Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Иеронима, св. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился.
Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Они окружены внимательными слушателями. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Работа датируется 1498 годом. Он прожил остаток своей жизни здесь. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Этот камерный портрет действительно необычен. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже). Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В сильном движении представлен и младенец Христос. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Мавра и св.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. «Форнарина» (прибл.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Ромуальда, св. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году.
Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона».
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Сикста в Пьяченце. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Каждая тень была продумана. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Иоанна Крестителя и св. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Иеронима, св. В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу. Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму. Но этот храм античной мудрости пуст. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе».
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан).
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Почему.
Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В правой части композиции, где ангел осторожно сводит старого апостола по лестнице, сияние ослабевает, высвечивая лишь ступени лестницы, на которых спят стражники, а сам апостол окутан спасительной для него тенью. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Лаврентия, св. Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Музей Прадо, Мадрид.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Четыре прекрасные женские фигуры, персонифицирующие эти понятия изображены на золотом фоне имитирующем мозаику, на сводах зала. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Везут нимфу два дельфина.
Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). 1516 г. Галерея Питти. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика искусство, литература, наука. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Понимая объединяющую и цивилизаторскую силу литературы и искусства, он сделал их инструментом идеологии и культуры. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. «Донна Велата». Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. В общем каждый выдумывает на свой лад. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской.
Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши.
В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска.
Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. Плацидия.
Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Она одновременно и неподвижно парит и идет по облакам, ветер вздувает ее золотисто-желтое покрывало и тяжелый синий плащ. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Рим снова жил на широкую ногу. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Мавра и св.
Политика – это искусство возможностей. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Вслед заЛеонардо Рафаэль начинает много работать снатуры изучает анатомию, механику движений, сложные позы иракурсы ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. fornarino, булочник). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже.
Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Он даже обвинил художника в плагиате.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Ф. Пенни. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Бенедикта, св.
Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Одну из торцовых стен зала, прорезанную окном, в котором открывается вид на увенчивающий Ватиканский холм дворец Бельведер, украшает фреска Парнас. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
Действие разыгрывается здесь на фоне огромного беломраморного храма его фасад украшают колоссальные статуи Аполлона и Минервы уходящие в глубину одна за другой три огромные арки безупречно вписаны в арочное завершение стены. Ромуальда, св. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Мадонна движется и неподвижна. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Рафаэль был в зените своей карьеры. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Им были созданы и архитектурные проекты.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Рафаэль. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Иоанна Арагонская (. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Это подчеркивает и трижды повторяющийся мотив круга — символа совершенства: стоящая на алтаре остия, золотой круг, на фоне которого слетает к алтарю голубь — Дух Святой и восседающие на облаках Христос, Мария и Иоанн Креститель. Рим не стал исключением.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Однако это никак не сказалось на его творчестве. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Иоанна Крестителя и св. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну».
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году).
Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Плацидия. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. Из-за значительного объёма работ, многие фрески были исполнены учениками Рафаэля по его проектам. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Одновременно он написал несколько больших алтарных картин, ряд станковых композиций и портретов. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
«Сикстинская Мадонна» (итал. У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. Своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-пекаря Франческо Лути из Сиены, работавшего в Риме (итал. Первый учитель – Перуджино. Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита.
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Святое семейство под дубом 1518 год. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами.
Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция).
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. С1504 Рафаэль работал воФлоренции, где познакомился створчеством Леонардо даВинчи иФра Бартоломмео, занимался изучением анатомии инаучной перспективы. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем.
Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Ок. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке.
С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Музей Лувр, Париж. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества.
Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Сюда его пригласил папа Юлий II. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно.
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. VI). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Первые заказы начали поступать практически сразу. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера.
Лаврентия, св. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. У ангела слева одно крыло.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Всего на картине изображено более полусотни фигур. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы.
Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
апостолов эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы.
Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Малая Мадонна Каупера. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Корни христианской религии лежат в городах, что позволило Риму стать плавильным котлом всей Италии, а Ватикану – местом, пропитанным политикой и властью. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Судьба изображений осталась неизвестна. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. Бенедикта, св.
Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Пинакотека Ватикана, Рим. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Архитектонику всей системы росписей Сеньятуры определяют величественные многофигурные композиции Диспута (ок.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Из произошедшего был извлечён полезный урок: не было смысла расписывать все стены, ведь влага обязательно разрушила бы краски фресок. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Национальная галерея античного искусства, Рим. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей.
Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. В 1513-1514 гг. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. На лестничных ступенях восседает Диоген. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.