу, о гибели Икара почти ничто не напоминает. К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. В XIII-XV вв.
Теперь нам нужно перейти к живописи германских стран. Самое знаменитое и крупное произведение братьев ван Эйков «Поклонение агнцу» (Гент, церковь св.
Редкие на его полотнах и обычно одинокие фигуры путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей-живописцев (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Смерть (в 1441 г. ) прервала его дальнейшую деятельность. Нидерландское искусство продолжает готические черты. Произведения Яна Стена (прил., рис. 23), Герарда Терборха, Адриана Остаде (прил., рис. 24), Питера де Хооха (прил., рис.
Любовь к таким картинам усиливается с развитием (как в среде художников, так и во всем обществе) легкости передвижения, абсолютно неизвестной XV веку. Красочные композиции правдивы в целом. конфликт расширяется и углубляется. И этих словах была правда Дюрера, считав шего, что сразу же вслед за Богом идет худож. За повозкой следуют папа и император, замыкают колонну люди из простонародья. Он пошел дальше своего учителя в передаче идеала красоты романистов и в особенности стремился к созданию идеальных типов при изображении женских фигур.
Обнажённая богиня плывет к берегу створке раковины ребристой сердцевидки. Творчество Брейгеля явилось революционным по значению и для пейзажной живописи. Образы свободны от физиологизма, они прекрасны и физически и духовно. С учетом условия развития, особенности инфицирования и состояния иммунитетаII этап.
Однако эта мысль перерастает у Брейгеля в глубокие рассуждения о судьбе всего человечества. Следующий этап развития его творчества ознаменовала портретная работа, получившая название «Человек в красном тюрбане» (1433). Ранний, свежий реализм братьев Ван Эйков, энергичная, пластическая обрисовка форм, характерная для Рогира ван дер Вейдена, новаторская смелость Гуго ван дер Гуса, богатство фантазии и великолепная живописность Босха, – все в равной мере влияло на формирование творчества Брейгеля. Наполняющие эту обстановку многочисленные предметы быта для человека той эпохи заключали важный символический смысл. К концу того же века или к началу XVI относятся еще абсолютно готические по формам Богоматерь с Младенцем — вырезок из большого образа, в котором некоторые видят произведение Яна Мостарта далее: тончайшая картинка, считающаяся не без основания работой последователя Мемлинга, чудесного мастера Герарда Давида (1450 — 1523) Скорбь Богородицы, а также Св.
Кроме того, в «Мадонне каноника ван дер Пале» главным персонажем является вовсе не Мадонна, а сам заказчик картины. Действительно, в Эрмитаже представлены в немногих прекрасных образцах так называемые нидерландские примитивы. Но германец, но готик проглядывает и в этой картине — как в наивной (по-своему прелестной) пестроте красок, так и в какой-то непреоборимой склонности к выверту, к преувеличению, которые выдают нечто еще ребяческое в культуре.
Якоб Охтервельт 1670, Дирк Хальс 15891656 и Антони Паламедес. На нем уже все намерения мастера принадлежат новому времени. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Но их жизнерадостность, декоративность, тончайшее богатство живописной формы необычайны.
Мадонна каноника ван дер Пале. Ян ван Эйк был одним из великих мастеров портрета. Возрождение в Венеции сложилось позже, чем в других центрах. B обливание стоп, голеней холодной водойC.
Одним из самых талантливых мастеров французского Ренессанса был скульптор Жан Гужон.