В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. «преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Спустившийся с горы Иисус и апостолы встретили толпу людей, сопровождающую отца и его одержимого дьяволом сына, которые пришли просить Иисуса об исцелении ребёнка. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Почему-то Рафаэль соединил их, в чем смысл.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Христос изгоняет беса из мальчика и говорит, что от маловерия и от неверия не получилось у учеников исцелить его.
11 – 12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор – святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина – чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Преклонив колено в контрапосте, она образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока, не замечаемая никем, кроме Матфея5.
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. придать ей еще большей убедительности.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Возможно, это «экскурсовод», встречающийся в Возрождение у мастеров.
На каждой из них своя история. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Христос появляется в вихре белого света. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи.
В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Художественный язык религии – это образы святых. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. она очень маленькая, как бы в другом масштабе, относительно размера фигур. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции. Возможность изучить картину получили многие известные художники. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» — самой значительной его работой. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. 9:37). 17:5). Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия.
Где Он. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены.
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Иероним со львом, его главным признаком.
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Вот он. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Итак, Произведение. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно.
В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги. А после его смерти она боялась умереть». Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Но тщетно.
Даже зная сюжет. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Св.
Работы Рафаэля оказались среди наиболее востребованных сокровищ, разыскиваемых агентами Наполеона по поручению специального комитета Национального конвента, членами которого были художники Жан-Батист Викар, собравший обширную коллекцию из захваченных картин и Антуан-Жан Гро, влияние Рафаэля на которого несомненно. Справа – возбужденная толпа, растерянный отец, держащий беснующегося мальчика. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Шумно потому, что многолюдно. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». То, что лица апостолов не смотрят на Христа, доказывает их маловерие. Они тоже не касаются земли, паря в воздухе.
Санти использовал знаменитую историю из библии. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
Вот таким образом в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики и от своих собратьев-художников. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом6.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Картина выглядит как беспорядочная толпа людей, громко кричащих, находящихся как бы в «яме».
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Есть два персонажа в этой картине, непонятные на первый взгляд. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор — святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
То есть, Бог у Рафаэля--не Участник Преображения. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Они ничего не могут сделать сами. Конечно, речь идет о Настоящем искусстве, а не о коммерческих предприятиях. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей.
Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. Он хотел показать им Себя, но они, мне кажется, не видят. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. А картина Рафаэля «Преображение» абсолютно загадочная.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Эта картина не похожа на все остальные картины этого мастера. А нам дела нет до Христа, мы не смотрим на Него, мы поглощены этим миром, но мы хотим, требуем, чтобы Он нам помог. Это пророки Моисей и Илия. включая гору), точно по «золотому сечению», проверено. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
Там, Христос внезапно Весь осветился невиданным светом, «преобразился» и рядом с Ним оказались пророки Моисей и Илия и во второй раз было Свидетельство от Бога-Отца, что Христос есть Сын Его Возлюбленный. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Первый – это единственная женщина, в полуобнаженном, «античном» одеянии, чужая в этой толпе. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Эти два сюжета не связывались вместе. Христос, взяв 3 учеников, поднялся на гору Фавор.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Он освещен также ярко, как Христос, он страдает, кричит, но никто не может помочь ему. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Полномасштабный эскиз его головы сохранился вместе с пятью другими эскизами, впервые описанными Оскаром Фишером в 1937 году и являющимися специальными трафаретами – припорохами, позволяющими живописцу с высокой точностью переносить эскиз на картину путём набивания красящего порошка через проколотый контур. Впервые за историю искусства Возрождения именно на этой картине мы можем видеть, как художник изображает эффект «полёта» Христа посредством изображения хитона, развевающегося за Его спиной подобно крыльям бабочки.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Если «будете иметь веры с горчичное зерно, то скажете этой горе: «Передвинься оттуда туда» – и она передвинется и не будет для вас ничего невозможного, а этот род не выходит иначе как от молитвы и поста». И театра далеко не в последнюю очередь. Преображение. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Мы смотрим на нее и явственно видим два разных, несвязанных друг с другом композиционно, сюжета на одной картине, на одной доске, разделенной примерно по «золотому сечению», а если разделять по земляной части (т. е. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Нижняя часть.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Такими «экскурсоводами», например, являются два ангелочка на Сикстинской Мадонне. Верхняя часть.
Он далеко, Он не видит нас. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине».
В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Творец уйдет на Небо, его место там, а не тут — это пафос картины, это в ней как великое предчувствие художника — предчувствие вышнего пути. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Рафаэль изображает именно маловерие и неверие, у них растерянные жесты и лица.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Сюжет всем известен, но я напомню. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.
Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Очень загадочная картина.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Знаменитая гора Фавор, с характерной площадочкой на вершине.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» – самой значительной его работой. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении – вероятнее всего апостол Андрей. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном.
Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности.
Любому внимательному зрителю ясно, чтобы нам услышать Голос Бога, увидеть Его Присутствие, надо прибавить минимум еще одну часть и, если представить себе еще 1/3 пространства над головой Христа, согласитесь, композиция была бы значительно более гармоничной, более «возрожденческой». Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Они пытаются что-то сотворить самостоятельно, не прибегая к помощи Бога, не обращаясь к Нему, – именем своим, а не Христа. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Лицо Христа поднято кверху, к Богу, а там – «потолок». Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.
Только Бог может помочь. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Справа от Богоматери – Св. Его нет. А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Сидящий старец рядом с ним в красном облачении — вероятнее всего апостол Андрей.
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Первое, что мы видим – Христос. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.
Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Необычна для Рафаэля, великого мастера, неудачная композиция, явная нехватка воздуха над головой Христа, поднявшегося на землей, как говорят художники, «потолок», не позволяющий подниматься Христу, сознательно отрезающая Его от Бога-Отца, голос Которого является главным Участником события Преображения. Они закрываются руками, не смотрят на вознесшегося Христа.
его безуспешно пытались исцелить Его ученики. Пространство картины cостоит из двух частей. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
Возможность изучить картину получили многие известные художники.