Но поистине уникальным произведением Веласкеса является его последнее крупное произведение – картина «Пряхи», которая посвящена испанскому трудовому народу. В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника.
Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок.
Даже не так. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. На это указывает отражение в зеркале.
Молодая пряха в «Мифе об Арахне» написана с тем же личным отношением— она не просто молода и красива, она, без сомнения, любима.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. решимость мужественно перенести утрату. Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев».
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Заниматься искусствоведением я начал от возмущения доступными мне в чтении искусствоведами, которые, мне казалось, притворяются ведающими. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.
Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Но прежде всего Веласкес – художник. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений.
группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Что можно сказать про следующее полотно, которое написал на закате жизни 58-летний Веласкес. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Оно проявляется во многих его работах. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности.
Таким образом, противопоставлены два плана. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Две Мойры, две богини судьбы художника, спорят о его душе. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. Кто бы она ни была4, любила она Веласкеса глубоко и беззаветно: ребенок был зачат не в бездумном пылу первой страсти, а уже весной 1651 года, перед самым отъездом художника из Италии, когда стало ясно, что разлука, скорее всего, вечная, неминуема и близка. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости.
На втором показана мастерская художника. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага.
«Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Лицо осунулось, побледнело. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII.
Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Изображена на холсте королевская ткацкая мастерская на улице Санта Исавель2.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Ничто — ни тяжелый труд, ни какой-либо талант не могут изменить раз и навсегда сложившуюся ситуацию: мастерство девушки Арахны не может превзойти искусства богини Минервы. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В сцене изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи имена которых известны.
Так как с остальными двумя более или менее все ясно. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. И почти невероятным. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. На заднем плане тревожно догорает закат.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. С правой стороны художник крупно и реалистично прописал другую пряху, сматывающую полненную из шерсти нитку в плотный клубок. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне». Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Рубенс написал немало портретов. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. С большой реалистической силой написаны бродяги. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. Неуважение-де это к читателю, который и сам с усам и не нужно его так опекать. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения.
В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон.
Стареющий монарх старается сохранить подтянутость, горделивость осанки по-прежнему надменен взгляд, высокомерно выражение лица, но в облике Филиппа угадываются безволие и бесхарактерность, внутренняя опустошенность и пресыщение. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
В картине «Венера с зеркалом» (ок. Солнечный свет заливает весь второй план картины. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
«Разность потенциалов» еще увеличивается членением темного холста на три части светлой нишей второго плана. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Придворный театр был любительским. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Вероятно.
Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа. Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия. За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Гнет католической церкви становится все сильнее. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Каганэ. Стареющий монарх старается сохранить подтянутость, горделивость осанки по-прежнему надменен взгляд, высокомерно выражение лица, но в облике Филиппа угадываются безволие и бесхарактерность, внутренняя опустошенность и пресыщение.
«портрет Изабеллы» жены художника. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Лица обеих групп реальны. Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство.
На них изображались несколько человек, которые были заняты разговорами, трапезой, приготовлением пищи или уборкой. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Может быть, он забыл о работе. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. А почему в мастерской находится инфанта. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Композиция носила открыто-замкнутый характер. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Слева художник изобразил пожилую старуху, сидящую за своим деревянным станком, с небрежно накинутым платком на голове, беседующую со своей молодой помощницей. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Его картины очень многоплановы.
Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Не может простой человек превзойти бога.
Живописного единства достигает прежде всего светом. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения.
На мальчика свет падает слева – это утро. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. И в этом особенный трагизм. Холст, масло.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Дух напряжённой, яростной схватки. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье.
Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Из пяти женщин переднего плана три явно главные героини, а две (по краям) только прислуживают им.
Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. И не только неуважение это, а и насилие над свободой восприемника произведения. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Все изображенные персонажи также смотрят на зрителей, которые, в то же время, ощущают близость к королю и королеве, т. к стоят на их месте. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Безусловно, эта вертикаль призвана композиционно направить взгляд зрителя из дальнего светлого плана обратно в полумрак мастерской. Это все взято с картины Тициана.
Она находится в фокусе V, внося в композицию спокойный классический треугольник, объединяя двух отшатнувшихся друг от друга женщин. ность и непринужденность. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости.
В искусстве появляются темы тщеты земного существования, ничтожества человека перед всевластным и непостижимым божеством. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
ность и непринужденность. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Почему же картина (всем своим строем неуловимо напоминающая корабль), была написана только через шесть лет. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна.
Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
«Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. В картине присутствуют два плана. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Поместив же историю древнего мифа об Арахне в реальную ковровую мастерскую Санта Исавель, он сблизил древнюю фабулу с испанской жизнью 17 века. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В этой картине, хоть она и является ранней, хорошо показана структура художественного пространства мастера.
Оба лагеря — испанский и нидерландский — охарактеризованы объективно, с выявлением отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. А искусствоведа дело лишь сообщать мысли, обобщающие это внутреннее видение. Их позы и жесты живые, естественные.
Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. Это период, когда Испания правила миром.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. 1625 год. Каганэ.
Каганэ. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. Лицо мастера спокойно и уверенно.
Веласкес переосмысляет сюжет античной легенды. Картина изображает королевскую шпалерную мануфактуру, куда при шли придворные, чтобы полюбоваться изделиями искусных мастериц. Две эти фигуры расположены симметрично относительно центральной оси холста.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство».
«Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Рубенсу оставалось жить меньше года. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. 318 x 276 см. В. И.
Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать.
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Мне кажется, Веласкес, до сих пор сам бывший внутри этой истории, разрывавшийся между «тезисом» и «антитезисом», вдруг овладел «синтезом». Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его.
Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В левой части картины изображен сам художник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Они изображены на переднем плане, в центре картины. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). Веласкес Диего, великий испанский художник. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. В бродягах, овеянных вольным духом полей, с их удалью и широтой характеров подмечено что-то стихийное, природное, значительное — граница между возвышенным и низменным художником как бы стирается. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное произведение искусства. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Найти их нетрудно. Тема прославления творческой силы человека и власти искусства, созданного его руками, проводится в картине дважды. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. В построении картины он достиг большой естественности. «Кермесса» (1635—1636 гг. ). Парадно-риторический характер подобных композиций подчеркивали аллегорические персонажи или античные божества. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
А еще возможно это даже фрейлины королевы. Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Композиционно полотно состоит из двух частей. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Но теперь смелее стал выбор типажей, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Подразумевалось, что читатель их сам знает, как бы видит их внутренним зрением.
родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки). С ними античный бог вина Вакх и фавны. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. Тёмный зеленовато-серый фон подчёркивает нежность лица девушки с большими глазами и ртом, с немного выдающимися скулами и маленьким подбородком.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». Кто эти женщины, зачем они сюда пришли.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо.
Это самый лучший образ на этой картине. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивлённо приподнятыми бровями, блестящими тёмнокарими глазами, трогательными ямками на щеках. "В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
«Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. По спокойной равнине с высохшей речкой, уснувшими от полуденного зноя деревьями, пологими холмами на горизонте, словно вихрь, проносится толпа разгорячённых, опьяневших крестьян. Она очень мила. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. Разумеется, нет. Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом».
С большой реалистической силой написаны бродяги. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах.
Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне. В построении картины он достиг большой естественности. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника.
Окончательно эту меру определяет третья фигура. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Веласкес картины писал в особенной манере.
В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
На вид ей около пятидесяти лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами.
1625 год. Ему было важно найти меру противостояния, разделить, связывая.
Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Она изображена в открытом чёрном платье. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
И именно эту фигуру художник пишет с максимальной степенью обобщенности, прячет ее лицо в широкой тени, необъяснимой просто манерой «сокращенного письма». Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Прадо.
Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV2. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Внешний облик и внутренний мир человека Веласкес показывал с поразительной многогранностью. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. И нет этому конца и нет покоя. Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Необычайна интересна композиция этого произведения. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Слева изображены потерпевшие поражение голландцы — их ряды беспорядочны и беспокойны справа испанцы — их организованность и подтянутость подчеркивает лес поднятых копий. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Черты лица Арахны размыты. Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Барокко.
Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. (Если под таким углом посмотреть и на молодую пряху, то можно предположить, что итальянская возлюбленная успела окружить Веласкеса каким-то временным уютом, сумела свить для него «птичий домик», подобный непрочной вертушке, с которой она сматывает шерсть). Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию.
Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Он светлый и противопоставлен первому.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа. В 1657 году художник просит разрешения снова поехать в Италию, но король не отпускает его.
В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. Бытовой жанр приобретает новое звучание.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Дело в том, что у художника на картине на груди – крест ордена Сант-Яго, а у Веласкеса его тогда ещё не было. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол.
Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3. Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Ничуть не бывало. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». Ему 57 лет. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Испания.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Но три пряхи в греческой мифологии— это Мойры, богини судьбы. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну.
Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция.
Каждый образ на редкость красноречив. Афина изображена величественно, победительницей. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Лицо Иннокентия X — грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз — притягивает своей властной силой. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
В «Менинах», (1656 год), как мы видим, напряжение достигает предела. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес говорит нам: загадка картины— это загадка третьей мойры. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность.
Мадрид. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Итак, время действия – 1656 год.