25 декабря – на европейское Рождество – в Приморской картинной галерее говорили о полотне «Святое семейство» Рафаэля Санти.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Но, возможно, работа поступила и через Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, по просьбе которого блистательный К. Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи». На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Музей Лувр, Париж. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Искусство Италии 16 века. В общем каждый выдумывает на свой лад.
Высокое Возрождение. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Задний фон издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.
1516 г. Галерея Питти. В 1513-1514 гг. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Размеркартины 144 x 110 см, дерево, масло. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. В 1971 году картина поступает по приказу Министерства культуры в картинную галерею города Свердловска (ныне Екатеринбург).
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Святое семейство под дубом 1518 год. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Она была в плохом состоянии. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Св.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Произведение, приписываемое кисти Рафаэля Санти «Святое семейство» известное сегодня под названием «Тагильская Мадонна», было найдено в городе Нижний Тагил (Россия) в 1924 году в старом особняке и было передано в местный Краеведческий музей. Справа от Богоматери – Св. Музей Прадо, Мадрид. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. «Донна Велата».
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Своеобразнымрубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна».
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Впрочем и Павел Демидов мог приобрести произведение: женившись в 1836 году на блистательной Авроре Шернваль супруг преподнес в качестве свадебного подарка молодой жене знаменитый алмаз Санси. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне».
Фигуры образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции. Лаврентия, св.
Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Так возникали либо искусственно драматизированныеобразы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, вкоторых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семействопод дубом». Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя.
Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Иоанна Крестителя и св. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Национальная галерея античного искусства, Рим. Иеронима, св.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году).
Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Форнарина – легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». Пинакотека Ватикана, Рим.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). А после его смерти она боялась умереть».
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Доска разломлена пополам, утрачен красочный слой и на нём были многочисленные сколы. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Почему. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.
В конце 1920-х годов картина поступает в Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина (Москва), где хранится до начала 1970-х.
Ромуальда, св. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. «Форнарина» (прибл. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Рафаэль. Иоанна Арагонская (.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Ок.
Плацидия. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
Бенедикта, св. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом».
Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». 1503 г. Пинакотека, Ватикан). данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Художественный язык религии – это образы святых. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Мавра и св. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). «Сикстинская Мадонна» (итал. Малая Мадонна Каупера.
Самым талантливым был Джулио Романо. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
В сильном движении представлен и младенец Христос. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале».
Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». fornarino, булочник).
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы – двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены – Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу и он же в храме на руках Симеона.
В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». На тот момент Рафаэлю был 31 год. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Иероним со львом, его главным признаком.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.