Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483-1520) – итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
1507-1508, Лондон, Нац. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Он даже обвинил художника в плагиате.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий художник и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. 1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок.
музеи Мадонна с Младенцем, ок. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие). В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. И далее, собравшиеся в одну группу – девять муз во главе с Аполлоном, фигуры такой выразительности и такой божественной красоты, что самое дыхание их дарует нам счастье и жизнь. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Рафаэль приступил к работе в покое, где подписываются папские указы. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы.
Лаврентия, св. галерея). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкВыставка Гойи из собрания музея Прадо пройдет в ГМИИ в 2018 годуПожалуй, нагляднее всего эта попытка замахнуться на абсолютный авторитет описана в романе Тургенева Отцы и дети.
Как писал Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях: «Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере». 1506, Берлин, Гос.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). 1505, Вашингтон, Нац. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Им были созданы и архитектурные проекты. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина».
Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Мавра и св. Романо. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. VI).
Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. 1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Иеронима, св. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Бенедикта, св.
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Гравюру с дрезденского полотна видит Аркадий из романа Подросток. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св.
Сикста в Пьяченце. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Мадонна движется и неподвижна. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Иоанна Крестителя и св.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения.
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Он прожил остаток своей жизни здесь. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется.
С этими обстоятельствами, видимо, связана программа росписей, находящая различные интерпретации у исследователей. Эрмитаж Мадонна Солли, ок.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Неслучайно почта СССР выпустила в 1983 году к 500-летию мастера комплект марок, главная из которых с Автопортретом из Уффици была снабжена мраморной надписью: «Искусство Рафаэля принадлежит к высшим достижениям итальянского Возрождения». Иеронима в кардинальском облачении.
Мавра и св. Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона». Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Екатерина Александрийская, ок. На этой истории изображен священник, который, справляя мессу густо краснеет от стыда при виде того, как от его неверия кровоточащее причастие растекается по покрову алтаря и, растерявшись на глазах у верующих, он имеет вид человека, не способного на что-либо решиться а в движении рук его как бы чувствуются содрогание и ужас, которые каждый испытал бы на его месте. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В ответ нигилист заявляет, что Рафаэль гроша медного не стоит. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа). Об этом свидетельствует и разворот корпуса и положение рук Маддалены Строцци.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно.
А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. К тому же он был записан. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Примечательно, что Рафаэль изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всём, что его копии невозможно было отличить от оригинала. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение.
Иоанна Крестителя и св. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Рафаэль Санти родился в городе Урбино, в 3 часа ночи в страстную пятницу 1483 года от Джованни деи Санти, живописца, но не слишком выдающегося, однако человека одаренного и способного направлять детей по верному пути. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
Плацидия.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Магдалиной и св. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Все были уверены, что картина была написана Перуджо. Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Петра. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями.
Сын живописца Джованни Санти. Однако Рафаэль поскупился на душевные характеристики портретируемой. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах».
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Романо и Дж. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше.
Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз).
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. А над проемом окна он очень удачно изобразил лестницу, объединяющую всю историю. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини.
Они окружены внимательными слушателями. 1505 Маддалена Строцци, ок. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном.
1505 Донна Гравида, ок. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Для него это была не просто картина, а икона, великий христианский образ. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Павла, св.
В том же помещении на противоположной стене написана история изображающая св. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Иоанна, св. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер.
Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Этот камерный портрет действительно необычен. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля.
Видны на картине и Богоматерь и полные грации фигуры и лица всех остальных, особенно св. Но это не более, чем предположение. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
музеи Мадонна дель Грандука, ок. Для Лоренцо Нази он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Святого Иоанна, протягивающего ему птичку.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II).
Род деятельности её отца-булочника (итал. Однако в качестве «идентификационного имиджа» в истории закрепилось именно это изображение 1506 года. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). галерея Три Грации, ок. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. А св. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». 1512, Лондон, Нац. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере.
В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». Он обещал ей, что по возвращении из Флоренции, он непременно исполнит её просьбу.
Бенедикта, св. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Прошёл первоначальную художественную выучку в Умбрии у своего отца Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Рафаэль изобразил св. 1505, все – Флоренция, галерея Питти). Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». 1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. 1501, Берлин, Гос. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца.
1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. У ангела слева одно крыло. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. «Форнарина» (прибл.
Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Екатерину. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Особого совершенства и образной значительности художник достигает в Мадонне в зелени, Мадонне с щегленком и Прекрасной садовнице, представляющих три варианта мотива, отчасти навеянного Св. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии.
Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж.
На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Она одновременно и неподвижно парит и идет по облакам, ветер вздувает ее золотисто-желтое покрывало и тяжелый синий плащ. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый».
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. Анной Леонардо да Винчи. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Но этот храм античной мудрости пуст. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
В этом произведении имеется перспективное изображение. Ф. Пенни. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже). 1504-1505, Берлин, Гос. Первые заказы начали поступать практически сразу. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра.
И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Ромуальда, св. Иоанна, который скрестив руки склоняет печальную голову. Иеронима, св.
Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В 1513-1514 гг.
1509-1510, Вашингтон, Нац. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502). Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Невысокого мнения об итальянце был и Репин, писавший о своем визите в Рим: Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».
1504, Лондон, Нац. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Затем Рафаэль, усладив все свои дела, снова вернулся в Перуджу, где он написал в церкви братьев-сервитов на доске св. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Первый учитель – Перуджино. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы.
Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. 1513, Флоренция, галерея Питти) заключенные в круглое обрамление фигуры Мадонны, Христа, маленького Иоанна Крестителя предстают, тесно прижавшись друг к другу мать старается укрыть в объятиях свое дитя – маленького титана, обращающего к нам тревожный взгляд. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. Николая, а в Сан Северо выполнил фреской Христа и Бога Отца в окружении ангелов и шести святых по три с каждой стороны: св. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). 1504, Париж, Лувр два варианта Св.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Потом все признали работу как каноническую. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина).
Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Плацидия. Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. Вообще-то Автопортрет 23-летнего художника несколько нарциссический и женоподобный. Перед ней проводит два часа, так ничего не поняв, жена губернатора в Бесах.
fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. На стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона он написал портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета.
Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. Так началась история Рафаэлевых Станц. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней.
Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.
О судьбе портрета известно крайне мало. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов.
По правую сторону алтаря Рафаэль изобразил папу Юлия, слушающего эту мессу. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Там же портреты кардинала Сан Джордже и многих других. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. Действительно, манера у Рафаэля стала меняться во Флоренции, где он увидел работы «старших» — Микеланджело и Леонардо, в частности Джоконду.
Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Работа датируется 1498 годом. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличии папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Однако Батиста, сын Лоренцо и величайший ценитель искусства, «обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». галерея Коронование Мадонны, ок.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. В одной из них уже можно было видеть законченную историю. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности.
Петра). В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Среди работ римского периода (Кардинал, ок. За исключением Мадонны Альба (ок.
Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. В небольшой Мадонне делла Седия (ок. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Одновременно во 2-й пол. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Картина им (Лоренцо Нази) бережно хранилась всю жизнь, но чуть не погибла 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Франциска и св. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Романо и Дж.
Он «показал натуру флегматичную, неприятно капризную, несколько ленивую» (очерки По Италии Валерия Прокофьева). В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Одно время в отношении этой работы были сомнения: автопортрет или не автопортрет. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. Это по праву считается его лучшим произведением.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». 1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан).
Цецилию и св. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Ф. Пенни. Он поехал во Флоренцию и некоторое время жил там.
Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
да Сангалло). Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Хотя Папа Лев X обязал художника изменить проект, он не осмелился нарушить замысел своего великого предшественника. В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
Но ведь и молва наделяла мастера титулом «божественный», а у божественности пола нет. Противникам версии существования Форнарины эти доказательства представляются сомнительными. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой». В этой картине изображён усопший Христос, которого вносят в усыпальницу.
музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок.
Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Судьба изображений осталась неизвестна.
В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». 1504, Шантийи, музей Конде Св. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан). Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Высокая простота, строгость, лаконичность этой композиции заключают в себе многозначность и сложность образного и изобразительного строя, возможность глубоко личного прочтения. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Из многочисленных композиций на эту тему выделяются две, написанные почти одновременно, но решенные в разном ключе. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Петра, св. Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс. Лаврентия, св. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина». Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.
1507, Эдинбург, Нац. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Георгия, ок.
Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Монахини св. Михаил, ок. Каждая тень была продумана. Он должен был сделать фрески, в помещении, которое должно было стать библиотекой Юлия II в Ватиканском дворце. Рафаэль дал в картине образец своего мастерства и он сделал перспективу и многие фигуры, выписанные им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Ромуальда, св. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью.