Строительство завершил архитектор Скамоцци. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод.
В возрасте одиннадцати лет Санти потерял маму и о своей недополученной материнской любви пытался рассказать в каждом портрете Богородицы. И в природе царит весна. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив.
И этот обнесённый колоннадой овал и фасад сцены украшены многочисленными статуями. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину юный Рафаэль написал в Перудже для местного аристократа Альфано ди Диаманте. Основная ее особенность — пронизывающее картину чувство лирики.
Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну».
Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции. Описание «Мадонна Конестабиле» (итал. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Это образ весенней пробуждающейся природы. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал Рим, а также Верону, Сплит в Хорватии, Ним во Франции. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом).
Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. В изображённую открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Основная черта мадонны — задумчивая ясность, вокруг нее — то же настроение.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Лицо ее задумчиво.
Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград все три — около 1500-02).
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть». «Мадонна делла Седия» («Мадонна в кресле»). Фигуры образуют треугольник.
В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля.
Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. По боковым стенам расположены гробницы герцога Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1560—1561 гг. Однако при этом было сделано открытие. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действительно триумфального торжества. Их действия объединены вниманием к книге.
«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы.
Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Наряду с «Сикстинской мадонной» эта картина относится к числу немногих работ римского периода, выполненных Рафаэлем без помощи учеников и является одним из величайших шедевров мастера.
При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Лёгкая, хрупкая, словно в траурном обрамлении архитектурная конструкция заполнена массивными, выразительными скульптурными формами.
Св. Картина «Обручение Марии» (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино.
Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Эти жанровые мотивы и изящные пейзажи, составляющие часть росписей, вносят в них ощущение непосредственной живости и занимательности.
Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. VI). Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. И в результате они оба смотрят в книгу. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления.
На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В 1881 г., когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы. В этой картине молодой Рафаэль использовал интересный приём для того, чтобы подчеркнуть человеческую природу Спасителя: фигуры Старца, Марии Магдалины и Христа близки размерами, цветовым решением и образуют единую композиционную группу. Его взгляд устремлён на Спасителя. Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи.
Масло, доска, 215х158 см. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. «Мадонна Конестабиле», названная так по имени последнего владельца картины, является одним из ранних произведений художника. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика.
Виченца считается городом Палладио. Главная героиня расположена в самом центре картины. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека.
Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. И в природе царит весна. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. У ангела слева одно крыло. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.
Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Его первое крупное здание здесь — Базилика (1549 г. ), основой которой стала ратуша XIII в. Архитектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора.
Картина задумана специально для небольшого формата. В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил «святое семейство». - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути.
«Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа.
Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнажённых женщин. В то время ему не было еще и семнадцати лет. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). «Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония.
Малыш находится в игривом настроении. Джорджоне создал «Спящую Венеру» — самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. Но в «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера.
Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной. Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507).
Флорентийский период (1504-08). Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Георгий», около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Рафаэль постепенно формировался в художника, у которого главное – не философское осмысление мира, как у его великих предшественников, а красота, гармония и радость.
В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Но хотя «Мадонна делла Седия» представляется самой «земной» из рафаэлевских мадонн, хотя весь образный строй картины пронизан почти необычной для художника внутренней энергией, она кажется одновременно и воплощением светлой красоты, высокой гармонии. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В статуях герцогов нет портретного сходства.
Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Однако этот процесс приносил и свои открытия. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Герои «Мадонны делла Седия» принадлежат абсолютно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Рафаэля называли Мастером Мадонн. Весенний пейзаж созвучен образу юной Марии. Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод.
Этому взору доступно то, что скрыто от других. Холст, масло, 265х196 см. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии.
Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Адам — олицетворение молодости, телесной красоты и ещё скрытого в нём богатства сил — пробуждается к жизни от прикосновения руки летящего Саваофа, вселяющего в первочеловека энергию, силу и волю. Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склоненная голова, второе плечо. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
Задумчивость, оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Рафаэль постепенно формировался в художника, у которого главное – не философское осмысление мира, как у его великих предшественников, а красота, гармония и радость. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства.
Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля. Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. (4) Книга. Пожалуй, «Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Один из представителей его рода унаследовал эту картину кисти Рафаэля. У графа Конестабиле она была приобретена Александром II в 1871 г. Царь подарил её своей супруге Марии Александровне. Картина написана в теплых золотистых тонах. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг. ), посвящённые истории библейской героини Эсфири.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. В 1589 году украшала «Трибуну» Уффици. Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями «открывалось» голубое небо.
Лицо ее задумчиво. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального. Однако при этом было сделано открытие.
Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Лучшая из них «Мадонна в зелени». Это эрмитажная «Мадонна с безбородым Иосифом».
Чистые, «праздничные» краски, «музыкальные» ритмы линий, «балетная» грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) — во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
Масло, доска, 55, 2х40 см. Важную роль он отводил в них фасаду. Вторым наставником после отца можно считать мастера Пьетро Перуджино, который оказал на своего ученика серьёзное влияние на видение в искусстве. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к.
Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), так как считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение.
Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загородные виллы. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название MadonnadelGanduka («Мадонна великого герцога»).
Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей» композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. 1513, Картинная галерея, Дрезден. Веронезе расписал залы на втором этаже виллы. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке.
Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта.
Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Лица, тела персонажей идеализированы.
Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.
Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. Ее одежда выполнена в традиционных цветах.
Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей.
Знаменитая картина «Гроза» (около 1505 г. ) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества.
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего. Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле», ему было около семнадцати лет. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Вероятно, в образе Иосифа Рафаэль дал портрет конкретной личности — заказчика картины.
С начала XVIII века находится в Питти. Композиции, занимающие девять полей средней части изображают сцены библейских легенд — от сотворения Вселенной до Всемирного потопа. В 1507—1508 гг. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. Фигуры были изображены в головокружительных ракурсах.
Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. В раннем произведении Рафаэля, названном «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью.
Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). На одном из них хозяйка виллы и служанка, на другом — сыновья хозяйки и идущая по балюстраде ручная обезьянка. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим.
Мастер взялся их изваять сам. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II.
Она смотрит прямо на зрителя. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Их лица нежны и задумчивы. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Например, фасад палаццо Кьерикати (1560 г. ), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооружения в Виченце, буквально пронизан воздухом.
Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Этой задумчивостью пропитана вся работа. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом.
Саркофаги украшены аллегорическими изображениями времён дня: на саркофаге Лоренцо помешены статуи «Вечер» и «Утро», на саркофаге Джулиано — статуи «Ночь» и «День». и получили название палладианства. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Доска, масло, 122х80 см. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир.
В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. Дерево, масло, 107х77 см. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте. Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, художник избегает будничного правдоподобия, отбрасывает все случайные черты и бытовые детали. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Ее фигура поставлена строго в центре. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках.
Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Teaтp «Олимпико» (1580 г. ) — первое монументальное театральное здание в Италии. Картина написана в теплых золотистых тонах. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Она смотрит прямо на зрителя. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната.
Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей.
От картины веет поэзией и чувственностью. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили.
В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. (9) Рама. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Последнее произведение Палладио в Виченце начато в год его смерти. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
На изображении насчитывается примерно триста фигур. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила.
Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Свои идеи Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г. ). Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. К тому же в городе началась эпидемия чумы.
Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал «Мадонну в гроте» Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506).
Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.