Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля «Пожар в Борго» («Fire in the Borgo») кисти маэстро. Фрески виллы Фарнезина (сейчас она называется так в честь семьи Фарнезе, купившей её в 1579г. ) – интереснейшая часть художественного наследия Рафаэля. Нореставраторы, работающие надвосстановлением первоначального облика Зала Константина, недавно обнаружили фрагменты фрески, которые, возможно, были написаны не учениками Рафаэля, асамим мастером. Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты.
После переезда в Рим в 1508 году, фрески и картины Рафаэля становятся одними из величайших шедевров монументальной мировой живописи, воспевающей духовное и физическое совершенство человека. На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты. Попроекту Рафаэля они были возведены в1513—1518 годах ввиде 13 аркад, вкоторых поэскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески набиблейские сюжеты.
Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. Античное снова стало плотью и кровью. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Группа величественно объединена.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. На облаках же слева стоит на коленях св. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Работа датируется 1498 годом.
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут».
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512).
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке обнаженного младенца.
Корни христианской религии лежат в городах, что позволило Риму стать плавильным котлом всей Италии, а Ватикану – местом, пропитанным политикой и властью. Затем последовал запрестольный образ для Сан Систо в Пьяченце, «Сикстинская Мадонна», гордость Дрезденской галереи, величайшее чудо рафаэлевского искусства. Рафаэль оказал огромное влияние напоследующее развитие итальянской иевропейской живописи, став наряду смастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Сикста в Пьяченце. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Между 1513 и 1516 гг.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя».
Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Они окружены внимательными слушателями. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи.
На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Среди двенадцати фигур, расположенных полукругом справа и слева от Христа, выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел и два самых почитаемых итальянских святых — Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Группа величественно объединена. Возможно, вот таким образом в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Станковые картины религиозного содержания Рафаэля в последнюю пору его жизни также принадлежат к самым совершенным его произведениям. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса.
Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Она – та идеальная среда, без которой невозможно само существование героев Рафаэля. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Станковые картины религиозного содержания Рафаэля в последнюю пору его жизни также принадлежат к самым совершенным его произведениям. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм. Но, не тут-то было.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.
Произведения, список которых приводится ниже, – это Мадонны изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую «Жемчужину» и «Святое семейство под дубом» Мадридского музея. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Но Лев Х перенёс в Рим не только свою страстную любовь к искусствам, но и сибаритство своего Флорентийского дома. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Почему. В общем каждый выдумывает на свой лад.
Политика – это искусство возможностей. Многочисленные масляные картины, выходившие при Льве X из мастерской Рафаэля в качестве его собственных произведений, по большей части были исполнены Джованни-Франческо Пенни или Джулио Романо по более или менее законченным рисункам или эскизам Рафаэля.
Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Нова также и плавная, широкая живописная манера, новы пронизанные светом красочные соединения этой единственной картины. Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Этот камерный портрет действительно необычен. Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Понимая объединяющую и цивилизаторскую силу литературы и искусства, он сделал их инструментом идеологии и культуры. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Стиль Микеланджело и Да Винчи вдохновляет Рафаэля и он начинает изучать их манеру рисунка, а для большей наглядности делает копии фрагментов с картин великих художников. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Двое прелестных ангельчиков, восхищенно смотря вверх, опираются спереди на край алтаря, на который папа положил также свою тиару. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. С1504 Рафаэль работал воФлоренции, где познакомился створчеством Леонардо даВинчи иФра Бартоломмео, занимался изучением анатомии инаучной перспективы. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. К числу таких более значительных произведений относится прославленное «Несение креста» Мадридского музея Прадо известное под названием «Спазимо ди Сичилия», в котором сказывается влияние гравюр на меди Шонгауэра и гравюр на дереве Дюрера. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Везут нимфу два дельфина. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516-1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. «Форнарина» (прибл. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
возник запрестольный образ св. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра. Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис.
Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю.
Одновременно он написал несколько больших алтарных картин, ряд станковых композиций и портретов. Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
Трудно допустить, чтобы Рафаэль принимал так мало участия в столь величественной, простой, равно убедительной и со стороны содержания и с декоративной стороны общей концепции, как это допускал Долльмайр. С полной свободой Рафаэль владеет здесь всеми средствами выражения и воображения и до сих пор верно то, что его Сикстинская Мадонна принадлежит к немногим истинно совершенным произведениям искусства, существующим на земле. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы).
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан).
Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Четырнадцать картин в распалубках представляют, как показал Р. Фёрстер, триумф Амура над богами в более легком жанре.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. VI).
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи.
Все поля были обрамлены Удине роскошными гирляндами плодов. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние наевропейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XXвеков, напротяжении столетий сохраняло для художников изрителей значение непререкаемого художественного авторитета иобразца. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
В годы работы в Риме большое место в творчестве Рафаэля по-прежнему занимает образ Мадонны. Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнюю часть, выделяется декоративный мотив полукруга. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. У ангела слева одно крыло.
На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Композиция, несмотря на контрасты положений, оживляющие отдельные фигуры, еще строго симметрична. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В этом круговом обрамлении как главный центр картины предстает кроткое, ясное и чуть печальное лицо Мадонны и лик похожего на маленького пророка Христа. Главная группировка дана двумя ярусами. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Оказалось, никто не интересовался шедевром Рафаэля, хотя уже в XVII веке благодаря Пуссену, началось внимательное изучение творчества художника. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). возник запрестольный образ св. Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Живописно переданная нагота является взору как пластика. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Так началась история Рафаэлевых Станц.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Варвара.
Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута». Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки.
Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». И что же. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Композиция делится на три части.
С каким мастерством Рафаэль писал в это время «фрески», когда сам брался за кисть, показывают его прекрасные сивиллы над капеллой Киджи в Санта Мария делла Паче в Риме и еще яснее его волшебная богиня моря Галатея в нижнем этаже виллы Фарнезины. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Небесная Владычица снисходит на облаках, держа на руке -обнаженного младенца. Поза, мол, у них слишком неприличная. Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Сюда же без колебаний следует отнести Святые семейства, большую картину архангела Михаила, портрет Иоанны Аррагонской в Лувре, так называемую Жемчужину и Святое семейство под дубом Мадридского музея. Мадонна движется и неподвижна.
Двое прелестных ангельчиков, восхищенно смотря вверх, опираются спереди на край алтаря, на который папа положил также свою тиару. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Композиция делится на три части. И что же. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты).
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Цецилии, стоящей между четырьмя святыми, находящийся в пинакотеке Болоньи. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Но благоговейное слушание небесной музыки выражено торжественно и с настроением. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Между 1513 и 1516гг.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Известный писатель- гуманист Бальдассар Кастильоне в восторженном письме отдал должное красоте созданного Рафаэлем образа Галатеи. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Рим не стал исключением.
Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников.
Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие). Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Напоенный светом воздух полон исчезающими в дымке головками ангелов и серафимов. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли, в отличие от соподчинения теологической иерархии. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела.
В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. Обстановка, в роде настольного звонка, написаны по-северному реалистично. Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.
В центре Платон и Аристотель, символизирующий своими жестами основы постижения мироздания: Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность происходящего в мире, а Аристотель простер свою руку над землей, утверждая материальную основу всех вещей. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Но этот храм античной мудрости пуст.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Синьятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело – вершина монументальной живописи Возрождения. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Многочисленные масляные картины, выходившие при ЛьвеX из мастерской Рафаэля в качестве его собственных произведений, по большей части были исполнены Джованни-Франческо Пенни или Джулио Романо по более или менее законченным рисункам или эскизам Рафаэля. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502). Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Рафаэль был в зените своей карьеры. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости.
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
Бесспорно, Рафаэль в этом направлении превзошел самого себя, когда собственноручно исполнил прославленные фрески из истории Амура и Психеи (1516–1517) на потолке и в откосах сводов соседней большой галереи той же самой виллы. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Его портреты этого периода показывают близкое следование природе. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Потомство попыталось именно здесь найти различия и произвести выбор.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
Рим снова жил на широкую ногу. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже).
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года. Он даже обвинил художника в плагиате. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. На облаках же слева стоит на коленях св. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Живопись отличается силой, хотя и несколько суха. Античное снова стало плотью и кровью.
Характеры своей убедительностью первые обращают на себя внимание. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. Он прожил остаток своей жизни здесь.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. В 1513-1514 гг.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Простые по грудь изображения этого рода — «Женщина в покрывале» в палаццо Питти, прообраз его Сикстинской Мадонны, затем изумительный портрет знаменитого придворного Бальдассаре Кастильоне в Лувре, образец на все времена, великолепный живописный по самому замыслу портрет Джулиано де Медичи в собрании г. Хульчинского в Берлине и превосходный портрет кардинала в Мадридской галерее, принадлежащий к самым зрелым произведениям рафаэлевской кисти. Варвара. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд.
Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана.
Место действия есть облачное, пронизанное светом небо. Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Живописно переданная нагота является взору как пластика. Современники так были ослеплены поразительной новизной и естественностью композиций их живописным исполнением, что почти не замечали разницы. Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее.