Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Мадрид. Картина хранится в мадридском музее Прадо. "В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Ему было важно найти меру противостояния, разделить, связывая. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. Ничуть не бывало.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Картина написана стремительными, энергичными мазками. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна.
на творчество Ф. Гойи и художников XIX в., стоявших у истоков реализма и импрессионизма в европ., прежде всего франц., живописи (Э. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа.
Их позы и жесты живые, естественные. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии» изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных. Испания.
Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. На это указывает отражение в зеркале.
Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом. 1625 год. И не только неуважение это, а и насилие над свободой восприемника произведения.
Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Это самый лучший образ на этой картине. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Он ярко освещает площадку пола перед гобеленом и лепит сильной светотенью и бликами фигуры придворных дам, стоящими перед гобеленом. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.
Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи.
Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
полководцу ключей от голл. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Это дорого стоило. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Итак, время действия – 1656 год.
«Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
На первом плане в полумраке ткацкой мастерской изображены занятые своим трудом прядильщицы. Интересна лестница, расположенная над головой ткачихи, сидящей за станком, – она словно уходит в темноту потолка и ведет в никуда. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Это период, когда Испания правила миром. Так как с остальными двумя более или менее все ясно. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне».
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Каганэ. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. С ними античный бог вина Вакх и фавны. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Вероятно. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция. Лицо мастера спокойно и уверенно. крепости. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Он светлый и противопоставлен первому.
Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. Но прежде всего Веласкес – художник.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое.
Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. «Разность потенциалов» еще увеличивается членением темного холста на три части светлой нишей второго плана. Лицо осунулось, побледнело. Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок.
группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
Написанный в мастерской, пейзаж хранит следы условности, он не связан с фигурами, формы которых пролеплены контрастной светотенью. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В самом же спектакле участвовали не профессиональные актеры как в народном театре, а придворные королевы, фрейлины и даже члены королевских семей.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Есть предположение, что изображение на гобелене не гнева Паллады, а триумфа богини несет за собой иносказательное и грустное прославление испанской монархии, которая может подмять под себя как отдельного человека, так и любые территории, возомнив о своей самодостаточности. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Барокко. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. галерея, Лондон). Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV3. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные.
И именно эту фигуру художник пишет с максимальной степенью обобщенности, прячет ее лицо в широкой тени, необъяснимой просто манерой «сокращенного письма». Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. Гнет католической церкви становится все сильнее.
В. И. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Может быть, он забыл о работе. Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. 1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), где жаркая колористическая гамма, свободная техника мазка подчеркивают психологизм в воспроизведении сложной личности. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы.
Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. Две Мойры, две богини судьбы художника, спорят о его душе. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения.
На втором показана мастерская художника. родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа. Рубенс написал немало портретов.
В 30-х гг. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. В 1657 году художник просит разрешения снова поехать в Италию, но король не отпускает его. «портрет Изабеллы» жены художника. А почему в мастерской находится инфанта.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство».
Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. 318 x 276 см. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах».
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. 1644, Прадо, Мадрид). Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. По утверждению историков искусства Веласкес был очень хорошим психологом, живописцем характеров, ничем не похожим на Греко и европейца, мастера портретов — Рембрандта. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить.
Поворот гибкого, сильного тела, нежная линия шеи и подбородка, полное грации движение ее рук создают пленительный образ испанской девушки — образ поэзии труда. Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. Сын дворянина португ.
Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. галерея, Лондон «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид «Явление Христа в Эммаусе», ок. Рубенсу оставалось жить меньше года. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Слева в небрежно наброшенном на голову платке возле своего деревянного станка сидит усталая ткачиха, разговаривающая с помощницей. Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений. Черты лица Арахны размыты. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов.
Каганэ. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Д. Веласкес (Прадо. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Разумеется, нет. Мадрид) Диего (1599, Севилья – 1660, Мадрид) исп. планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали иллюстрирующая миф об Арахне) и неск.
В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Миф об Арахне, превзошедшей мастерством Афину и превращённой за это в паука, странным образом спроецирован на женщин, сыгравших очень большую, возможно, главную роль в жизни художника.
В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. На заднем плане тревожно догорает закат. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия.
И нет этому конца и нет покоя. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Поклонение волхвов. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Они изображены на переднем плане, в центре картины. 1625 год. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Художник до предела загружает пространство вокруг нее: за ее спиной стоит лестница, сложена груда тканей. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения.
Возле ее босых ног уютно примостилась кошка. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Из пяти женщин переднего плана три явно главные героини, а две (по краям) только прислуживают им. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. XVII в. наряду с быстрой адм.
С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
при скупости цвета приемы используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Ему 57 лет.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В построении картины он достиг большой естественности. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию.
А искусствоведа дело лишь сообщать мысли, обобщающие это внутреннее видение. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов. Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Изображена на холсте королевская ткацкая мастерская на улице Санта Исавель2.
Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками. И почти невероятным. «Менины» часто называют картиной создания картины. Картины, созданные им, содержат великое множество загадок, но в них заложены и ответы на них. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Она изображена в открытом чёрном платье. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. На вид ей около пятидесяти лет.
Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Лица обеих групп реальны. Каганэ. Каждый образ на редкость красноречив. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Афина изображена величественно, победительницей.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Прадо. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада. Она очень мила. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку. В картине присутствуют два плана.
Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Но здоровье Веласкеса было подорвано. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее.
Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Своеобразная аллегория, возможно, на сей раз имеет политические нотки. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. В левой части картины изображен сам художник.
Кто эти женщины, зачем они сюда пришли. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения.
художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651). Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости.
путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал. (Если под таким углом посмотреть и на молодую пряху, то можно предположить, что итальянская возлюбленная успела окружить Веласкеса каким-то временным уютом, сумела свить для него «птичий домик», подобный непрочной вертушке, с которой она сматывает шерсть). «Кермесса» (1635—1636 гг. ). Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
В них ярко отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
«Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Найти их нетрудно. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Другая сматывает клубок, в котором все сконцентрировано— начало и конец, любовь, счастье, сын, разлука, вся жизнь, уместившаяся в короткие два года. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Таким образом, противопоставлены два плана. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. 1619 г. Худож. Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом».
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Придворный театр был любительским.
Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год).
Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». придворные шуты.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. ность и непринужденность.
Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Это все взято с картины Тициана. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре для зрителя, находящегося на расстоянии от картины, они сливаются, создавая впечатление струящегося, пронизанного серебристым светом воздуха, смягчающего резкие очертания фигур, объединяющего в единое целое передний и удаленные планы.
Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Даже не так.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. В центре композиции представлена пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV инфанта Маргарита, в окружении свиты служанок и карликов.
В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. художник, один из величайших мастеров европ. Оно проявляется во многих его работах. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Окончательно эту меру определяет третья фигура. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.
Веласкес говорит нам: загадка картины— это загадка третьей мойры. На первом изображена мастерская, где происходит работа. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Но три пряхи в греческой мифологии— это Мойры, богини судьбы. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Дух напряжённой, яростной схватки. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки). На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В «Менинах», (1656 год), как мы видим, напряжение достигает предела.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. И в этом особенный трагизм.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
«Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. решимость мужественно перенести утрату. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека. 1619 г. Худож. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены.
Композиция носила открыто-замкнутый характер. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Композиционно полотно состоит из двух частей. Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. карьерой В. достиг больших успехов в живописи.
Две эти фигуры расположены симметрично относительно центральной оси холста. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Что можно сказать про следующее полотно, которое написал на закате жизни 58-летний Веласкес. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Подразумевалось, что читатель их сам знает, как бы видит их внутренним зрением. Веласкес в своей реалистичной картине изображающей ткацкую мастерскую, вводит сюжет древнегреческого мифа об Арахне не для того чтобы уйти от действительности, а наоборот приблизить ее к реальной жизни Испании того времени. А еще возможно это даже фрейлины королевы. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Раздольская пишет «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе.
Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Его картины очень многоплановы. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты.
Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок.
Почему же картина (всем своим строем неуловимо напоминающая корабль), была написана только через шесть лет. Мадрид)Поклонение волхвов. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё та же Елена с её доверчивым взглядом и солнечной улыбкой. Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. и мировой живописи.
Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев». Неуважение-де это к читателю, который и сам с усам и не нужно его так опекать.
Мане). В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Необычайна интересна композиция этого произведения. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике, намереваясь покарать её, а мастерица испуганно прижимается к вытканному ею ковру. Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок. Не может простой человек превзойти бога. Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи.
Его замысел становится очевиден только после завершения работы. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Д. Веласкес (Прадо.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность.
Живописного единства достигает прежде всего светом. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Веласкес картины писал в особенной манере. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Что касается портретов, то художник не ограничил себя портретами монархов, принцев и принцесс.
Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
«Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Молодая пряха в «Мифе об Арахне» написана с тем же личным отношением— она не просто молода и красива, она, без сомнения, любима. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. С большой реалистической силой написаны бродяги. Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины. Холст, масло. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи.
Мне кажется, Веласкес, до сих пор сам бывший внутри этой истории, разрывавшийся между «тезисом» и «антитезисом», вдруг овладел «синтезом». Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени.
А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. Представьте себе её без этого красного знака – равновесие всего изображения нарушается, вес картины устремляется в верхний левый угол.
Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев.