Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Так, Сократ беседует с молодым воином, Гераклит (Рафаэль ему придал черты Микеланджело), погруженный в раздумья, сидит на ступенях, неподалеку от него – Диоген. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари).
Фигуры спорящих философов движутся из глубины храма навстречу зрителю. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). К счастью, план города очень подробный и заблудиться в Урбино мудрено. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Один из лучших женских портретов – портрет донны Велаты. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями. Папа не смотрит на зрителя. Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем.
(Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»). К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
fornarino, булочник). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. Существует также ряд портретных женских образов, авторство которых вряд ли можно отнести к Рафаэлю. У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ.
Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же». Красивые большие глаза доброжелательно смотрят на зрителя. В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства.
Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Здесь находятся фрески на легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511 Уффици). Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами. Это самый известный портрет Рафаэля.
Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Творческий прогресс Рафаэля Санти был настолько быстрым, что мастерская Перуджино вскоре стала для него слишком тесной.
Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. Одеяние указывает, что это было окрашено в течение зимы, вероятно тот из 1514–1515, когда Castiglione был в Риме по записи Гуидобальдо да Монтефельтро Папе Льву X. Самые легкие области – лицо предмета, замеченное почти передней частью, лавина белого переда рубашки в его груди и его бездействовавших, которые главным образом подрезаны в базовом краю холста. Отказавшись от традиционного парадного портрета, Рафаэль использовал новый формат и показал папу Юлия в необычном состоянии – в подавленном настроении во время болезни.
На нем и сосредоточена основное внимание художника. В 1517--1518 годах помощники Рафаэля расписали по его замыслу и эскизам «Галерею Психеи» в вилле Агостино Киджи (вилла Фарнезина), а в 1518--1519 годах под руководством самого мастера были расписаны ватиканские лоджии, в живописи которых широко использованы античные декоративные мотивы. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Бальдассаре Кастильоне», 1514-15). То было время первых великих созданий Микеланджело и его соперничества с Леонардо в работе над батальными композициями для Зала Совета именно в этот период принципы искусства Высокого Возрождения начали свое распространение среди все более широкого круга художников. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески «Лоджии Психеи» виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Далее, тем, что все духовное содержание картины сосредоточено в первой лодке, где сидит Христос, вторая лодка служит только фоном, демонстрирующим физическую сторону события. Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом. На их создание Кастильоне вдохновил изысканный и образованный Урбинский двор. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски).
В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Тицианов портрет Томмазо Мости общепринято считается написанным под влиянием картины Рафаэля и отражающим представление Кастильоне об идеалах личности придворного.
Своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-пекаря Франческо Лути из Сиены, работавшего в Риме (итал. Этот масштаб дает прежде всего вершина могучего дерева на горе — единственное, что видно от земли. Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины.
С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. На двенадцати небольших плафонах – все главнейшие эпизоды библейской легенды (потому эту роспись называют Библией Рафаэля). Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Участие помощников сказывается уже в росписях третьей из ватиканских станц -- станце дель Инчендио, названной так по одной из фресок -- «Пожар в Борго» (около 1516 г. ). Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля.
Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне). Музей Лувр, Париж. Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Для того чтобы лучше понять портретную концепцию Рафаэля, стоит вспомнить, как к проблеме портрета подходили художники кватроченто. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Когда был глас сей, остался Иисус один. И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
С конца XVI века применяется графит, а с конца XVIII века – современного типа карандаш в деревянной оправе. Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие).
Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. 1514, галерея Питти, Флоренция). На нём и сосредоточена основное внимание художника.
Роспись эта представляет сочетание великолепного стукового и живописного декора, мотивы для которого были почерпнуты из живописи античных подземных гробниц, так называемых гротов (откуда такие мотивы получили свое название «гротесков») и помешенных в арочных сводах небольших фресковых композиций с эпизодами библейских легенд. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Картина имеет пирамидальную композицию. Как это впечатление достигнуто. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. «Форнарина» (прибл.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло.
Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». По обе стороны от них находятся великие ученые древности и их последователи. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Симметрично этой группе автор изобразил Евклида (ему автор придал черты архитектора Браманте), который чертит геометрическую фигуру, его окружают ученики.
Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым.
Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино.
Представитель Высокого Возрождения. Изготовить по этим картонам ковры было заказано мастерской Питера ван Альста в Брюсселе и в 1519 году семь из десяти ковров были торжественно вывешены в Сикстинской капелле.
В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», около 1502-04) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В его облике мало что напоминает о современности. Возможно, что Кэстиглайон позже служил «академическим советником» Рафаэля Школа Афин и что описание Zoroaster в той фреске может быть портретом придворного.
Здесь небесная сфера еще объединена с земной. Тропа выводит на красивую Via Bramante.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Складки и сборки белой кофты и роскошного атласного платья привносят элемент движения и, даже, беспокойства, но плавные очертания покрывала, что на голове модели, успокаивают впечатление зрителя. Неизбежное в композициях кватроченто пустое пространство между двумя группами святых Рафаэль заполняет ангелочком, который держит в руках табличку.
Кастильоне родился близ Мантуи. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. Во Флоренции — палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Хронологически портреты Рафаэля можно разделить на ранние, написанные, преимущественно во Флоренции и отмеченные влияние Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры, написанные с 1508 по 1520 год, после того как художник переселился в Рим. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. приведи сюда сына твоего. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. На одном из портретов Рафаэля- это старик, поражающий кроткой задумчивостью. доколе буду с вами и буду терпеть вас.
Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Петра, автором которого является Браманте. Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции).
Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике (Флоренция, Уффици).
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ «Преображение», 1519-20, Ватиканская пинакотека). Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506).
Размер портрета 82 x 67 см, холст, масло. Губы «Немой» плотно сжаты их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды. На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути.
Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. 1516 г. Галерея Питти. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы. В 1513-1514 гг.
Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко.
Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» виллы Фарнезина в Риме (1514). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой.
И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти).
С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Его фигура символизирует не только геометрию, но и арифметику, а также и музыку.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Бог — это дитя на ее руках. Первая редакция сочинения была закончена в 1516 году.
Не может быть красоты без добра. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане).
В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. Иоанна Арагонская (. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
хорошо нам здесь быть сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Наиболее известная из них – алтарный образ «Обручение Марии» (1504), где автор впервые последовательно использовал линейную перспективу. Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля. Как бы то ни было, духовная близость Браманте и Рафаэля не подлежит сомнению и если Браманте следует признать гениальным зодчим Высокого Возрождения, то Рафаэль только потому отстает от него, что архитектура (им создано лишь несколько храмовых и дворцовых построек) не была его главным искусством. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа.
Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана. Рисунок – это изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха и пятна. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее. Одну из копий портрета, ныне хранящуюся в институте искусства Курто, выполнил Питер Пауль Рубенс. Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. Убранство зала является незаконченной базиликой собора св.
Зачем он это сделал. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет Юлия II», около 1511, Уффици «Портрет кардинала», около 1512, Прадо «Женщина в покрывале» или «Донна Велата», около 1513, Галерея Палатина «Портрет Б. Кастильоне», 1515-16, Лувр «Лев X с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина).
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи. Портреты составляют самостоятельную область творчества Рафаэля, хотя портретный жанр не был для художника основным.
«Донна Велата». Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов.
В качестве цветовой доминанты картины смело введен светлый тон ее одеяния, красиво оттененный тоном покрывала. Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении.
Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. Римский стиль требует суровости и возвышенности. Они были близкими друзьями к 1504, когда Кэстиглайон нанес свой второй визит в Урбино, поскольку Рафаэль получал признание как художник в гуманном кругу герцогского суда города. А в совсем маленьком купольном храме Темпьетто (воздвигнутом в Риме в 1502 г. ), с нишами внутри и снаружи, окруженном римскодорической колоннадой, Браманте дал как бы образец предельной монументальности, не зависящей от размеров здания, так что этот храм был воспринят современниками как манифест нового зодчества.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. В 1504 году Рафаэль отправляется во Флоренцию, где много работает над созданием образа Мадонны, теме которой он посвятил около десятка произведений. Заговоры, убийства, войны. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах.
-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения.
золотых и снял для неё виллу. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», около 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).
Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза с бликами на их зрачках, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет. Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Третья фреска, посвященная теме искусства, называется «Парнас». С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят.
Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. В этой группе портретов Рафаэль примыкает к схеме, созданной Леонардо да Винчи в Моне Лизе, — полуфигура, голова обращена прямо на зрителя, тело повернуто в три четверти, видны руки.
Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако. Эта работа широко прославила Кастильоне в Италии и за её пределами. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм.
Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Следующая фреска – «Афинская школа» – посвящена теме философии. «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо.
В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию. Главное произведение Кастильоне — диалоги «О придворном» («О царедворце»), рисующие тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.
Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования.
И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств.
Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля. Таких композиций всего пятьдесят две: они составляют так называемую Библию Рафаэля. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало.
Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Черты ее лица отличаются мягкостью и нежностью. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое».
Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. После смерти папы Юлия II, последние 7 лет своей жизни Рафаэль работал при вступившем на папский престол Льве Х из дома Медичи, сыне Лоренцо Великолепного.
да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. На этой картине изображена св. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить но Иисус запретил нечистому духу и исцелил отрока и отдал его отцу его. Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. «Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне. Знаменитое римское палаццо Канчеллерия (где разместилась папская канцелярия), в завершении постройки которого участвовал Браманте, знаменует торжество стены над ордером: именно стройная громада стены создает величавую замкнутость огромного фасада. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. В центре вершины находится Кастальский источник, дающий поэтическое вдохновение.
Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно.
В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи. Рафаэль как великий мастер превратил трудности в достоинства.
Автопортрет Рафаэля Санти, портрет создан художником в возрасте 22 лет. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту).
Ковры должны были изображать жизнь апостолов Петра и Павла и украшать нижнюю часть стен Сикстинской капеллы, под фресками кватрочентистов. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке.
Картина имеет пирамидальную композицию. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею. Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Папа Юлий II известен потомкам больше, чем многие другие выдающиеся первосвященники и правители. Ранние работы молодого художника были написаны под влиянием Перуджино. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю. Расчесанные на прямой пробор волосы уложены просто.
Он популяризировал термин sprezzatura, который переводит примерно к «беспечному мастерству» идеалу легкого изящества, приличествующего культурному человеку. Таков, например, портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1515 Лувр).
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. 1513, музей Гарднер, Бостон). Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров.
Картина «Преображение» распадается на две части. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай».
Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю. Его взгляд не по-детски тверд и суров.
После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г. ) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Произведение это, за которое папа щедро вознаградил художника, находится также во Флоренции в гардеробной герцога (Вазари).
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель. Образ донны Велаты воплощает человеческое достоинство и красоту. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. да Сангалло).
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер.
1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Размер картины 45 x 33 см, дерево, масло. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства. Ок. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). Она была написана на стене, прорезанной оконным проемом. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». И все удивлялись величию Божию. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
fornaro – пекарь). Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле.
Я просил учеников Твоих изгнать его и они не могли. Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. Via Veneto приведет нас к собору. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим. В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее.
Во-первых, тем, что фигурам дано совершенное господство над окружающим — даже лодки Рафаэль делает разительно маленькими, чтобы лучше выделить фигуры. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Получил гуманистическое образование в Милане.
Теплые и светлые тона подчеркивают нежность цвета кожи донны Велаты. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. А с XVI века начинается коллекционирование рисунков выдающихся мастеров – как образцов для молодых художников и как произведений имеющих самостоятельное эстетическое значение.
Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость. Состав пирамидальный. Мало того, папа поручает Рафаэлю надзор за всеми римскими древностями, заставляет его производить обмеры античных памятников и чертить планы Древнего Рима. Рафаэль.
В конце концов Рафаэль превратился в какого-то интенданта над всеми археологическими и художественными памятниками Рима. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный».
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Нужен меч, – недовольно сказал папа. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс.
Художественная атмосфера Флоренции в эти годы была насыщена новыми веяниями. Несмотря на неопределённости в критической оценке работы Рафаэля, она вызывала неизменное восхищение у других художников. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же».
1512, Прадо, Мадрид). В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. Картина Рафаэля Санти «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне». С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
Это было первоначально окрашено на деревянной панели и позже перешло к холсту. Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса».
Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. И они не преувеличивают. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро.
В 1504 году молодой художник перебрался во Флоренцию. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля — мастера светотени.