«пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Бытовой жанр приобретает новое звучание.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. На это указывает отражение в зеркале. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей.
Каждый образ на редкость красноречив. И нет этому конца и нет покоя. С ними античный бог вина Вакх и фавны.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.
После возвращения, художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Каганэ. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора.
Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Ритмический строй композиции, группировка фигур, лес копий над испанским войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Лица обеих групп реальны. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Его картины очень многоплановы. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Картина хранится в мадридском музее Прадо. За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса.
В поздних произведениях Веласкес Диего с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, при котором все элементы художественной формы выступают в нерасторжимом единстве. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Она очень мила. Ничуть не бывало. Это период, когда Испания правила миром.
все — 1631—48, Прадо). «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Порой Веласкес Диего вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Написанный в мастерской, пейзаж хранит следы условности, он не связан с фигурами, формы которых пролеплены контрастной светотенью. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Ему 57 лет.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Их позы и жесты живые, естественные. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Оно проявляется во многих его работах. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Холст, масло. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
В середине 1623 Веласкес Диего переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В левой части картины изображен сам художник. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. В картине «Венера с зеркалом» (ок. И в этом особенный трагизм. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Этот портрет был написан Веласкес Диего во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
Художник изобразил в гобелене не сам момент божественного гнева и превращения Арахны в насекомое, а триумф божественной воительницы Своеобразная аллегория, возможно, на сей раз имеет политические нотки. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
В картине присутствуют два плана. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. В совершенстве, методом изображения сцен на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Сын небогатого дворянина. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи».
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала.
Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Даже не так.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Композиционно полотно состоит из двух частей.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес картины писал в особенной манере. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Испания. 318 x 276 см.
В последние годы жизни Веласкес Диего написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. И почти невероятным.
К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкес Диего (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. 1625 год. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) Веласкес Диего изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Итак, время действия – 1656 год. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. На переднем плане – несколько работниц.
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Мадрид. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. На втором показана мастерская художника.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.
Совершенствованию мастерства Веласкес Диего во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) Веласкес Диего закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. В 1617 получил звание мастера. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Сын небогатого дворянина. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Разумеется, нет. Прадо.
Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В XVIII веке она стала частью Королевской коллекции и, вероятно, была повреждена при пожаре в Мадридском Алькасаре 1734 года, после которого к полотну были добавлены новые секции — 37 см в сумме по боковым сторонам и 50 см сверху.
В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Эти два разных плана находятся в прямом и одновременно сложном взаимодействии друг с другом. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Вероятно. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой.
Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Жизнь при дворе научила Веласкес Диего проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) Веласкес Диего исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон).
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). А почему в мастерской находится инфанта. В 1617 получил звание мастера. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон).
В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне».
Но прежде всего Веласкес – художник. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Вместе с тем и взгляд Веласкес Диего на мир становился всё более проницательным. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. «Менины» часто называют картиной создания картины. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок.
все — 1631—48, Прадо). Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16).
Может быть, он забыл о работе. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV3. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Одновременно с картинами Веласкес Диего написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Барокко. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы.
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. «бодегон»).