Прянишников, ИЛЛАРИОН МИХАЙЛОВИЧ (1840–1894), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников». Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894)-выдающийся русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840 – 1894) – русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20 марта 1840 – 12 марта 1894) – русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.
Илларион Михайлович Прянишников (20марта 1840— 12марта1894)— русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член петербургской Академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 — 12 (24) марта 1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20марта 1апреля1840— 1224марта1894)— русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.
Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался. Прянишников Илларион Михайлович – известный русский художник 19-го века, представитель жанровой живописи, действительный член Императорской Академии художеств, был одним из членов-учредителей общества передвижников.
Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.
Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. Академии художеств. С годами тема «униженных и оскорбленных» приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: таков его шедевр Порожняки (1871, Художественный музей, Харьков вариант 1872 – в Третьяковской галерее), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком.
Эти произведения, как и все картины Прянишникова 1870-х годов, в отличие от ранних, характеризовались большей композиционной целостностью и цветовой насыщенностью. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). создал ряд лирических жанровых картин, охотничьих сцен (Жестокие романсы, 1881 Охота пуще неволи, 1882, обе – в ГТГ). Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении».
Из произведений исторической тематики была высоко оценена критикой и получила широкую известность картина «Эпизод из войны 1812 года», написанная в 1874 году. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. Полотно Прянишникова — словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854–1855 года», посвященный обороне Севастополя.
Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». В 1856 году он возобновил учёбу. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Именно крестьяне, а не армия, в этой очень выразительной картине показаны главными творцами героической победы над Наполеоном, а Отечественную война 1812 года изображена как народная.
Родился 20марта (1апреля)1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его преподавателями были С. К. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания.
Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Прянишникова — истинные герои войны с французами. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков.
На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Спасибо вам». Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»).
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел.
Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. Гостиный двор в Москве" (1865) – сразу принесла ему широкую известность. О ней с восхищением отзывался Стасов. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Зарянко и Е. С. Из этих картин особенно сильное впечатление на публику произвела в 1865 году одна изображающая московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники (находится в Третьяковской галерее, в Москве). Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).
Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок.
Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Среди его произведений – Жестокие романсы (1881), Охота пуще неволи (1881), Спасов день на Севере (1887), В мастерской художника (1890 все работы – там же), Общий жертвенный котел в престольный праздник (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов). Особым талантом художника стала его наблюдательность. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй.
блаженно улыбался. В 1880-х гг.
Русский художник Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово в Калужской губернии. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его отец был купцом. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки.
Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Зарянко. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
«Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Уже в первых работах начала 1860-х гг. Самые известные произведения Прянишникова первой половины 1860-х годов – «Мальчик-коробейник» и «Чтение письма в мелочной лавке».
Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье.
Как шакалы». Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). Типичный «передвижник», постоянно сочетал сатиру и драму с задушевными бытописанием «бидермейеровского» толка, не претендующим на какой-либо социальный урок. Родился в Калужской губернии.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени. И Анюта покорно отправляется к художнику.
Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». День выдался пасмурный и ненастный. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан.
При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Из его ранних вещей наиболее известны сатирически-карикатурные по духу Шутники (Гостиный двор в Москве, 1865, Третьяковская галерея) – с группой купцов издевающихся над пьяным чиновником. Василисе столько хотелось бы поведать дочери — и о том, как она стосковалась в разлуке и о своих деревенских бедах.
Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. В 188090-х гг. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. С 1893 — действительный член ИАХ. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Рыболов зябко съежился в холодной воде.
Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Произведения Прянишникова 1870-х гг.
А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Коровин. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Гостиный двор в Москве, 1865 Порожняки, 1871, обе – в ГТГ) историческом и батальном жанрах (В 1812 году, 1874, Государственный художественный музей Белоруссии). А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими.
О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1856-1866) у Е. С. Сорокина и С. К.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. В 1870-х годах в творчестве Прянишникова можно выделить произведение «Погорельцы», написанное в 1871 году и «Порожняки», написанное в 1872 году.
фуй. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1894), среди его учеников – В. К. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Среди прочих произведений Прянишникова лучшими могут считаться: "Погорельцы" (1870, в той же галерее), "На тяге", "Жестокие романсы" (1881), "Возвращение с ярмарки" (1883), "Спасов день" (1887), "Охота на медведя" и "В мастерской художника" (1890). Иванов, С. А. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки» изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу.
Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890).
Перов. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть.
Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца.
Заканчивает обучение художник в 1865 году. Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 – 94) – художник-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1-й степени, жил и работал в Москве. Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. В 1880-90-х гг. Из купеческой семьи. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Жил преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности2.
Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).
Его именем названа улица на севере Москвы. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило— не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.
«В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Последняя картина Прянишникова – "Крестный ход" – осталась незаконченной из-за смерти автора. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. Гостиный двор в Москве» (1865).
И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Как художник испытал также сильное влияние В. Г. Перова. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» — большой серебряной медалью. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную.
Работал в социально-бытовом (Шутники. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: «Мальчик-коробейник» (1864), «Чтение письма в овощной лавке» (1864), «Шутники. В 1856 году Прянишников поступает в МУЖВЗ, где преподавателем у него становится С. К. Сорокин. При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку и картина принесла художнику известность в демократических кругах. В 1871 году вместе с известным художником В. Е. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку».
Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874). Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Уже в первых работах начала 1860-х гг. С 1893 г. – д. чл. Гостиный двор в Москве». Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В. Г. В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя.
Всё одно, как запой. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Бялыницкий-Бируля, СВ. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки».
Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года».