Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Да, совершенно закономерна реакция Бенуа на новые идеи Врубеля — недоумение и ужас, которые он испытывал, слыша о новом замысле Врубеля, связанном с раковиной. Врубель знал, что тончайшие пластинки извести, расположенные параллельно поверхности самой раковины, благодаря неравномерному отражению света дают эти чудесные переливы радуги, цвет перламутра, в котором воплощены нерасторжимое единство света и цвета и светотеневая природа цвета, открытые Гете.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона грусть и новая красота.
Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Врубель достигает здесь силы воздействия монументальной фрески. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон.
Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Он исключает и посторонний взгляд на себя. Врубель снова здесь обращается к приему, который использовал год назад в своих карандашных портретах, — ставит модель против света и как бы «проясняет» ее, погруженную в тень. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан" (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь" (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства.
Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Наконец, Пророк и пророчество так же противоположны Христу и христианству, как Демон в пророчестве есть элемент богоборчества.
Врубель был превосходным рисовальщиком. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Творчество художника — это пророческая миссия, священнодействие. Да.
По преданию, поэт Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку большой морской раковины. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий. Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека. Слава его растет.
Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Здесь не обошлось без болезненной издевки (торчащие детали, в том числе пальцы-рожки за головой мужчины). Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Они поселяются в доме на Театральной площади рядом с театром недалеко — Екатерининский канал, «Новая Голландия» и весь старый классический Петербург — Петербург его юности. Такого рода двойственность присуща и образу Брюсова, созданному Врубелем. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Живопись этого полотна абсолютно непохожа на живопись картин «Сирень» и «К ночи». Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Все представленное всего лишь складывается на глазах, возникает из хаоса, контуры перебивают друг друга, краски мерцают, свет колеблется. С первого взгляда кажется, что торжественности исполнен и сам художник. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он отмечает единство во всех этих увлечениях художника и особенно восхищается его монументальным даром. В августе 1904 года Врубель покинул клинику доктора Усольцева.
Он вкладывал нечто демоническое в большеглазых грустных ангелов с кадилом и со свечой во Владимирском соборе, узнавал демона в своей задумчивой музе, замечал его черты в женщине, выглядывающей из сирени, в наядах играющих и резвящихся среди морских волн. Богатыри в горящей «как жар» чешуе во главе с морским дядькой кажутся, действительно, порождением морской стихий. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). Художник признавался, что писал этот портрет для отдыха.
Болезнь неузнаваемо изменила его, обезобразила. Он сам хотел возвратиться к началу, к истокам своей биографии. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея).
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Как яркие вспышки удивительных прозрений появляются эти рисунки Врубеля. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Для Врубеля «жреческая», высокорадостная и мученическая миссия служения красоте неразрывно связана с ее особыми свойствами и эти свойства властвовали над ним, не позволяли успокоиться.
В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.
Автопортрет явно сделан в пару к портрету Забелы с закушенной губой. Да и название выбрано не случайно. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову.
А Врубель дважды участвовал на выставках этого общества, глубоко почитаемый его членами. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. Еще в академии в мастерской Чистякова он усвоил понимание пластической ценности рисунка и это понимание не мешало позднее его декоративным влечениям. И какое богатство чувств запечатлено на этих лицах. Он, не только не хочет увидеть самого себя со стороны.
Он напоминал о цветах и красках картины «К ночи». И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Он считает, что «Врубель принадлежит к самому отрадному, что создала русская живопись, вернее, русское искусство ибо Врубель был одинаково хорош в живописи и в скульптуре и в той сфере, которая у нас так неудачно и глупо называется художественной промышленностью». Он представлял собой все те задачи и давал те возможности, с которых мог только мечтать Врубель, убеждаясь, что «поиски его исключительно в области техники». Теперь отреставрированная работа находится в запасниках.
Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Это сразу заметила Екатерина Ивановна Ге: «Портрет самого Миши, который он еще не кончил, написан в абсолютно новой манере, будет очень выписано, похоже на что-то чужое. Он снова воскрес. На базе «Мира искусства» и предприятия выставок «36-ти художников» возникало новое объединение, которое будет называться «Союз русских художников» и Врубель принимает участие в этих событиях.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Портрет Н. Забелы-Врубель, жены художника (1898), носит характер этюда с натуры. Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях.
Таково его декоративное панно Пророк (1898). Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. С «сюрреалистической» иллюзорностью нарисованы прижавшиеся друг к другу лица. Он отмечен какой-то парадной торжественностью. Пронзительно остро передано движение. Они мечтают о монументализме и синтезе, о «соборном действе».
Так случилось, в частности, с акварелью «Тридцать три богатыря» — эскизом панно для столовой в доме Алексея Викуловича Морозова, который попал в другие руки — к Гиршману. Не вспоминал ли Врубель в то время слова своего любимого Гете: «Глаз обязан своим существованием свету Свет вызывает к жизни орган, который должен стать ему подобным, так глаз образуется на свету для света, дабы внутренний свет выступил навстречу внешнему» Теперь при взгляде на раковину, на ее странную слоистую фактуру, которая напоминала морскую зыбь и так неразрывно слилась с перламутровыми, волшебно неизъяснимыми переливами, было ясно — эта раковина должна была полностью удовлетворить всю его тоску художника, тоску его карандаша по цвету, линии, по форме и пространству и их бесконечной содержательности. Он отказывается от упреков в «гениальничании», которые бросал Врубелю в «Истории русской живописи в XIX веке», вышедшей ранее. Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи.
И наконец и в первую очередь, — к труду. Таково его декоративное панно Пророк" (1898). из ее глубины. Ему удается как-то «вынырнуть», как-то отомстить за свою униженность: какая-то гримаса проглядывает в его торжественном лице, еле уловимые сатирические черточки — что-то от звериного царства, лисьей повадки — в тонких, приподнятых над глазами бровях, в очертаниях носа и острых торчащих усах. Он возвращался к началу, к истокам своей биографии.
В образе — сплав утонченности и гротеска. Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль».
Сильное, грозное произведение. В портрете С. Мамонтова (1897) в его огромной и неуклюжей фигуре, в его вытаращенных глазах с остановившимся взглядом есть что-то грозное, величественное, как в древних византийских мозаиках. И он сам воспринимал этот запоздалый успех трагически, как знак своего творческого заката. Подкупала приверженность Брюсова к классической мере, порядку.
Дуги спинок кресла, печь, гардероб со стоящей на нем вазой и скульптурой лебедя и, наконец, рядом погасшая свеча и угол переливающейся перламутром раковины — антураж вокруг модели. Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. Они были здесь почти «одно» или приближались к тому, чтобы стать одним. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Изменились и вкусы. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Но не менее полно сказалась и оборотная, темная сторона этих элитарности и аристократизма.
Гадалка" Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. Предельно точен художник в передаче всей пластики лица: вздернутый, но не «курносый» нос, странно асимметричный рот, — в котором Врубель, быть может, хочет уловить «предсказание» заячьей губы своего Саввочки и русалочьи, слишком светлые глаза с неопределенным и в то же время «прозревающим» выражением. Между тем самое примечательное в наследии Врубеля — это произведения, в которых живописными средствами показано, как рождается образ.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. А при перемене освещения играет совсем по-другому. Художник приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного.
Но торжествует другое. Рябушинский — издатель журнала — предложил Врубелю исполнить портрет Брюсова. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Судьба родины занимала его лучших представителей.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Протестантский, «эпатирующий» характер живописи бросается в глаза тем более, что произведение предназначалось для декоративных целей — украшения фешенебельного особняка. Человек воли, а не разума, Пророк — великий мечтатель.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. В демоне Врубель хотел соединить то смятение, ту неудовлетворенность, тот мятежный порыв, который он чуял в современниках и прежде всего в себе самом. Поэт Эмиль Верхарн характеризует искусство Врубеля словами «великолепная оригинальность». Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях.
Брюсов был связан с некоторыми членами Московского товарищества. Так писала Екатерина Ивановна Ге. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. Сам мотив перламутра диктовал форму и был ею — чистой формой и чистой красотой. Кто-то (сохранилось предание, что Максимилиан Волонкин) принес ему в подарок эту створку огромной необыкновенной раковины странной формы с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Слово «конха» (греч.
На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. Только на этот раз она была еще сложнее.
Врубель еще в молодости обращался к Шекспиру. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. В одной небольшой картине, тонкой по выполнению, как восточная миниатюра (1888), Гамлет с черными кудрями и в черном берете похож на романтического героя, Офелия хрупка, как стройное деревце, мечтательна, как далекая полоска моря за обеими фигурами. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо.
Кто же, как не дочери морского царя. Врубель — автор произведений, казалось бы, стихийных, сотворенных как бы «по наитию» — и в эту пору оставался страстным приверженцем и апологетом труда (вспомним его панегирик труду в одном из недавних писем, написанном в связи с самоубийством Риццони: «Только труд и умелость дают человеку цену»). Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. И в нем кто-то должен обитать.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. В этой картине нет и следа модернистской усталости изощренности.
Его фантастический реализм оказался провидческим. Возможно, что это автопортрет художника и его жены.
Раковина (праслав. Можно было выйти на канал через проходной двор и тогда он оказывался перед очаровательным мостиком, названным «львиным». И начало новой жизни было действительно хорошо.
На обороте этого портрета — рисунок совсем другого рода «Трое на лошадях». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Это уже восхищает и поражает.
Фигура Забелы кажется окутанной каким-то маревом. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Свое видение мира Врубель претворил в глубоко своеобразный живописный стиль.
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Он был не столько аналитиком, сколько синтетиком. В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. И какой сложный путь пройден им с того времени, какие метаморфозы претерпела его личность.
Вот таким образом, а также в силу могучего творческого духа Пророк — художник. Он не хотел хаоса, стихийности. Михаил Врубель. В интонации текста слышатся также мотивы Достоевского.
Внушали надежды возобновившиеся отношения с петербургскими художниками — «мирискусниками» и участниками выставок «36-ти». Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Это — изысканное, утонченное, гордое лицо аристократа, представителя духовной элиты. Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Это уже восхищает и поражает. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Они осуждают «Мир искусства» за замкнутую келейность и узость его художественной доктрины, за рафинированный эстетизм. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем" Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Но особенно сильное впечатление произвели на Врубеля древние мозаики Киева и Венеции. Но эффект целого неотразим. В этом портрете Врубель один на один с самим, с собой.
В одном из них, который можно было бы назвать «Любовь», пронзительная выразительность и самобытная новизна не только в «молниевидном» штрихе, очерчивающем взбитое платье женщины, остро сочетающееся с полосатым мужским костюмом, в «кубизированном» построении женского головного убора, но во всем решении образа. Но дело не в этих свидетельствах. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Разумеется, ему не могла не доставить удовольствие статья лидера объединения Бенуа о его творчестве, опубликованная на страницах «Мира искусства». Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза.
Он нес гроб в головах и казалось, что главная тяжесть на нем на лестнице. В складках небрежно сброшенной одежды он угадывает очертание человеческого тела. Человек живой, страстный, увлекающийся, Врубель стоял в центре умственных интересов и идейных движений своего времени.
Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. В это время разворачивались новые события. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900).
Вместе с тем, одушевленный великими целями, он не толкователь закона и ученый. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Он должен сказать последнее, завершающее слово о красота и ее бесконечности.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Еще в «Истории русской живописи в XIX веке» Бенуа характеризовал эту картину как «одно из самых поэтичных произведений в русской живописи». Тот, кто видел Дон-Кихота Домье, будет всегда его вспоминать, читая Сервантеса. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. Этот журнал — орган молодого поколения художников и поэтов его приверженцы во многом антагонисты «Мира искусства».
Словно художник испытывает на себе самом близость к темному демоническому его «чистой красоты», его прекрасного совершенства, которому он так фанатически служил. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. В пряном колорите портрета, в свечении и мерцании светотени, в изломах линий художник передает не только своего рода внутреннюю музыку Забелы, но и «чистую» музыку.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). pinna — «моллюск»). Вот таким образом он прежде, в «Истории русской живописи в XIX веке», упрекал Врубеля в экстравагантностях мозаичной манеры, вот таким образом в статье он призывал его сосредоточиться, углубиться, «сковать технику» в связи с картинами «Сирень», «Ночное», в которых художник доходит, кажется, до вершин мастерства в глубине, сдержанности и содержательности живописного выражения. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. И снова маленький деревянный домик в Петровском парке в Москве, Усольцев с его безумными глазами — «добрый дьявол», как его называл больной Врубель Он изобразил своего «доброго дьявола» в портрете. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
И это бескомпромиссно правдивый Врубель. И своим проводником на этом пути молодые художники и поэты считают Врубеля. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Ему было отведено прожить всего два года. Эта экзальтация выразилась особенно в характеристике картины «Демон поверженный».
В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. Больной, полубезумный художник, одержимый «бесами вожделения», воплощает в нем свое понимание любви с непостижимой по глубине прозорливостью и возвышенной одухотворенностью. Он пишет большие акварели, картины, на которых воссоздает образы сказочных героев, богатырей, Садко, Купаву, Леля. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»).
Но характерно — при восхищении искусством Врубеля Бенуа скороговоркой говорил о его «технике», с которой тот связывал главный смысл своих поисков. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Вдохновлялся ли Андрей Белый врубелевским портретом, воссоздавая образ Брюсова в своих книгах или Врубель «предвидел» образ Брюсова, «начертанный» Андреем Белым.
В другом широко написанном этюде (1884) в Гамлете нет ничего романтического: у него широкое полное лицо, которому художник придал черты автопортрета сосредоточенный взгляд и судорожно сжатые руки рисуют все душевное смятение датского принца. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Панно написано так широко, размашисто и свободно, как никогда еще не писал Врубель. фон Мекком.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Костюм отмечен чертами поэтики символизма. В ту пору, когда безумный художник находился в больнице, вышел очередной номер журнала «Мир искусства», почти целиком посвященный ему, его творчеству, со статьями лидера объединения Бенуа, а также Н. Н. Ге и Яремича. Он вырабатывает свой живописный язык, свой графический стиль, свое понимание цвета.
По-видимому, под влиянием сатирической графики, вызванной к жизни событиями революции 1905 года, он создает целую серию портретов русских царей и сановников: АлександраII, АлександраIII, НиколаяII, Трепова. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Жрецы священнослужители на алтаре красоты — вот смысл этих портретов. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.
Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Пророк — светлая личность, носитель великой идеи, нравственный гений и герой духа. Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Так или иначе, они должны были познакомиться к этому времени — поэт и художник. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. И этот доведенный до крайности индивидуализм, «самозамкнутость» человека в самом — себе тоже придают образу печать трагизма. Рядом с этим автопортретом вспоминается только его автопортрет 1889 года — на пороге московской многообещающей жизни, — в котором «дендизм» Врубеля получил полное выражение.
Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Центр такой раковины считали «пупом мира». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
Вот почему одна мысль о том, как черным и белым, светом и тенью он нарисует эту раковину, овладев Врубелем, доставляла ему невыразимое наслаждение, давая ему ощущение того, что здесь, в этом парадоксе выражения самого цветного на свете — радуги — черно-белым, он достигнет самой последней глубины в воплощении «мира гармонирующих чудных деталей» и бесконечной красоты. konche — «раковина», лат. Он был не совсем обычен, с раздвоенной заячьей губой и с какой-то глубокой недетской печалью, которая светилась в его взгляде. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Жизнь все больше это на деле доказывает.
С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. Это была как бы воплощаемая в жизнь эстетическая утопия. Весь мир как бы отторгает его. Их подчеркивает и скупая геометрия фона. Блок сказал речь на кладбище, назвав эпоху начала нового века эпохой Врубеля. — Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
Разные глаза — с светлым и черным зрачками — придают особенную напряженность «ищущему» взгляду. Бенуа называет его настоящим гением и восхищается его творчеством. гаку — «оболочка» лат. konche — «раковина»). Во второй половине XIX века вкус к иллюстрации на Западе утратился. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.
Фигуры волшебных дев усиливают идею слияния одушевленного и неодушевлённого, переплетения формы того и другого. Он может и должен обнять и выразить пластически эту бесконечность, «объять необъятное». Они строят форму во всей ее изменчивости, зыбкости, во всем богатстве ее трепетных изменений. В 1906 художник ослеп. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Портрет этот был заказан Врубелю для нового журнала «Золотое руно». Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Да. Врубель не боялся литературной темы: он был превосходным иллюстратором и это ничуть не мешало ему быть подлинным живописцем и графиком в этой области им были созданы многие шедевры. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.
Чуть намечена фигура Нептуна. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. В этом отношении произведение перекликается с картиной Серова «Купание лошади», только сказочный образ, созданный Врубелем, более «метафоричен», ярок, романтичен.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий.
Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Беклемишев много берет на себя. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Образ человека у Врубеля действенный, развивающийся изменчивый, порывистый. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Но линия его — это не тот ясный и четкий контур, которого так упорно искал В. Серов. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Только портрет С. Мамонтова можно вспомнить рядом с этой композицией. Судьба родины занимала его лучших представителей.
Врубель представил поэта в строгой, сдержанной позе, стоящим со скрещенными руками. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Всякий раз его воображение рисовало ему взгляд, полный любви и гнева, тоски и муки и обжигающей страсти.
В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Большую часть холста занимает зелено-синяя «стеклянная» масса воды играющая в свете и ветре. Бенуа не видел в этой: технике ее внутреннего содержания. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Опираясь на опыт византийских мастеров, с которыми он познакомился в Киеве, а позднее в Италии, Врубель преодолевал традиции гладкого академического письма и сообщал своим живописным и графическим работам напряженную выразительность.
Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Полная свобода. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
Ослепший Врубель уже мало об этом знал. Увы, ничего не осталось в его облике от прежнего «гонорового пана», от французского шарма и изящества, которые всего три года назад отмечал в нем Бенуа. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Его живопись складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы.
Вся романтика Кавказа, его величавая природа, суровые нравы горцев и их быстрые кони, пляски и пиры, жгучая страсть прекрасных девушек и непреодолимая сила их соблазнителей — все это переведено Врубелем на язык графического узора. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
За строгостью, сдержанностью, покоем и мудростью классика Белый уловил в Брюсове еле ощутимые черточки, напрашивающиеся на гротеск, — прячущуюся «чертовщинку», «скорпионий хвостик». Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Даже жизненные пути их в это время как-то скрещивались или проходили рядом. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Образ демона у Врубеля не имеет ни ожесточенности романтического сатаны, ни разъедающей разочарованности Мефистофеля. Спиральные раковины, которые использовали в качестве музыкального инструмента, называли кохлос.
Он становился модным, кумиром. Чудо работы над портретом Брюсова в разгар болезни это доказывает. В 90-х годах художник переезжает в Москву и здесь, окруженный вниманием и любовью ценителей его таланта, проявляет себя в различных областях искусства: пишет декоративные панно и небольшие картины, театральные декорации и портреты, делает книжные иллюстрации и лепит статуи, пробует свои силы в прикладном искусстве и в архитектуре.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Можно было наблюдать, как он постепенно набирался сил, энергии и гордого самосознания и утверждал это пластически На этот раз в своем портрете он воплощает собственное представление об идеале художника. Его уже не смущает, что «Врубель массу лет своей жизни потратил на театральные декорации и тому подобные эфемерные вещи», как он отмечал прежде.
раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Видимо, поначалу, вскоре после переезда в Петербург, был создан автопортрет с раковиной. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста.
Бенуа бросает упрек обществу, что оно не сумело и не захотело использовать этот дар. Он хотел разумной ясности. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной.
Но он и с ними Только состояние здоровья не позволило ему тогда участвовать в предприятии «Современное искусство», устроенном художниками «Мира искусства», субсидируемом князем Щербатовым и В. В. Он в отчаянии Забела не может его успокоить. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.
Хорошо нести художника по выставке, так подходит, это была его жизнь. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Раковина была как бы овеществлением всех стихий мастерства — высшего мастерства самой природы и ассоциировалась со строкой поэта Верхарна: «Море сверкало бесполезной красотой», которую Врубель часто повторял. В нем особенно ясно видно, как близок был Врубель к реальному. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Каждое небрежно брошенное пятно стоит на своем месте, вплетается в узор и вместе с тем строит форму, создает объем. Фон написан легко и воздушно, как только в картинах самых больших живописцев.