Рафаэль Санти – итальянский живописец, архитектор и график эпохи Возрождения. Рафаэль Санти (28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.
В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения – под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто). Но от таланта никуда не спрячешься и первым наставником и учителем Рафаэля был его отец, весьма образованный человек, служивший придворным художником, который обучал его живописи и привил любовь к искусству. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520) итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de pi eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568. Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти известного как Рафаэль, стал городок Урбино – столица небольшого герцогства в Италии. И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба» (1509), «Мадонна в кресле» (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо» (1511-1512), «Св. Цецилия» (1514).
Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля2 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни.
Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события.
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Иоанна Арагонская (. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Св. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Ок. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. К портретному жанру Рафаэль обратился еще в годы работы во Флоренции, но лучшие его работы в этом жанре относятся к римскому периоду.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Центральная часть огромной мраморной лестницы почти пуста — здесь в непринужденной позе устроился полунагой киник Диоген, а ниже, обратившись к нам лицом, погружен в размышления натурфилософ Демокрит, которому Рафаэль придал сходство с Микеланджело. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Композиции на стенах зала посвящены Теологии, Философии, Юриспруденции и Поэзии — четырем высшим наукам и искусствам изучавшимся в те времена в итальянских университетах. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
Изображенные Рафаэлем персонажи безупречно вписаны в овал чтобы не нарушить его, художник лишил изображенного слева херувима одного из крылышек. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской.
Справа от Богоматери – Св. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.
Достаточно сравнить вполне еще перуджиновское Sposalizio с Мадонной-Альба, чтобы понять эволюцию в творчестве Рафаэля и то, что этой эволюцией он целиком обязан именно впечатлениям, произведенным на него (еще до Рима, до посещения Сикстинской капеллы) работами Буонарроти как скульптурными, так и живописными. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В 1500 году Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино, который был успешным художником в городе Перуджа.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Однако в этом искусстве происходил постепенный, но неуклонный процесс нарастания драматических элементов, появления острых конфликтов, воплощение которых средствами рафаэлевского искусства было возможно только до определенного предела. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников.
Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Рафаэль. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
монохромно) и Залы Константина. Мадонна Грандука (ок. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. «Сикстинская Мадонна» (итал. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.
Они окружены внимательными слушателями. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Для нас наслаждение искусством Ренессанса испорчено тем самым, что оно представляется одним целым и устоявшимся да и знаем мы его слишком всесторонне. 2 Можно, до известной степени, сказать, что Рафаэль был учеником Микель Анджело (бывшего старше его на 8 лет), хотя на самом деле, в ученических отношениях он к нему не находился и едва ли общался с ним до Рима и даже в Риме.
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Иоанна Крестителя и св. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Сикста в Пьяченце. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит.
Малая Мадонна Каупера. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Работа датируется 1498 годом. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
На вершине Парнаса — играющий на скрипке Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности и современной Рафаэлю Италии среди них можно узнать Гомера, Данте, Ариосто. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Мощь эта давила и порабощала, а от порабощения к полному омертвению – всего один шаг. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Пинакотека Ватикана, Рим. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. У ангела слева одно крыло. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
fornarino, булочник). Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Мавра и св. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Одну из торцовых стен зала, прорезанную окном, в котором открывается вид на увенчивающий Ватиканский холм дворец Бельведер, украшает фреска Парнас. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
«Донна Велата». 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples).
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
1516 г. Галерея Питти. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Тем не менее, в портрете Иоанны Арагонской художник показал себя выдающимся колористом, умеющим тонко чувствовать цвет в его сложных красно-зеленых оттенках и тональных переходах. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
А после его смерти она боялась умереть». Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. 1500 для этого города. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко.
В создании росписей Станцы дЭлиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Бенедикта, св. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
Святое семейство под дубом 1518 год. Так началась история Рафаэлевых Станц. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Действительно, можно говорить об искусстве до него и после него. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Музей Лувр, Париж. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Однако воспринять полностью искусство этого титана, приобщиться к нему оказалось не по силам общей художественной культуре того времени. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
Лаврентия, св. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). 1518, Флоренция, Уффици).
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Возможно, что в Станце делла Сеньятура, росписи которой посвящены наукам и искусствам, находилась личная, насчитывавшая около двухсот томов библиотека Юлия II. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Вот таким образом в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». В годы работы в Риме большое место в творчестве Рафаэля по-прежнему занимает образ Мадонны.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). 1507, Флоренция, галерея Питти). Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Музей Прадо, Мадрид.
Иеронима, св. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. На тот момент Рафаэлю был 31 год. На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина.
Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Она одновременно и неподвижно парит и идет по облакам, ветер вздувает ее золотисто-желтое покрывало и тяжелый синий плащ. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Иероним со львом, его главным признаком. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Мы имели уже случай убедиться в этом плачевном явлении на ряде флорентийских художников. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. В общем каждый выдумывает на свой лад. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно.
Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Петра. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Он прожил остаток своей жизни здесь. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной. В сильном движении представлен и младенец Христос. VI). На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
Национальная галерея античного искусства, Рим. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Художественный язык религии – это образы святых.
Плацидия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Мадонна движется и неподвижна. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Время же было такое, что новое и сильное зарождалось на каждом шагу в невероятном обилии1. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
В 1513-1514 гг. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Ромуальда, св.
Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Петра. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии.
Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Этот камерный портрет действительно необычен. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Но ни в каком случае Рафаэля нельзя считать профитером, строящим из чужих материалов свой дом. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Галерея Палаццо Питти, Флоренция.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. «Форнарина» (прибл.
Он даже обвинил художника в плагиате. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. Почему. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Но этот храм античной мудрости пуст. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна».