Рафаэль – это тот человек, который действительно способен достигать намеченной цели используя любые законные методы. Тридцатилетний Рафаэль расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. А случилось это потому, что состоявший на службе у Юлия II Браманте из Урбино, дальний родственник и земляк Рафаэля, написал ему, что он у папы добился для него возможности проявить свое мастерство в росписях, которые этот папа заказывал для некоторых из своих покоев. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.
Рафаэль трепетно относится к своей свободе и поэтому долго выбирает яркую, загадочную, сильную, волевую жену. В первую очередь об этом нужно помнить самому Рафаэлю. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Но эти черты характера Рафаэль тщательно скрывает, поэтому окружающие считают его открытым и дружелюбным.
Предложение это понравилось Рафаэлю и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы и неоконченный им образ для семейства Деи, который, однако, в этом виде был после смерти Рафаэля установлен мессером Бальдассаре из Пеши в приходской церкви своего родного города. Он занимал эту должность и при папе Юлии II и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения. При расписывании этой комнаты Рафаэль впервые прибег к помощи своего любимого ученика Джулио Романо. Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина». А он, скромный художник Рафаэль Санти, хотел в этой жизни лишь одного — верно служить своей кистью и доброй душой Прекрасному, Живописи, Богу.
Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.
Тем не менее и в этот период целый ряд выдающихся произведений выполнен самим Рафаэлем. Эти качества позволяют Рафаэлю достичь определенного успеха в жизни.
У ангела слева одно крыло. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи.
Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno – печь, fornaj – пекарь). Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. Рафаэль стал учеником прославленного художника Перуджино. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Петра, св. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Рафаэлю уже нечего было делать в учениках у Перуджино. Так, для каждого из существовавших тондо, а их было четыре, он сделал по фигуре, отвечающей по смыслу находящейся под ней истории и обращенной к ней лицом. Работа датируется 1498 годом.
Анна. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Он непреклонен. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Рафаэль изобразил в этой истории св. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжения — здоровье Рафаэля было подорвано. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Вершина изобразительности, достигнутая Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», осталась непревзойденной. Цецилией, замученной в кипящем масле. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
Римский период творчества Рафаэля (1509–1520) стал временем высшего расцвета его таланта, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живо-пись, портретный жанр, архитектуру. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. По поручению папы Юлия II Рафаэль расписал три парадных зала Ватиканского дворца (Станца). 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
И как говорят, предупредительность Рафаэля доходила до того, что, для удобства его друзей, строители выводили стены не сплошными и непрерывными, а оставляли внизу стены над старыми помещениями отверстия и ниши, куда можно было прятать бочонки, кувшины и дрова. Это мой идеал». Рафаэль — это Рафаэль. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
А вот друзей у него немного, хотя это можно сказать про большинство людей. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.
В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Он умеет наладить общение с кем угодно, что делает его достаточно популярным человеком.
В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость.
И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке.
На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. И сам станет другим. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Петра. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
У нее появились лошади и экипажи.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Духовенство ждало, что молодой художник прославит своим искусством католическую церковь. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Рафаэль коммуникабелен, умеет находить общий язык с незнакомыми людьми. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Иоанна, св.
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Взвесив, говорю я, все эти обстоятельства и не будучи в силах догнать Микеланджело в той области, которой тот владел, Рафаэль и решил сравняться с ним, а может быть и превзойти его в своей собственной области.
Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля.
Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. При этом может вести себя очень наигранно. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника Пьетро Перуджино в Перудже. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Даже бархатный берет — черный.
Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. В Риме он написал картину значительных размеров, на которой изобразил портреты папы Льва, кардинала Джулио деи Медичи и кардинала деи Росси. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Его нельзя назвать трудоголиком.
По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Рафаэль создает самое знаменитое свое произведение — «Сикстинскую Ма-донну». Серьезно и печально смотрит она вдаль. Итак, снова погрузив ее на корабль, ее привезли обратно в Сицилию и водворили в Палермо, где она пользуется еще большей славой и почетом, чем гора Вулкана. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Его настойчивость нередко приводит к созданию конфликтов.
А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Иоанна, который, скрестив руки, склоняет голову с видом, способным потрясти даже самого черствого человека и вызвать в нем сострадание.
После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В этих произведениях Рафаэль старался придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518).
Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Но это все в будущем. Эта смелость и новизнапоражали его современников.
цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
А такое в то время случалось редко. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. На самой середине картины внизу, как раз под Мадонной, Рафаэль написал стоящего путта, который, взирая на нее, закинул голову, а в руках держит надпись по красоте лица, по убедительности всего облика ничего более обаятельного и ничего лучшего создать невозможно. Он готов к новым, еще более значительным свершениям".
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Участвовали также Джован Франческо, болонец, Перино дель Вага, Пеллегрино из Модены, Винченцио из Сан Джиминьяно и Полидоро из Караваджо, не говоря о многих других, писавших истории и фигуры и все прочее, в чем нуждалось такого рода произведение, законченное Рафаэлем с таким совершенством, что он даже выписал из Флоренции мозаичный пол работы Луки делла Роббиа. Ротенберг).
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520).
Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение. Франциска и св.
Вокруг него всегда было много учеников. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению.
В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Она долгое время находилась у Франческо Мариа, герцога Урбинского, а затем была подарена его супругой, светлейшей синьорой Леонорой, отцу Паоло Джустиниани и отцу Пьетро Квирини, венецианцам по происхождению и отшельникам святой пустыни камальдульского ордена, которые с той поры и хранили ее как редчайший предмет, словом, как творение руки Рафаэля Урбинского и как память о той светлейшей госпоже в келье настоятеля означенной пустыни, где она и пользуется заслуженным почитанием. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Он переехал во Флоренцию, где тогда трудились гении итальянского Возрождения — ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИи МИКЕЛАНДЖЕЛО. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. К физической работе он не приспособлен. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). На этой картине изображена св.
1518, Флоренция, Уффици). Уже в детстве проявляется расчетливость Рафаэля. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). 22).
Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Рафаэль Санти (итал. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511).
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Красота этой работы явилась поводом к тому, что Рафаэлю были поручены все живописные и архитектурные работы, производившиеся в этом дворце. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Иосифа. Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью. Рафаэль оказался и великим архитектором. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — Грехопадение, Победу Аполлона над Марсием, Астрономию и Суд Соломона. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. А делал он это не без уважительной причины. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
св. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм – кругов и полукружий и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Владелец одной из рафаэлевских мадонн брал её с собой даже в походы. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. Он будет шокирован, поражен.
Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Ему не хватает стабильности. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Его конфликтность снижается, хотя она все равно больше, чем у многих. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами кротость мимики и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. Искусство Рафаэля оказало огромное влияние на европейскую живопись XVI–XIX вв. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
1507, Флоренция, галерея Питти). Так же стоит отметить некоторую хитрость Рафаэля. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Там же – обнаженная фигура сидящего св.
Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Силой, мощью, величием. Томазо упрекнул ее в измене. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Воздух пронизывает легкие аркады, свободно проникая внутрь просматривающегося насквозь интерьера ротонда как бы органически вырастает из пейзажа, увенчивая его пантеистическим по духу образом. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца. Когда Рафаэль решил изменить и улучшить свою манеру, он еще не изучал нагого тела с должным знанием дела, а просто срисовывал его с натуры так, как на его глазах это делал его учитель Пьетро, но с той грацией, которой его одарила сама природа.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. В 1483 г. в городе Урбино, в семье живописца Джованни Санти родился сын, которого назвали Рафаэлем. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Во Флоренцию Рафаэль приехал с рекомендательным письмом сестры урбинского герцога Гвидобальдо к гонфалоньеру Флорентийской республики Пьетро Содерини. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Похож же он настолько, что кажется живым.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Первый учитель – Перуджино. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. В картине все отмечено совершенством: композиция. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. Рафаэль Санти умер в 37-летнем возрасте в Риме, однако его картины продолжают вот уже многие века восхищать ценителей настоящего искусства.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Плацидия. С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену.
Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Будь то сам Папа Римский. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. В женской фигуре чувствуется в равной мере и страстное желание спасти своего младенца и страх за саму себя под угрозой ярчайшего пламени, ее опаляющего.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Елизаветой и Иосифом.
В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). По окончании этих работ Рафаэль был вынужден покинуть Флоренцию и вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517).
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни.
Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Однако вернемся к гравюрам. В работе наиболее востребованы такие черты Рафаэля, как предприимчивость и интуиция. Рафаэль же, который был воплощением благородства, не уступая ему в любезности, написал для него две картины, в которых отчасти сказывается его первая перуджиновская манера, отчасти же другая, которую Рафаэль выработал и усвоил себе впоследствии и которая значительно лучше, как об этом будет сказано ниже.
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Он готов идти на самые крайние меры, ради выигрыша. Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Противоположное видим мы в образе св. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Он умер всего 37 лет от роду. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Эта черта может быть как положительной, так в некоторых случаях и отрицательной.
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Но в возрасте 11 лет Рафаэль лишается отца и остается полной сиротой На воспитание его взял дядя фра Бартоломео. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Мавра и св.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев).
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Может забыть о принятом решении. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. В 1513-1514 гг. Эта работа была так чудесно выполнена, что диву даешься не только при виде ее, но и при одной мысли о том, как возможно было до мельчайших ниток расчесать волосы и бороды и передать всю мягкость человеческого тела при помощи тех же ниток.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Петра и св. Он все так же стремится добиться успеха в жизни и быть центром внимания в обществе.
да Сангалло). евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Хотя Рафаэль и обладал от природы этим даром и умел придавать своим лицам выражение величайшей нежности и величайшей благостности, как о том свидетельствует Богоматерь, которая, сложив руки на груди и погрузившись в созерцание и лицезрение Сына, словно не в силах отказать в своей благодати, он все же проявил величайшую правдивость, показав в облике патриархов их седую древность, в облике апостолов – их простодушие, а в облике великомучеников – их пламенную веру. Сикста в Пьяченце. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Многие исследователи творчества Рафаэля столетия спустя полагали, что в образе Сикстинской мадонны Рафаэль запечатлел последнюю любовь своей жизни — темноглазую дочку булочника, Форнарину. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино.
В детском возрасте Рафаэля отличает общительность и желание быть центром внимания. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Наделен упорством, которое периодически проявляется и как упрямство.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Петра). По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
История их знакомства тоже не ясна, по одной версии Рафаэль увидел Маргариту когда та омывала ноги в саду возле своего дома, по другой версии об этой девушке ему рассказали друзья и Рафаэль пошел к ее дому и увидел ее там, еще одна версия, что художник был на заказе и расписывал стены одной из вилл, когда увидел что в саду прогуливается девушка и еще одна версия, что Рафаэль гулял по дворцовому парку и увидел отдыхающую в тени деревьев девушку. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. «Форнарина» (прибл. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Портрет этот находится ныне во Флоренции у благороднейшего Маттео Ботти, флорентийского купца, друга и завсегдатая всех мастеров своего дела, главным образом живописцев, который хранит его как святыню ради своей любви к искусству и в особенности к Рафаэлю.
Фрески Станца делла Сеньятура явились подлинным триумфом Рафаэля, современники признали их великим чудом. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи.
Особенно характерна аскетическая обнаженность подкупольных арок, боковая поверхность которых свободна даже от архивольта, замененного узкой полоской, логически отвечающей небольшому выступу пилястр по углам средокрестия.
Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера.
Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Сын живописца Джованни Санти. Рафаэль создал «Мадонну в зелени», «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щеглом» — изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин—ласковых, любящих.
При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Ему не было двадцати лет, когда он создал картину«Мадонна Конестабиле». Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями.
Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.
Первоначальный план не известен. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Во фресках «Афинская школа», «Диспут», «Мудрость, Мера, Сила» Рафаэль выразил идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Эти четыре истории полны смысла и выражения и исполнение их отмечается добротнейшим рисунком и удачным, чарующим колоритом. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Рафаэль сгорает от любопытства. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Еще одна версия гласит, что девушка после смерти художника искала утешения в одних объятьях, потом в других и в общем пристрастилась и стала известной Римской куртизанкой.
Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. В период 1515–1519 гг.
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). Иеронима в кардинальском облачении. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров.
Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Разочаровываясь в чём-либо, сильно переживает. Восхищенные почитатели называли его «божественным».
За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. 24). Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной. Он увидел великие образцы искусства, но, учась у всех, он не подражал никому.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Я только тут понял живопись. Когда папа римский Юлий II вызвал двадцатипятилетнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал — «станц», это было весьма почётной задачей.
Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила».
Павла, св. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье, купленное им накануне для куртизанки Андреа, но девушка отказалась принять дорогой подарок. Взрослый Рафаэль не сильно отличается от себя в детстве. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр).
Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи».
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
В течение года любовники почти не расставались. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти.
В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Цецилию и св.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Raffaello Santi, Rafaelo 28 марта 1483 — 6 апреля 1520) — итальянский художник, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Между тем, в то время как Рафаэль, следуя этой манере, уже приобрел величайшую известность, папа Пий II заказал роспись библиотеки при Сиенском соборе Пинтуриккио, который, будучи другом Рафаэля и зная его, как превосходного рисовальщика, взял его с собой в Сиену, где Рафаэль и выполнил для него несколько рисунков и картонов для этого заказа. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св.
Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Он украсил «вечный город» — Рим дворцами, церквами, виллами. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Особого совершенства и образной значительности художник достиг в полотнах «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна со щегленком» (1507), «Прекрасная садовница» (1507). Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Маргарита взглянула на продавца.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
И далее, собравшиеся в одну группу – девять муз во главе с Аполлоном, фигуры такой выразительности и такой божественной красоты, что самое дыхание их дарует нам счастье и жизнь. Форнарина потребовала доказательств. Почему. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
У него много товарищей, к помощи которых он частенько прибегает. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане.
Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения. Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. монохромно) и Залы Константина.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой.
Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Этот способ в свою очередь стал применяться в огромном количестве, как об этом будет сказано более подробно в жизнеописании Маркантонио, болонца.
Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Сикста в Пьяченце. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Несмотря на угловое расположение (рис.
В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Этот превосходнейший художник изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. 1500 для этого города.
Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Иеронима, св.
Рафаэль хорошо эрудирован и интеллектуально развит. Мадонна Грандука (ок.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. У этого мужчины очень развита интуиция, граничащая с провидением. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам).
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Недаром мессер Франческо Мазини, дворянин из Чезены, который без помощи всякого учителя, но с детства побуждаемый из ряда вон выходящим природным влечением, сам занялся рисунком и живописью и написал картины, получившие высокую похвалу знатоков, хранит у себя среди многих рисунков и античных мраморных рельефов несколько кусков означенного картона, нарисованного Рафаэлем для истории Элиодора и ценит их так, как они действительно этого заслуживают.
Петра. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). VI). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Так он изобразил св. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02).
Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Работу он обычно совершает рывками. Одет он скромно, во все черное.
Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок.
Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Они окружены внимательными слушателями. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха. Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза с бликами на их зрачках, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет. Мастер перестал есть, спать, а главное работать.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
А св. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. В том же городе монахини св. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.