Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля2 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. И сделаем мы это на примере небольшого текста о знаменитом Рафаэле Санти или — по-итальянски — Raffaello Sanzio.
Иосифа. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Менее удалась Рафаэль многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). Противоположное видим мы в образе св.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Франциска и св. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов.
Однако хотя он владел той благородной манерой, которую все считали особенно красивой и хотя он в этом городе и видел столько древностей и непрестанно их изучал, тем не менее он, несмотря на все это, еще не сообщал своим фигурам той мощи и того величия, как это делал впоследствии. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Написал он также для Доменико Каниджани картину изображающую Богоматерь с младенцем Христом, улыбающимся маленькому св. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. И вот Пьетро, который отличался исключительной любознательностью и был к тому же ценителем выдающихся талантов, принял к себе Рафаэля, а Джованни, вне себя от радости, вернулся в Урбино и, взяв с собой мальчика, что не обошлось без обильных слез нежно любившей его матери, привез его в Перуджу, где Пьетро, увидев, как рисует Рафаэль и убедившись в его отличном поведении и воспитании, составил себе о нем то суждение истинность которого само время впоследствии в полной мере и доказало. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. И вовсе неудовлетворительными оказались те, что он написал на своде палаццо Агостино Киджи, что за Тибром ибо в них отсутствуют та прелесть и та нежность, которые всегда были ему свойственны правда, это в значительной мере объясняется тем, что он предоставил другим расписывать их в цвете по своим рисункам.
Ведь на этих коврах изображены и вода и звери и постройки с таким совершенством, что они кажутся не ткаными, а действительно написанными кистью. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании.
Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей» композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Так он изобразил св.
Похож же он настолько, что кажется живым. А св.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис.
Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Нельзя во всех подробностях описать каждую вещь, созданную этим художником ибо поистине кажется, что каждая из них, не обладая даром речи, говорит. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Эти годы стали решающими для его творческого формирования. В высшей степени примечательно, что Рафаэль изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле.
Петра и св. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Рафаэль изобразил в этой истории св.
Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 22). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэль К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэль над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16 итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и др. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512).
В Риме достигает зрелости талант Рафаэль-портретиста в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Рафаэль изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина).
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне).
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Однако вернемся к гравюрам. Наконец около истории с изданием декреталий представлен суд Соломона, приказывающего разрубить младенца. н. станц) Ватиканского дворца. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514). Архитектонику всей системы росписей Сеньятуры определяют величественные многофигурные композиции Диспута (ок.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Фасад, отличается от своего прототипа тем, что во втором ярусе вместо полуколонн применены трехчетвертные колонны из-за которых выступают углы лопаток, а над окнами сделаны заглубленные филенки, вследствие чего плоскость стены в интерколум ниях потеряла свой спокойный характер. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме.
И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Елизаветой и Иосифом.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Правда, в истории Льва III об этом ничего не написано, тем не менее художнику, быть может, просто вздумалось изобразить это именно так. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В церкви Сан Франческо, опять-таки в том же городе, он на небольшой доске изобразил Обручение Богоматери, в котором отчетливо сказалось возросшее мастерство Рафаэля, до тонкости усовершенствовавшего и превзошедшего манеру Перуджино.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Ведь и сама живопись могла спокойно умереть после смерти столь благородного художника ибо, лишь только он закрыл глаза, она тотчас же как бы ослепла. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. подобное использование надписи во дворе урбинского замка).
В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэль, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. Облик этих персонажей Рафаэля так величественен их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об остии, сколько как величественный триумф Истины и Веры. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Добавлю еще только то, что каждый должен был бы довольствоваться исполнением лишь тех задач, к которым он чувствует природное влечение и не браться ради соревнования за то, чего ему от природы не дано, чтобы не трудиться понапрасну, нередко к собственному позору и себе во вред. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Работа датируется 1498 годом.
Тут – портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср.
Их неторопливая беседа противопоставлена более живой и взволнованной дискуссии отцов Церкви, кардиналов, мирян, в толпе которых выделяется профиль увенчанного лавровым венком Данте. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. св.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Иеронима в кардинальском облачении. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека).
Петра, св. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий.
Славу Рафаэль приносят многочисленные алтарные образы его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» или т. н. «Прекрасная садовница»). Иеронима, св. Но этот храм античной мудрости пуст. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. собрания). Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу.
Среди них – четыре Отца Церкви, окруженные толпой святых, в том числе – Доминик, Франциск, Фома Аквинский, Бонавентура, Скотус, Никколо де Лира, Данте, фра Джироламо Савонарола из Феррары и все христианские богословы – словом, бесчисленное множество портретов, а в воздухе – четыре путта, несущие открытое Евангелие. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. У ангела слева одно крыло. Иоанна, св. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Исключение составляют четыре Отца Церкви, просвещенные Святым Духом, распутывающие и разрешающие на основании Священных Писаний все спорные места Евангелия, которое держат перед ними порхающие в воздухе путты, упомянутые выше. Безупречно и естественно композиционное построение, полны пластической красоты позы персонажей, праздничен колорит, построенный на несложной гармонии красных, синих, белых тонов. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Уже в ранних произведениях Рафаэль, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград все три — около 1500—02). Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Павла, св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Действительно, женщины и дети, там изображенные, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Работами этими папа остался очень доволен и чтобы сделать для них панели, столь же драгоценные, как и сама живопись, он вызвал из Монте Оливето, что в Кьюзури около Сиены, фра Джованни из Вероны, великого в то время мастера перспективных изображений в деревянном наборе, который и соорудил не только панели под всеми фресками, но и выполненные в перспективе очень красивые двери и сиденья, заслужившие ему от папы и величайшую благодарность и величайшие награды и почести. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Цецилией, замученной в кипящем масле. Там же – обнаженная фигура сидящего св.
Плацидия. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Первоначальный план не известен. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В том же городе монахини св. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
И если бы он в этой вещи, словно по какой-то прихоти, не применил для черного цвета той смеси, которой пользуются печатники и которая, как уже не раз говорилось, со временем темнеет и поглощает другие с ним смешиваемые цвета, я думаю, что это произведение сохранило бы и поныне свою первозданную свежесть, в то время как сейчас оно кажется скорее раскрашенным, чем написанным.
Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Однако значительно больше искусства и таланта Рафаэль обнаружил в изображениях Святых Отцов христианской церкви, которые в этой истории спорят друг с другом вшестером, втроем и вдвоем. Самое абсолютное произведение Рафаэль — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. Сикста в Пьяченце.
При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное.
Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. VI). Здесь Рафаэль создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. 24). Участвовали также Джован Франческо, болонец, Перино дель Вага, Пеллегрино из Модены, Винченцио из Сан Джиминьяно и Полидоро из Караваджо, не говоря о многих других, писавших истории и фигуры и все прочее, в чем нуждалось такого рода произведение, законченное Рафаэлем с таким совершенством, что он даже выписал из Флоренции мозаичный пол работы Луки делла Роббиа.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. В конце 1508 года Рафаэль, видимо, по рекомендации своего земляка архитектора Браманте был приглашен Папой Юлием II в Рим. Написал он также портреты Беатриче Феррарской и других женщин, в том числе и своей возлюбленной, о которой говорилось выше. Здесь и Джанноццо Пандольфини, епископ Троянский, ближайший друг Рафаэля и многие другие известные в то время люди. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Картина эта, уже абсолютно законченная, но еще не установленная на предназначавшемся ей месте, чуть не погибла ибо, как говорят, когда ее отправили морским путем в Палермо, страшнейшая буря разбила об утес корабль, на который она была погружена и который пошел ко дну вместе со всеми людьми и товарами, за исключением этой картины, уцелевшей в своем ящике, прибитом морем к генуэзскому побережью, где ее выловили извлекли на сушу и поместили под охрану, убедившись, что это вещь поистине божественная и что она оставалась невредимой и без единого пятна или изъяна, поскольку даже ярость ветра и морской волны пощадили красоту этого творения. И действительно, всякий, кто примет во внимание все умение, любовь искусство и грацию, вложенные в это произведение имеет полное основание считать его чудом ибо оно поражает любого зрителя выразительностью фигур, красотой их одежд и, вообще говоря, особой добротностью каждой части.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Во 2-м зале (Станца дЭлиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Рафаэль — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). А делал он это не без уважительной причины. На этой картине изображена св. Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В стороне от этой группы мы видим святейшего Онию в облачении первосвященника, который с руками и взорами, воздетыми к небесам, погружен в исступленнейшую молитву, сокрушаясь о малых сих, едва не лишившихся своего достояния и ликуя при виде помощи, нежданно ниспосланной ему свыше. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Скрестив ноги, она взирает на небо с выражением лица исполненным бессмертной красоты, а при ней – опять-таки два живых и резвых путта, которые по-разному согласованы как с ней, так и с другими тремя женскими фигурами. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось.
В римских мадоннах Рафаэль настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Мавра и св. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Изображены там и другие красивейшие кони, в особенности пегий иноходец со всадником, обнаженное туловище которого покрыто как бы рыбьей чешуей, что заимствовано с колонны Траяна, где воины вооружены подобного рода доспехами, сделанными, как полагают из крокодиловой кожи. Цецилию и св.
Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено.
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить.
Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем.
Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев X был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу, поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. На самой середине картины внизу, как раз под Мадонной, Рафаэль написал стоящего путта, который, взирая на нее, закинул голову, а в руках держит надпись по красоте лица, по убедительности всего облика ничего более обаятельного и ничего лучшего создать невозможно. Анна. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Особенно характерна аскетическая обнаженность подкупольных арок, боковая поверхность которых свободна даже от архивольта, замененного узкой полоской, логически отвечающей небольшому выступу пилястр по углам средокрестия.
Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Несмотря на угловое расположение (рис.
Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы IIЮлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце) в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.