Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Петра.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Он даже обвинил художника в плагиате. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Он будет шокирован, поражен. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II.
Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Одет он скромно, во все черное. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Восхищенные почитатели называли его «божественным». 24). Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми.
Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Впервые портрет обнажённой женщины упоминается со слов человека, который видел его в коллекции Сфорца Санта Фьора, а с 1642 года картина находится в фондах римской галереи Барберини.
Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Первые заказы начали поступать практически сразу. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Рафаэль сгорает от любопытства.
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама.
В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Может забыть о принятом решении. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками.
Рафаэль оказался в крайне трудном положении. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие.
Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Рафаэль хорошо эрудирован и интеллектуально развит. Но это не более, чем предположение. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой».
Ему не хватает стабильности. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
Несмотря на угловое расположение (рис. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию.
В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Первоначальный план не известен. Еще пять лет его обучал живописи все при том же дворе герцога Урбинского новый придворный художник – Тимотео Вити. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться.
Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Кто имел наиболее буйное воображение, тот и считался самым талантливым мастером гротеска». Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).
Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.
Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
22). Каждая тень была продумана. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Его нельзя назвать трудоголиком. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». При этом может вести себя очень наигранно.
Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона.
Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Рафаэль коммуникабелен, умеет находить общий язык с незнакомыми людьми. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Сикста в Пьяченце. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Сын живописца Джованни Санти. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы.
Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации.
А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Юноша был убит ударом шпаги, но Форнарину это не остановило. VI).
Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Петра).
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». Работу он обычно совершает рывками. У этого мужчины очень развита интуиция, граничащая с провидением. Он непреклонен.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Род деятельности её отца-булочника (итал. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником.
В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Он прожил остаток своей жизни здесь. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Все стены, ниши, своды и купола этих помещений были покрыты великолепным стуком, на фоне которого развивались разнообразнейшие сочетания геометрического и растительного орнамента, оживленного фантастическими животными, птицами, амурами и включающего отдельные тематические живописные вставки и архитектурные фоны. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
Однако романом с одним Чиги Форнарина не ограничилась. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин.
Петра. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности.
В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях.
1507, Флоренция, галерея Питти). Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности.
Первый учитель – Перуджино. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. 1518, Флоренция, Уффици). Монументальность фасада создается обособленной постановкой каждого окна и сильным отступам стены второго яруса, благодаря которому обрамления окон получают вверху более объемный характер: пилястры сменяются полуколоннами, едва выступающие пьедесталы — балюстрадами балконов, покоящихся на уступе стены. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. А такое в то время случалось редко.
«Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. монохромно) и Залы Константина. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св.
Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника Пьетро Перуджино в Перудже. Даже бархатный берет — черный. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Однако это никак не сказалось на его творчестве. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Рафаэль — это Рафаэль. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам).
Силой, мощью, величием. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном.
Легко заметить, что среди римских друзей Рафаэля нет ни одного художника: говорить о дружбе в условиях жесткой конкуренции, существовавшей в рамках одного цеха, очевидно, не приходится. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля.
Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. Судьба изображений осталась неизвестна. Рафаэль создает целый ряд мадонн и одухотворенные лица этих женщин, с любовью и нежностью склоненные над младенцем Иисусом, так потрясают современников, что художника отмечает сам папа римский Юлий II.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. И сам станет другим. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. В 1514 – 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство и по праву признана одной из лучших в живописи. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. Рафаэль обогатил этот образ, впервые подчеркнув его главенствующую, упорядочивающую роль в окружающем пространстве. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Разочаровываясь в чём-либо, сильно переживает.
Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Чуть позже, в результате проведенных в Помпее раскопок, понятие гротеска расширилось и стало означать, помимо лепного орнамента, еще и направление в стенной росписи. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В Риме Рафаэль вращается в высших художественных и литературных кругах, его друзьями становятся известный поэт, составитель первой грамматики итальянского языка Пьетро Бембо, автор эпической поэмы «Неистовый Орландо» Лодовико Ариосто, памфлетист Пьетро Аретино. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно.
Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.
Его настойчивость нередко приводит к созданию конфликтов. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. На главный вопрос – кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила».
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. Им были созданы и архитектурные проекты. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Тем не менее, Рафаэль живо интересовался творчеством своих коллег. Но это все в будущем.
Мадонна Грандука (ок. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. К физической работе он не приспособлен.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана.
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Этот камерный портрет действительно необычен. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы.
При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Рафаэль стремится не только быть в курсе новейших достижений науки, но и пытается использовать их в своем творчестве, следуя принципам изложенным в одном из таких трактатов выдающегося архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404-1472), в котором он проводил параллель между музыкой и архитектурой: «Те же числовые соотношения, которые делают звуки приятными для слуха, приносят наслаждение глазам и душе». «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника. В картине все отмечено совершенством: композиция.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. Будь то сам Папа Римский. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. У ангела слева одно крыло.
1500 для этого города. Его фрески составят славу Ватикана, увековечат имя папы Юлия II, станут образцом канона для целых поколений живописцев со всего мира. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. О судьбе портрета известно крайне мало. Вокруг него всегда было много учеников. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину.
В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Работа датируется 1498 годом. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами и их работы производят на него глубочайшее впечатление.
Это мой идеал». Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Широко раздвинутые, богато обрамленные окна составляют важнейший элемент фасада, что в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придает ему черты благородной, сдержанной простоты. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. Они окружены внимательными слушателями. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср.
Его талант стал ценным призом для пап Юлия II и Льва Х и был поставлен прежде всего на службу Ватикану. В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Я только тут понял живопись.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Гений молодого живописца проявился очень рано – уже в двадцать лет им было написано такое яркое и удивительное полотно, как «Мадонна Конестабиле». Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». В создании росписей Станцы дЭлиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.
Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
подобное использование надписи во дворе урбинского замка). цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Рафаэля приютили родственники – дядюшки Бартоломео иСимон. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.
Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу.