В своей работе я хочу поделиться с вами творчеством великого Рафаэля и дать описание картины «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем». Рафаэль написал «Мадонну в зелени» для одного из своих ближайших друзей, Таддео Таддеи.
Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки.
Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Рафаэль обращается к образу св.
Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии и водосбор, символизирующий страсти Христовы.
В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу.
Пожалуй, Мадонна в кресле – самая необычная из мадонн Рафаэля. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны.
В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил святое семейство. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А.
Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом.
Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). Картина Обручение Марии (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино.
Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511.
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Лучшая из них Мадонна в зелени. «Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см.
Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца.
Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». 1513, Картинная галерея, Дрезден.
Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Георгия. см. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). С начала XVIII века находится в Питти.
«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
отдельную публикацию В 1502-1503 гг. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. Рафаэль отделяет Марию от реального мира.
Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн.
«Мадонна в зелени» структурно гармонична – от группы фигур (во главе с ласковым образом Девы Марии, которая поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя) до широкого ландшафта с искристым, зеркальным озером, которое тянется с одной стороны панели до другой. Чистые, праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди. Холст, масло, 265х196 см. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Доска, масло, 122х80 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»).
«Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино Передача ключей композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная.
Снова форма тондо. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Масло, доска, 55, 2х40 см. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Лучшая из них "Мадонна в зелени".
Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
И в природе царит весна. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Соединение их рук непосредственно и через книгу придаёт картине трогательное ощущение физического и духовного слияния матери и ребёнка. Рафаэля называли Мастером Мадонн. Здесь несколько треугольников. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну». Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес.
Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального.
Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию. Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение.
«Мадонна делла Седия» (Мадонна в кресле). Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви великого живописца, была дочерью пекаря. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Дерево, масло, 107х77 см.
Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер.
Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно. Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи.
Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Лучше всех расположена Мария. Мария изображена босиком, в синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, которые так любил Перуджино. Рафаэль не склонен к экспериментам. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». Но он уже попал под влияние флорентийского искусства и чувствовал потребность выразить себя в драматичных формах. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. «Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Это эрмитажная Мадонна с безбородым Иосифом. Ее фигура поставлена строго в центре. «Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504.
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть.
Флорентийский период (1504-08). «Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.
В 1589 году украшала Трибуну Уффици. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Эрмитаж, Ленинград все три – около 1500-02). «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели.
Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Картина задумана специально для небольшого формата.
Масло, доска, 215х158 см. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Это не реальность, а зрелище.
Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Это сияние и чудесное явление Марии — не ее реальное, материальное присутствие или видение, которое трактовалось художниками как материальное явление Марии смертным людям, — а высочайшее мистическое чудо. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев.
Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Справа – Иоанн Креститель.
Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр).
Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Фигуры образуют треугольник.
Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. Рафаэль часто использует эту форму.
Лица, тела персонажей идеализированы. «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений.
Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке. Георгий, около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал Мадонну в гроте Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо).
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. «Сикстинская мадонна» (итал.
У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. «Мадонна Коннестабиле». Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.
К этому времени лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, не то чтобы исчезает, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов.
Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери.