Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 28 марта 1483 — 6 апреля 1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля2 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.
«Мадонна Темпи» и «Мадонна под балдахином», обе в 1508г. ). Таков и лик Христа исполненный того милосердия и той жалости, какие только могут быть явлены смертным в образе божественного, выраженного средствами живописи. Плацидия. Цецилию и св. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Это скромное по размерам произведение сразу же поражает изысканностью колорита.
А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Но как бы ни был загружен художник в Ватикане, он исполнил много работ для своего друга, покровителя, одного из богатейших и влиятельных лиц Рима, банкира и купца Агостино Киджи. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам.
Но своей творческой деятельности он не прерывал и исполнил фрески в церкви Сан-Северо и три алтарных образа («Алтарь Колонна», «Алтарь Ансидеи», «Положение во гроб», все в 1505–1508гг. ). Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Но, увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Винчи, – «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Долгие годы картина хранилась в лондонской галерее – фамильном Доме Бриджуотеров, но во время Второй мировой, когда немцы нещадно бомбили Лондон, картину вместе с другими шедеврами (полотнами Тициана, Рембрандта, Пуссена) вывезли в более безопасное место, в Эдинбург. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Самое абсолютное произведение Рафаэль — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности.
Великий художник угас вместе со своей эпохой: со смертью Рафаэля «Высокое Возрождение в живописи сказало свое последнее слово». 1508г. ). Весь мир для нее сосредоточился в слабом крошечном существе, но она знает о горькой участи, уготованной ее сыну. Лихорадка, свалившая еще молодого живописца, оказалась смертельной. 24).
«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному счастью материнства. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Сленину, знакомцу поэта.
Петра и св. Лица матери и сына затмевают все краски на картине. По приезде в Рим Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых покоев была уже расписана или, во всяком случае, еще расписывалась многими мастерами. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Природа именно его и принесла в дар миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Идиллические пейзажи идеальные образы Мадонн до боли реальны и, по словам Вазари, «кажутся скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514г.
Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей» композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. О, как я горю. Рафаэль привлекал к себе людей редкими душевными качествами, с которыми, по словам Вазари, «соединилось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности», что его можно было считать не человеком, «но смертным Богом».
А росписи «Станца дЭлидоро» (1513–1514гг. ) наполнились напряженными драматическими образами. Его отец женился поздно на дочери урбинского купца Мадже Чиарле. И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала деи Медичи и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Платон озарен вдохновением и похож на библейского пророка. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Округлые мягкие линии объединяют фигуры матери и сына и гармонично вписываются в ритмический строй тондо (круга).
Изучая этот светлый мир науки, взгляд останавливается на двух центральных фигурах, беседующих в глубине сцены. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо, равно как и другая прекраснейшая картина, написанная им в то же время и изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину Сын Божий.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
«Св. Эта женщина с благородными чертами лица, которую он любил до самой смерти, была изображена и на портрете «Донна Велата» («Дама под покрывалом», 1514г. ), принадлежащем к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем.
Противоположное видим мы в образе св. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений. Та же непринужденность и непрерывная связь отдельных персон и композиции в целом прослеживается в «Парнасе» (1510г. ), где представлена еще одна сфера духовной деятельности человека – поэзия.
Это было вполне допустимо ибо еще в 25 лет он получил должность живописца при папском дворе и «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов. Монументальность фасада создается обособленной постановкой каждого окна и сильным отступам стены второго яруса, благодаря которому обрамления окон получают вверху более объемный характер: пилястры сменяются полуколоннами, едва выступающие пьедесталы — балюстрадами балконов, покоящихся на уступе стены. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Уже в ранних произведениях Рафаэль, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград все три — около 1500—02). Однако вернемся к гравюрам. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Именно во Франции у неизвестного владельца ее купил другой герцог – Бриджуотер.
«Донна Велата» – редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты. Они откровенно прославляли папу Юлия II, а затем его преемника Льва X. Мощная бурная патетика драматического рассказа об изгнании Гелиодора сменялась чередованием спокойных и порывистых фигур во «Встрече Льва I с Аттилой» и в «Мессе в Болонье». Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Он был окружен ими, как князь свитой.
Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). всемье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио). Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
Там же – обнаженная фигура сидящего св. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Торжественна и строга по художественному исполнению «Мадонна дель Грандука» (1505г. ). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Первый учитель – Перуджино.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Напряженность позы Аньоло Дони выдает его темпераментность и порывистость. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). В том же городе монахини св.
целью его творчества было изображать то, «что человек чувствует, а не то, что знает», – писал американский знаток итальянской живописи Б. Берсон. На этой картине изображена св.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. И вот случилось, что как раз в это время Микеланджело набросился на папу в его капелле с той бранью и с теми угрозами, о которых мы расскажем в его жизнеописании и из-за которых пришлось ему бежать во Флоренцию. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Под наблюдением Рафаэля были достроены открытые лоджии дворца Сан Дамазо в Ватикане (знаменитые «Лоджии Рафаэля», 1518–1519гг. ) и декорированы по его проектам, как и «Лоджии Психеи» (1517–1518гг. ). Высокая гармония мысли заключена не только в каждой фигуре, но и в соразмерной и величественной архитектуре «Афинской школы». Заботу о мальчике взял на себя дядя Симоне Чиарле. Вазари свидетельствует, что работа исполненная в церкви Сан-Франческо в Перудже («Коронование Богоматери», 1503г. ), сделана Рафаэлем, хотя все современники были уверены, что «картина написана рукой Пьетро». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20).
Елизаветой и Иосифом. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). У ангела слева одно крыло. Так, для каждого из существовавших тондо, а их было четыре, он сделал по фигуре, отвечающей по смыслу находящейся под ней истории и обращенной к ней лицом.
Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
Художник обладал такой притягательной силой, что мог склонить в свою пользу могущество Юлия II и великодушие Льва X, «заставив их при всем величии сана принять его в число своих самых близких друзей и оказывать ему всякого рода щедроты, почему, пользуясь их благорасположением и их поддержкой, Рафаэль и сумел достигнуть величайшего почета, как для себя, так и для искусства». Так он изобразил св. Особенно выделяется «Портрет папы Юлия II» (1511–1512гг. ). «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами», ок.
Иоанна, св. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело.
И краски, на первый взгляд, тускловаты. В римских мадоннах Рафаэль настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. «Прекрасная садовница», 1507г. ). Все в ней необыкновенно просто. Он «счастливо не замечал разлада между идеалом и действительностью».
Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Михаила, который изображен в небесном облике, но в железных и золотых доспехах и исполненный отваги и грозной силы, уже сразил Люцифера своим копьем, повергнув его ниц. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Он продолжил обучение в мастерской своего отца, которой руководили помощники, а затем (1500–1505гг. )– у Пьетро Перуджино – главы умбрийской школы живописи, доверчиво следуя за его манерой. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Равным образом папа пожелал иметь богатейшие ковры из золотой и шелковой пряжи, для которых Рафаэль целиком собственными руками выполнил подцвеченные картоны в точных размерах и в натуральную величину.
Это важный шаг в развитии ренессансного палаццо, для которого характерен все больший отход от средневековой недоступности и все большее сближение с реальным городским окружением (ср. Варвары. Художнику принадлежит и общий замысел фресковых росписей Лоджии Психеи на вилле Фарнезина. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Автопортрет, написанный в те годы (1506г. ), красноречиво рисует облик человека, общение с которым гасило все «неудовольствия» и «всякие низкие и дурные замыслы. Недаром означенные графы высоко ценили ее по заслугам и никогда никому не соглашались ее уступить, даже за те огромнейшие суммы, которые многие сильные мира сего им за нее предлагали.
Создавая это произведение, Рафаэль представлял себе свое горе испытываемое самыми близкими и любящими родственниками при погребении самого дорогого для них человека, в котором поистине заключены и благо и честь и опора всей семьи. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Но Юлий II, покоренный «гением доброй натуры» Рафаэля и первыми эскизами, поручил ему заново расписать предназначенные для него три Ватиканские станцы (комнаты), отстранив более именитых мастеров – Перуджино, Содому, Брамантино, Перуцци. Наконец около истории с изданием декреталий представлен суд Соломона, приказывающего разрубить младенца.
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Его врожденное чувство меры исключительное чутье пространства, равновесия и гармонии породило искусство «вечной красоты» – спокойное, возвышенное идеальное. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Честно говоря, я думаю, что лучшего и не увидишь в изображении чего-либо столь же значительного.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Фресковые росписи станц Рафаэль начал со средней залы – «Станца делла Сеньятура» (1508–1511гг. ), отведенной под библиотеку. Классическое искусство Рафаэля синтетично, музыкально и удивительно соразмерно. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. А св. «Несение креста», 1517г. «Мадонна с ангелами и святыми», 1505г.
Мадонны Рафаэля близки и понятны каждому человеку. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека). Славу Рафаэль приносят многочисленные алтарные образы его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» или т. н. «Прекрасная садовница»). Громадную известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы (малая и большая Мадонны Каупера, 1504–1508гг.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Молодой художник имел множество заказов в Сиене. И далее в том же письме – неожиданное предложение поэта-жениха: коль на покупку так полюбившейся картины не достает средств, Афанасию Николаевичу следовало бы выменять на нее негодную Бабушку (Бабушка – это всего лишь бронзовая статуя Екатерины II работы немецкого скульптора Мейера, принадлежавшая Гончаровым и назначенная в качестве приданого Натали). Кроме того, ему принадлежит замысел дворца епископа троянского, осуществленного во Флоренции на Виа Сан Галло.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Наряду с безличными персонажами и вымышленными портретами папы Григория Великого (с лицом Юлия II), Иеронима, Амврозия, Августина, Фомы Аквинского, папы Иннокентия III в «земной зоне» идеального церковного собора художник представил монаха-живописца Фра Анджело, архитектора Браманте, Данте и Савонаролу. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти.
Аристотель и Платон стоят на верхней ступени лестницы. Георгия» (1504–1505гг. ), преподнесенный урбинским герцогом в качестве подарка английскому королю Генриху VII, восхитил весь двор, хотя в картине нет ничего драматического и мужественный воин превращен юным художником в прекрасного сказочного рыцаря на белом коне. 1518г.
Иоанна, который, скрестив руки, склоняет голову с видом, способным потрясти даже самого черствого человека и вызвать в нем сострадание. «Мадонна делла Тенде», ок. Анна. Сам художник после смерти Браманте в 1514г.
В соответствии с этим художник выбрал для росписи потолка и стен темы, которые ассоциировались с четырьмя областями духовной деятельности человека, – «Теология», «Поэзия», «Наука» и «Юриспруденция». Слава художника и образованного, галантного человека летела впереди него.
собрания). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Ведь на доспехах можно различить и собственные и падающие тени и отражения и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).
После этого, продолжая свою работу в дворцовых покоях, он написал историю чуда, свершившегося со Святыми Дарами не то в Орвието, не то в Больсене. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Рафаэль великолепно использовал возможность света и пространства во фреске «Освобождение апостола Петра из темницы». Типичность некоторых женских образов римского периода связывают с тем, что моделью для них служила возлюбленная Рафаэля, дочь сиенского пекаря Маргарита Лути, прозванная Форнариной («Булочницей»).
Исполнились мои желания. Иеронима, св. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Рафаэль также не прекращал создание алтарных образов («Св.
Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу.
К 37 годам Рафаэль уже был признанным главой всей римской художественной школы. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). семейство Франциска I», 1518г. ), среди которых ведущее место заняли прекрасные Мадонны («Мадонна Альба», 1509г.
Сколько нежности и затаенной грусти в юной женщине. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505г. Ни один мастер не смог похвалиться такими отношениями взаимопонимания и дружбы, которые царили в школе Рафаэля. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Рафаэлло рано остался сиротой.
Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Супруги Дони изображены художником в покоривших его воображение «джокондовских» позах. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Для Биндо Альтовити он написал его портрет, на котором он изображен молодым и который считается поразительнейшим портретом, а также картину с изображением Мадонны, которую Рафаэль послал во Флоренцию и которая ныне в качестве алтарного образа находится во дворце герцога Козимо в капелле новых покоев, мною построенных и расписанных. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Аристотель держит в одной руке свою «Этику», а другой, словно успокаивая собеседника, указывает на землю. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Это же можно сказать и о ранних работах в церквях в Читта ди Кастелло. Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду.
Линии на портрете струятся, повторяются в мягких изгибах плотного покрывала («velo»), которое художник заботливо накинул на нее. И вот, наконец, она, Бриджуотерская мадонна. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Ведь на этих коврах изображены и вода и звери и постройки с таким совершенством, что они кажутся не ткаными, а действительно написанными кистью. «Занавес раздвинулся и тайна небес открылась глазам человека В Богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения но чем больше смотришь на нее, тем больше кажется, что она приближается», – так писал о картине поэт В. Жуковский. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
«Три грации»). Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
В тот же день один из современников, сообщая о его смерти, писал: «Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях». Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Рафаэль никогда не искал друзей и покровителей.
«Святое семейство Каниджани», 1507–1508гг. Картины умбрийского периода все же отличаются от манеры Перуджино тонкой лиричностью, свежестью поэтического восприятия и почти миниатюрной тонкостью письма («Сон рыцаря», 1500г. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Рафаэль изобразил в этой истории св.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне.
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Петра, св.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. VI). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В застылости фигуры и лица Маддалены Дони ее безучастный и вялый характер раскрывается бездумным взглядом широко расставленных глаз и капризно искривленными губами.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Первой пробой сил Рафаэля в зодчестве стало строительство маленькой изящной церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509г. ). С какой нежностью пишет Рафаэль этот мягкий овал лица, нежный рот, плавный изгиб шеи. Тонко продуманные световые эффекты позволяют увидеть предметы и фигуры в ночном мраке.
В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы IIЮлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце) в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Художник перепоручал все ватиканские работы свои ученикам, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Св. С 1515г. Мне захотелось поместить это рассуждение перед самым концом этого жизнеописания, чтобы показать, какой степенью трудоспособности, упорства и деловитости обладал этот славный художник, в особенности на пользу другим живописцам, чтобы они научились ограждать себя от тех помех, от которых мудрость и мастерство Рафаэля всегда умели его оградить.
Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал и не критиковал других. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. А бедная Маргарита, лишившись возлюбленного, постриглась в монахини. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. А делал он это не без уважительной причины.
Рафаэль доверил роспись третьей «Станцы дель Инчендио» (1515–1517гг. ) по своим картинам любимому ученику Джулио Романо и другим молодым художникам. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
В Риме достигает зрелости талант Рафаэль-портретиста в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Рафаэль изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. А так как по прибытии туда город понравился ему не меньше, чем эти самые произведения, показавшиеся ему божественными, он решил некоторое время там пожить.
К портретному жанру Рафаэль обратился еще в годы работы во Флоренции, но лучшие его работы в этом жанре относятся к римскому периоду. Так просто и естественно художник воздал дань гениям прошлых веков и своим современникам. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Он – «предельная степень человеческого идеала». Он успел завещать свое состояние единственной любимой женщине, друзьям и ученикам.
Ее невидящий взгляд необычайно больших глаз затуманен тревогой о сыне. Но физические силы, в отличие от творческих, оказались не безграничны. Работа датируется 1498 годом.
Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные матери, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богоматери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гармонию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511–1512гг. ) или решены в интимно-жанровом плане («Мадонна в кресле», 1514–1515гг. ). Во 2-м зале (Станца дЭлиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Рафаэль — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Не забывали о нем и при дворе. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Иосифа.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. И вот Пьетро, который отличался исключительной любознательностью и был к тому же ценителем выдающихся талантов, принял к себе Рафаэля, а Джованни, вне себя от радости, вернулся в Урбино и, взяв с собой мальчика, что не обошлось без обильных слез нежно любившей его матери, привез его в Перуджу, где Пьетро, увидев, как рисует Рафаэль и убедившись в его отличном поведении и воспитании, составил себе о нем то суждение истинность которого само время впоследствии в полной мере и доказало. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Они – центр композиции. Образ «Св.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. 1512г.
Похож же он настолько, что кажется живым. Каждый элемент в «Мадонне Конестабиле» (1500–1502гг. ) значителен, закончен и ясен. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Достаточно вспомнить тех святых, которые, образуя полукруг, восседают на облаках: они кажутся не только живыми по своему колориту, но и абсолютно объемными благодаря тем ракурсам и сокращениям, в которых они изображены, уже не говоря о разнообразии их одеяний, ложащихся в великолепнейших складках и о выражении их ликов, в которых больше небесного, чем земного. Пока Рафаэль работал над этими произведениями, которых он не мог не выполнять, вынужденный оказывать услуги знатным и видным особам и не имея к тому же возможности от этого отказываться, ссылаясь на личные обстоятельства, он при всем этом все же не прекращал заказанные им росписи папских покоев и зал, для чего он постоянно держал при себе людей, которые, пользуясь его собственными рисунками, помогали ему продолжать эту работу.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн».
Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Разделив композицию на «земную» и «небесную» части, Рафаэль изобразил «отцов церкви», беседующих о таинстве причастия со святыми. Рафаэлло появился на свет в маленьком горном городке Урбино (Умбрия) 6 апреля 1483г. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Петра и другими постройками. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Ни один художник не мог бы создать из этих фигур нечто более стройное и более абсолютное.
Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. – Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей. А случается это, видимо, потому, что небо распределяет свои милости по собственному усмотрению, с тем чтобы каждый довольствовался своим уделом. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Вместо этого радовался жизни, миру, людям и возможности творить.
Сикста в Пьяченце. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Первоначальный план не известен. Несмотря на угловое расположение (рис. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, 1513–1514гг. ). Должность «комиссара древности», «префекта мраморов всех камней» (1515г. ) отнимала много сил и времени на охрану памятников римской античности.
Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэлло. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Для его загородной виллы Фарнезина Рафаэль написал торжественную античную фреску «Триумф Галатеи» (1513г. ).
Копия (но об этом тогда мало кто знал – ведь картина приписывалась кисти самого Рафаэля) была выставлена для продажи в Петербурге на Невском проспекте, в витрине книжного магазина, принадлежавшего И. В. А творения в Урбино таких великих мастеров, как Пьеро делла Франческа и Донато Броманте, стали той идеальной средой, в которой расцвел его живописный дар. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Цецилией, замученной в кипящем масле.
Философы толпятся вокруг Платона и Аристотеля и у стен храма, беседуют друг с другом погружен в размышление закутанный в темный плащ старец неподалеку от него юноша, прислонившись к стене и положив на колено тетрадь, что-то торопливо записывает. Он также создал архитектурный проект капеллы Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо и рисунки для мозаики купола («Бог Отец среди ангелов»), статуи Ионы (исполнена Лоренцетто). Когда же Пьетро вернулся из Рима, Джованни, будучи человеком воспитанным и обходительным, с ним подружился и, улучив самое, как ему казалось, подходящее для этого время, высказал ему свое пожелание в наиболее вежливых выражениях, на какие он только был способен.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Взгляд юной матери неотрывно следит за каждым его жестом. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
Есть непостижимые совпадения, некие временные параллели в судьбах гениев.
н. станц) Ватиканского дворца. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэль, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. Но этот храм античной мудрости пуст.
Тут – портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
цецилия», 1514г. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). И нет в мире более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Ведь он стремился изобразить эти события именно в той последовательности, в какой они описаны и вместе с тем обогатить их привлекательными и значительными подробностями.
Работа в станцах захватила Рафаэля, но она была столь огромна, что постепенно он «оброс» многочис ленными помощниками и учениками, «которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью. Во Флоренции Рафаэль впервые обратился к портретному жанру. Здесь Рафаэль создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т.
Менее удалась Рафаэль многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Он увлеченно работал над обширными планами архитектурных и декоративных произведений. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.
А для всех деревянных дверей и потолков получил заказ Джан Бериле на множество всякой резьбы, законченной этим мастером с большим изяществом. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Указывая рукой на небо, он вещает о мире идей.
«Диспута» (1509г. ) стала первой росписью после фресок потолка и парусов («Суд Соломона») и была посвящена триумфу христианской религии. Все вместе и каждый сам по себе они познают истину. Павла, св. И маленький Христос, доверчиво прижавшийся к ней, уже осознал неизбежную горечь разлуки.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Художник кротких, задумчивых Мадонн с удивительной быстротой стал несравненным мастером огромных композиций.
22). Весь живописный комплекс «Станца делла Сеньятура» завершили величавые фигуры Мудрости, Меры и Силы, олицетворяющие главные добродетели Правосудия. А загородный дворцовый комплекс для кардинала Джулио Медичи (вилла Мадама) по сложности и гармоничности плана может сравниться только с античными строениями. св. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». И вот таким образом неудивительно, что благодаря множеству рекомендаций исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия II) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25 году жизни был приглашен к папскому двору. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэль К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэль над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16 итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и др. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Художник настолько торопился в Рим, что оставил во Флоренции много начатых картин, в том числе и «Прекрасную садовницу», которую дописал его друг Ридольфо Гирландайо. 1506. В стороне от этой группы мы видим святейшего Онию в облачении первосвященника, который с руками и взорами, воздетыми к небесам, погружен в исступленнейшую молитву, сокрушаясь о малых сих, едва не лишившихся своего достояния и ликуя при виде помощи, нежданно ниспосланной ему свыше. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Если в «Диспуте» Рафаэль представил триумф теологии, то в «Афинской школе» (1510–1511гг. ) показал триумф науки, уравновесив истинность религии и знания. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.
Иеронима в кардинальском облачении. Она долгое время находилась у Франческо Мариа, герцога Урбинского, а затем была подарена его супругой, светлейшей синьорой Леонорой, отцу Паоло Джустиниани и отцу Пьетро Квирини, венецианцам по происхождению и отшельникам святой пустыни камальдульского ордена, которые с той поры и хранили ее как редчайший предмет, словом, как творение руки Рафаэля Урбинского и как память о той светлейшей госпоже в келье настоятеля означенной пустыни, где она и пользуется заслуженным почитанием. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Образы обретают неожиданную переменчивость и таинственность.
В этом заключалась и сила портретных работ художника, среди которых преобладали изображения пап, кардиналов и знати («Портрет кардинала», ок. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти.
В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
В Эдинбург я стремилась давно. В этой истории он изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св.
В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. «Мадонна со щегленком», ок. В центре фрески расположился Аполлон с виолой в окружении муз.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Известно, что Рафаэль не чужд был поэтического вдохновения и сам писал сонеты.
А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. было «расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями». В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы.
«Портрет кардинала Баббиены», 1516–1518гг. ). Мавра и св. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Франциска и св. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Ему было всего восемь лет, когда умерла мать, а три года спустя он потерял и отца. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.