В 1860-е годы Пукирев жил в доме 28 по Большой Лубянке, затем поселился на казённой квартире на территории Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21), где преподавал в 1861—1873 годах. Василий Владимирович Пукирев (1832, село Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния1— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. Те высокие чувства, которые художник, на основе факта из личной жизни, вложил Пукирев в свой труд, его мысли о пользе художества для общества получили подтверждение в реальности.
Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. Знатно, сто крайний справа – сам автор картины – Пукирев. В 1860-е годы Пукирев жил в доме 28 по Большой Лубянке, затем поселился на казённой квартире на территории Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21), где преподавал в 1861—1873 годах.
Борьба с недугами и бытовыми невзгодами изнуряла Пукирева и, несмотря на участие и помощь близких друзей — живописцев И. Неврева, С. Грибкова, на заботу и хлопоты П. М. Третьякова, жизнь художника подошла к своему грустному концу. Василий Владимирович Пукирев (1832, село Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. В 1860-е годы Пукирев жил в доме 28 по Большой Лубянке2, затем поселился на казённой квартире на территории Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21), где преподавал в 1861—1873 годах. Пукирев, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1832–1890), русский художник, мастер живописи, один из непосредственных предшественников искусства «передвижников».
В 1860-е годы Пукирев жил в доме 28 по Большой Лубянке2, затем поселился на казённой квартире на территории Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21), где преподавал в 1861—1873 годах. Илья Репин свидетельствовал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу, а известный историк Н. И. Костомаров, увидев картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе». В 1862-63 годах Пукирев исполняет много заказных портретов. Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния1— 1890, Москва)— русский живописец-жанрист. А между тем это был очень разносторонний живописец, Пукирев писал пейзажи, портреты, картины на исторические и евангельские сюжеты иконы, занимался книжной иллюстрацией, обращался к технике литографии и росписи на стекле.
— "Сиротка". После этой картины Пукирев выставлял ещё другие: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Приёмная концессионера», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда», «Размолвка», «Святой митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному» и прочее однако все эти картины значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Материальное положение его поправилось только после окончания учебы. — "Приемная концессионера", тоже. — Г. Попандопуло (1869). На академическую выставку 1863 г. была доставлена им картина "Неравный брак" (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. — "Мастерская художника" (1863—1864 гг. ), находится в галерее П. М. Третьякова.
— "Свидание" или "Размолвка", тоже. В 1858 году Пукирев окончил училище и получил звание «свободного художника». Известны и другие картины этого художника, например, «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «В мастерской художника», «Приём приданого» и так далее, однако, по мнению многих экспертов живописи, они заметно уступают картине «Неравный брак», которая стала настоящей вершиной мастерства Пукирева и оставила его имя в истории российской и мировой живописи навсегда. — Г. Креймер. — "Мадонна", копия с Батони (1850 г. ).
В 1858 году Пукирев окончил училище и получил звание «свободного художника». В иконописной мастерской Пукирев пробыл несколько лет.
Кроме того, он писал иконы— в частности им написаны иконы для надвратной церкви Страстного монастыря и для храма Троицы Живоначальной на Грязех. Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, нынеМосковская область, Ступинский район—13 июня1890, Москва)— русский художник-жанрист, крестьянин по происхождению. Эта картина была приобретена Третьяковым в 1868 году. —Женский портрет. Петербург Христос в пустыне, 1886 не сохранился).
Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Крестьянин по происхождению, получив начальное образование, он поступил в учение к одному иконописцу в Могилёвской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1847—1858). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Реальный прототип был и у «картинной» невесты. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен звания «академика по живописи исторической и портретной» имел довольно много заказов, преподавал в училище. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
— Портрет девушки, по заказу г. Варенцова (1863—1864). и вышел в отставку. — "Свет Тихий" (1886 г. ). — "Мальчик — разоритель гнезд" (1858 г. ). В 1858 году Пукирев окончил Училище и получил звание свободного художника.
За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 г. степень академика. Василий Пукирев родился в 1832 года в с. Лужники, Тульская губерния. Вскоре его стали допускать и к более ответственной самостоятельной работе. — Г. Протопопова. Такого рода произведения – с их резким переносом акцента с романтических идеалов на внутренний авторско-зрительский «суд» – стали своеобразным введением в эстетику «передвижников», переходную от романтизма к символизму. Что может быть проще взятого тут сюжета.
— "Дьячок, объясняющий Страшный суд", тоже. —"Иван Грозный в Молельне" (1884—1885 гг. ). В. Стасов очень тонко отметил в одной из своих критических статей общественную направленность картины: Неравный брак Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе самых трагических картин русской школы. — "Девушка", этюд с натуры (1860 г. ). Троицы, что в Грязях, в Москве исполненных по заказу Е. В. Молчанова.
Среди работ этого времени интерес представляет небольшое жанровое полотно В мастерской художника (1865, ГТГ). Еще слабее были религиозные картины, писанные П. в конце его деятельности. — "Потрава" (1870 г. ), приобретено г. Щаповым. Вошел в историю как художник одной картины – знаменитого Неравного брака (1862, Третьяковская галерея). Под конец жизни оказался в бедности, получая очень скромную пенсию. — "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", приобретено С. И. Костаревым. — Императора Александра II, по заказу г. Мейен, для Комиссаровского Училища (1870—1871). В 1861—73 гг.
Василий Владимирович Пукирев с самого рождения был связан с народной средой. — Г-жи Гетлих.
Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880). Справа изображен сам автор, которому, согласно мемуарной традиции, пришлось (в качестве реального возлюбленного, тоже малоимущего) пережить аналогичную ситуацию свадьбы-расставания. Троицы в Грязях. 1899 г. (1818—1890) — художник-жанрист, крестьянин по происхождению. П. служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Академии Художеств, СПб.
В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. Видимо, объективны слова из некролога на смерть художника: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след». После этого поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился с 1847 по 1858 г. Во время обучения в Московском училище показывал блестящие результаты, а после окончания получил звание «свободного художника». — Генерала Казакова. — "Прерванный или Несостоявшийся брак", тоже. 201 Н. П. Собко, Словарь русских художников, СПб.
— "В день Благовещения" (1882—1883 гг. ). За нее академия наградила его званием профессора. Однако интересы молодого живописца все более связывались с бытовым жанром. По воспоминаниям современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла – новые картины «значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», а некоторые из них вышли даже очень посредственными. — "Прометей" (1852 г. ). Своей картиной Пукирев продемонстрировал общественное осуждение браков по расчёту. — Девять образов для церкви Св.
митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному" и пр. Академии Художеств, СПб. Пукирев также делал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя («Мёртвые души») и И. С. Тургенева («Записки охотника», 1880). Наиболее известные из них (Мастерская художника, 1865 Сбор недоимок, 1873 Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873) не несли столь экспрессивного сюжета, технически могли быть исполнены с большим мастерством.
За портретные же произведения была присуждена ему в1860годустепень академика. Это ли не торжество новой школы. » В. В. Можно поступить иначе: внимательно перечитать впечатление современника о появлении на академической выставке 1862 года названного полотна.
Несмотря на талант, Василий Пукирев страдал от недостатка денег и жил крайне скромно. Особенно удавались ему портреты. — "Строение железной дороги") (1870—1871 гг. ) исполнено по заказу г. Мейен. Обращался также к портрету, пейзажу и историческому жанру, был незаурядным рисовальщиком.
Полотно необычно большого – для тогдашних жанров – формата остро воссоздает драму «бесприданницы», насильственно выдаваемой за богатого сановника. Личная драма, по существу предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. Ещё слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности. — Полковника Ильина. — "Крещение еврея" (1869—1870 гг. ), у Г. И. Хлудова. — Калужского предводителя дворянства Ф. С. Щукина, по заказу дворянства, для Дворянского Собрания (1862—1863). — Греческого монаха (1862—1863).
Кроме упомянутых работ, нам известны еще следующие произведения П. : "Мальчик с собакой". — Г. Полякова (1870—1873) и карандашный портрет П. М. Шмелькова, находящийся в Третьяковской галерее.
Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Кроме того им исполнены портреты: Предводителя Тверского дворянства г. Полторацкого, для местной гимназии (1860—1861 гг. ). Пукирев в своих последующих работах едва ли приближался к своему шедевру. Последующие работы художника: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» (1868), «Размолвка», «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок» (1870), «Потрава» (1870), «Приём приданого» (1873), «Митрополит Филипп, не благословляющий Иоанна Грозного» (1873), «В приёмной концессионера» (1876) и другие пользовались успехом, но значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», некоторые из картин были ниже среднего уровня жанровой живописи тех лет. Что может быть проще взятого тут сюжета.
1868 Отчеты Имп. Занимался преподавательской деятельностью. —Портрет г. Борисовского. — "Прием приданаго по росписи" (1870—1871 гг. ), прибретено г. Щербаковым, а повторение находится в галерее П. М. Третьякова.
Однако и здесь его ждал отказ. Это Прасковья Матвеевна Варенцова – однофамилица Сергея Михайловича, внучатая племянница княгини Щепиной-Ростовской, урожденной Варенцовой-Тарховской. Являлся обладателем степени академика по исторической и портретной живописи. — Г-жи Борисовской. — "Сбор Недоимок", приобретен К. Т. Солдатенковым.
— Два образа для церкви в имении г-жи Нарышкиной (1860—1861 гг. ). — Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, туда же. — "Ревность женщины" (1875—1876 гг. ), приобретено С. И. Карзинкиным.
Самой известной картиной Василия Пукирева считается «Неравный брак». Он стал получать много заказов. За нее Академия наградила его званием профессора.
За эту работу Академия наградила живописца званием профессора. —"Давыдкова", тоже. В том же году его пригласили преподавателем в рисовальный класс. Умер в Москве в 1890 году. — Купца Строганова (1869—1870).
В 1850 году по представленным двум рисункам получил звание учителя рисования в гимназиях. — "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г. ). Пукирев делал также иллюстрации к произведениям Николая Гоголя («Мёртвые души») и Ивана Тургенева («Записки охотника», 1880). На академическую выставку1863годабыла доставлена им картина «Неравный брак» (в московскойТретьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. В той или иной степени автопортретны, связаны с глубоко личными переживаниями картины В мастерской художника (1865), Прием приданого по росписи (1873 все работы – в Третьяковской галерее) и Прерванное венчание (1877, Музей искусств Азербайджана, Баку).
Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Лучшим же свидетелем этого события, возможно, является В. В. Положение Пукирева после успеха картины значительно упрочилось.
Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию.