подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. В картине все отмечено совершенством: композиция.
Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино В 1500 переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
монохромно) и Залы Константина. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Мавра и св. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. А в Верону он послал графам Каносса большую картину не худшего качества, на которой изображено Рождество Христово и восход солнца, заслуживший большие похвалы, равно как и св.
Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату.
Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Этот камерный портрет действительно необычен.
На ней можно увидеть портреты некоторых, живших в то время папских конюшенных, которые несут восседающего на кресле папу Юлия, совсем как живого. И действительно, всякий, кто примет во внимание все умение, любовь искусство и грацию, вложенные в это произведение имеет полное основание считать его чудом ибо оно поражает любого зрителя выразительностью фигур, красотой их одежд и, вообще говоря, особой добротностью каждой части. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Не меньшая страстность проявляется в фигуре того, кто принимает младенца и в ком забота о нем сочетается с ужасом перед смертью.
Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Несмотря на угловое расположение (рис. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. В этом произведении Рафаэль под влиянием увиденных им творений Микеланджело безмерно укрупнил свою манеру, придав ей большее величие. Там же – обнаженная фигура сидящего св.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Мимика их лиц выражает некую пытливость и напряженность от усилия найти твердую уверенность в том, о чем они спорят, выражаясь движениями как бы спорящих рук и всего тела, внимательно подставляя ухо, морща брови и удивляясь на разные лады, оттенки которых точно и правдиво подмечены художником. А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более темной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Недаром, когда впоследствии Микеланджело увидел эту работу Рафаэля, он сразу же догадался о том, что случилось на самом деле и что Браманте сделал это ему назло, ради пользы и славы Рафаэля. За ним следом идет только что выбежавшая из огня босая и растерзанная старуха, а впереди – обнаженный мальчик.
Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. А так как папа пожелал увековечить в этом деле все величие своего великолепия и своей щедрости, Рафаэль выполнил рисунки всех лепных орнаментов и включенных в них живописных изображений, а равным образом рисунки к картинам на отдельных полях.
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. VI).
Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). Петра и св. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. У ангела слева одно крыло. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис.
Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Сияние отражается на воинских доспехах яркими вспышками, переданными настолько живо, что блики, мерцающие на полированной стали, кажутся куда более правдоподобными, чем это доступно передать живописи.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Эта задача, требовавшая исключительной изобретательности и высокого мастерства, была решена Рафаэлем с поразительным блеском.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже). Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Висполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника.
Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона». Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Представитель Высокого Возрождения.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Смерть его доставила великое огорчение и всему папскому двору, так как он при жизни занимал должность кубикулария и потому, что и папа любил его так, что оплакивал его смерть горько. Противоположное видим мы в образе св.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила").
Елизаветой и Иосифом. Цецилию и св. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки.
В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Джованни да Удине он заказал обрамление для этих историй в виде гирлянд, состоящих из цветов, листвы и плодов разного рода, краше которых и быть не может.
Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля.
Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. да Сангалло). Первоначальный план не известен. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением.
Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции).
В ужасной тюрьме мы видим между двумя спящими стражниками старца в железных оковах мы видим, наконец, ослепительное сияние ангела, которое дает нам возможность различить все малейшие подробности этого помещения. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели.
Многочисленные изображения Богоматери (Сикстинская мадонна, ок. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. 1518, Флоренция, Уффици).
Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петра. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.
Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля. Написал он еще вскоре после этого небольшую картину с маленькими фигурами, которая ныне тоже находится в Болонье в доме графа Винченцо Эрколани и на которой изображен Христос, парящий в небе подобно Юпитеру и окруженный четырьмя евангелистами, согласно описанию Иезекииля, а именно в виде человека, льва, орла и быка, а внизу – крохотный пейзаж, не менее ценный и прекрасный в своих небольших размерах, чем иные произведения, гораздо большие по величине.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Первый учитель – Перуджино. А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник и архитектор.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Он готов к новым, еще более значительным свершениям". евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Сикста в Пьяченце. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.
В высшей степени примечательно, что Рафаэль изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро. И все словно онемели при виде того, с какой рассудительностью для столь нежного возраста они друг друга приветствуют и с какой почтительностью это делает один из них. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Франциска и св. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. И в самом деле, невозможно ни создать, ни даже представить себе ничего более прекрасного как по живописи, так и по лепнине, как по общему расположению, так и по выдумке.
Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, которые заняты истолкованием начертанных на них знаков. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой.
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в абсолютной красоте. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Работа датируется 1498 годом. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Антония Падуанского поручили ему написать на дереве Богоматерь, держащую на коленях, по желанию этих простодушных и почтенных сестер, не обнаженного, а одетого младенца Иисуса Христа и по обе стороны Мадонны – св. В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В 1504-08 работал во Флоренции. В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино.
Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр).
Мадонна Грандука (ок. Однако вернемся к гравюрам. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Словом, вместо принятых канонов иллюстраций к библейским сюжетам Рафаэль предлагает зрителю мир реальный, одухотворенный своими наблюдениями, полный света и добра.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Рафаэль рано потерял своих родителей – мать умерла, когда мальчику было восемь, спустя еще три года ушёл из жизни его отец. И вот, не будучи в состоянии от нее отделаться, он лишь с большим трудом научился передавать красоту обнаженного тела и трудные ракурсы изучив картон, который Микеланджело Буонарроти сделал для залы флорентийской Синьории.
А св. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. За это был он высоко ценим в своем ордене и умер в величайшем почете в 1537 году шестидесяти восьми лет от роду. Сын художника Джованни Санти.
Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Цецилией, замученной в кипящем масле. Анна. 1504, Национальная галерея, Лондон), Три грации (Музей Конде, Шантильи), Святой Георгий (ок. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
На этой картине изображена св. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески.
Иеронима в кардинальском облачении. деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Плацидия. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
В том же городе монахини св. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Исключение составляют четыре Отца Церкви, просвещенные Святым Духом, распутывающие и разрешающие на основании Священных Писаний все спорные места Евангелия, которое держат перед ними порхающие в воздухе путты, упомянутые выше.
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Иеронима, св. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Павла, св.
А делал он это не без уважительной причины. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Ведь на этих коврах изображены и вода и звери и постройки с таким совершенством, что они кажутся не ткаными, а действительно написанными кистью. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше.
В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Иоанна, св. 19), показывает, с какой поразительной легкостью молодой художник мог дать новое воплощение мечты о абсолютной центрической постройке, так занимавшей воображение его современников. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. св.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека).
Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита. Оставляя в стороне панели под этими фресками, украшенные различными фигурами заступников и служителей христианской церкви, чередующихся с разными гермами, сами они выполнены так, что любая изображенная на них вещь исполнена смысла, чувства и расчета с той согласованностью и тем единством колорита, превзойти которые невозможно. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Они окружены внимательными слушателями. В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Иосифа. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан).
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения (Б. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Все крепнет и мощнее звучит интонация, придающая этим картинам отличный от всех предыдущих художников пленительный, трепетный стиль, вовсе лишенный какой-либо сухости, литературной заданности.
Проектировал собор Св. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Рафаэль изобразил в этой истории св. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо, равно как и другая прекраснейшая картина, написанная им в то же время и изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину Сын Божий.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие).
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. И вовсе неудовлетворительными оказались те, что он написал на своде палаццо Агостино Киджи, что за Тибром ибо в них отсутствуют та прелесть и та нежность, которые всегда были ему свойственны правда, это в значительной мере объясняется тем, что он предоставил другим расписывать их в цвете по своим рисункам. Манера эта достигла впоследствии своего совершенства в сивиллах и пророках, написанных им, как уже говорилось, в церкви Санта Мариа делла Паче, причем немалую помощь при создании этого произведения оказало ему то обстоятельство, что он в папской капелле увидел росписи Микеланджело.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. 1507, Флоренция, галерея Питти). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис.
Здесь и Джанноццо Пандольфини, епископ Троянский, ближайший друг Рафаэля и многие другие известные в то время люди. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Кастильоне, 1514-15).
цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле.
Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим.
Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Похож же он настолько, что кажется живым.
1500 для этого города. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Рафаэль (наст. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. 1504, Национальная галерея, Вашингтон) и в более крупном по формату Обручении Марии (1504, Брера, Милан).
Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). 1502-03, Эрмитаж), Сон рыцаря (ок.
Так он изобразил св. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Ротенберг). Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой.
Петра, св. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок.
24). Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).
Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02).
Кроме того, по прихоти художника, которому пришла в голову такая прекрасная выдумка, многие из присутствующих, чтобы лучше видеть, взобрались на пьедесталы колонн и обнимают их стволы, стоя в самых неудобных положениях и вся оцепеневшая толпа, каждый по-своему и каждый по-разному, выжидает, чем все это кончится. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. 22). Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).