В 20 – 50 гг. Георгия помещена в старой готической нише.
Кроме того, на возможное авторство Джотто указывает и мягкий, светлый образ героя. В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ). Приготовленными на воде красками писали либо по сырой штукатурке (собственно фреска), либо по сухой -- эта техника называется «а секко» (в переводе с итальянского -- «по сухому»). Купол состоял из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. В левой части — кавалькада нарядных всадников встречает на своем пути три открытых гроба с полуразложившимися трупами. Это стало большим достижением мастера.
15 – нач. Никколо Пизано работал еще в сер. Змни в мистецтв тал, перш за все, позначилися в скульптур. Авторы фрески точно не известны.
XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Но ее решение очень декоративное – «садовая скульптура». Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Проторенессанс (от греч.
Гуманное назначение постройки отразилось на ее приветливом, спокойном облике. 1330). Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. Дуччо ди Буонисенья (ок.
Петра в Риме. Тем реалистичнее изображена фигура медленно идущего Иоакима. Колонны опираются на спины лежащих львов. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.
В период 90-х годов мастер отходит под влиянием социальных катаклизмов от ренессансного гуманизма, в его творчестве усиливается драматизм («Покинутая», «Клевета»). 1302. В своих ранних работах (св. Цикл росписей посвящен жизнеописанию Марии и Христа. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Это проявилось и в сильном движении его фигур и в угловатости скульптурных контуров и в нервной аффектированности лиц и, главное, в выражении субъективного индивидуального чувства, которым проникнуты его мадонны и святые, находящиеся в музеях и церквах Пизы, Прато и Надуй.
1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. Однако умалять технические достоинства фрески Джотто нельзя.
Посреди улицы показана толпа людей, дивящихся чуду: Иоанн отрывается от земли и взлетает. Джованни Пизано (ок. Вдоль левой стороны базилики идет портик, образованный легкими, почти воздушными арками. В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений. Статуя из бронзы, небольших размеров. Более того, оно отставало от других форм художественной культуры.
Возрождение (Ренессанс, от франц. ) – это период развития европейских стран в идейном и культурном плане. Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. В начале 14 столетия капелла дель Арена (название происходит от располагавшейся когда-то на ее территории арены римского цирка) была собственностью богатого банкира Энрико Скровеньи. Див.
Несмотря на обновление техники художественного письма, образы Джотто все же несколько статичны и не выражают того разнообразия чувств, которые будут представлены значительно позднее, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Как и в падуанских фресках, Джотто даже в темах чудес и видений, максимально конкретизируя действие, лишал его религиозной отвлеченности. Сам поцелуй: лик Христа идеально прекрасен, лицо Иуды уродливо, ассиметрично.
Марк, св. Стрельчатая дуга арки охватывает фигуру богоматери, как бы замыкая ее в отдельное пространство, независимое от окружения ангелов и святых. После Джотто в развитии итальянской живописи произошел заметный спад. В 1402 году отправляется в Рим, где изучает памятники античного искусства. В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. В произведениях Джованни было много нового и необычного.
Города Италии были городами мастеров. Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в которых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (местных) привилегий. Однако многие ученые говорят о том, что, вероятнее всего, фрески в церкви Сан-Франческо принадлежат кисти не самого Джотто, а живописцев, относящихся к римской школе. Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико). и франц. Он-то и сделал Джотто заказ на роспись стен древнего здания.
420-421). Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. Развитие светской поэзии и новеллистической литературы значительно его опередило. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Выдающимся скульптором этого периода был Лоренцо Гиберти (ок.
Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства (см. Дав в центре в овальном большом медальоне изображение Христа, он окружил его с обеих сторон сонмами святых. Новые качества его искусства не были восприняты его учениками (за исключением Арнольфо ди Камбио), да и он сам в известной мере отошел от них в последующих произведениях. Созданная в 1416 г. статуя св.
В этом произведении Каваллини выступил уже как законченный мастер. Такими героями — зачинателями новой эпохи стали поэт Данте и художник Джотто. Они составляют идейный центр композиции. Джотто ди Бондоне (1266/76—1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., но из его работ этого периода известна лишь мозаика «Чудо на Генисаретском озере» («Навичелла») в соборе св.
1240 — ок. Такова его знаменитая «Мадонна», хранящаяся в Эрмитаже. Но для 13 в. реформы Никколо Пизано, хотя и сыгравшие свою роль в дальнейшем, были преждевременны и не смогли породить длительной традиции.
мастер строит боковую капеллу церкви, получившую впоследствии название Старой сакристии. Маньеризм образуется из обломков ренессанса, сочетающихся странным образом. Одна из центральных фресок падуанского цикла — «Поцелуй Иуды». Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм.
Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. 1240—ок.
Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. Не менее выразительна группа справа — Пилат с фарисеями. Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру.
Редкий по выразительности памятник живописи того времени -- огромная фреска «Триумф смерти» (1350--1360) в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе. Олицетворение божественности, чистоты, добра и зла, предательства, низости.
Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Великий итальянский мастер этого времени Донателло (1386 – 1466) прошел учебу у Л. Гиберти. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв. ) У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. 17 вв. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм.
В 1565 г. Козимо Медичи перебазировался в палаццо Питти, вследствие чего прежняя резиденция герцога получила название «старого дворца» (палаццо Веккьо). Особенно же ярко новые веяния выразились в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио. Джотто украсил капеллу фресками, расположил в отдельных фрагментах «картинах».
Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Он как бы размышляет над тем, откуда же вылетел Франциск и каким образом ему удалось сделать это.
Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Помещение представлено в виде ящика без передней стенки. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд».
Чувственный юнец, полный неги и истомы. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств». В религиозных композициях («Мадонна на троне», «Мадонна во славе», «Мадонна Магнификат») передает пейзаж. Это выражено не только в их взглядах, обращенных друг к другу, но и в линии плавно изгибающегося по направлению к младенцу шарфа богоматери, который служит композиционным звеном между ними и в ритмическом повторе мягко изогнутой руки мадонны, которой она касается ног ребенка. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны. Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. И все-таки это уже не средневековое искусство.
Вслед за возникновением поэзии «сладостного нового стиля» появляется колоссальная новая фигура – Данте. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах.
он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. А изнеженный. Особенно замечательны грандиозные фрески, написанные братьями Лоренцетти в конце 1330-х годов на стенах сиенской ратуши.
В 1304 году в Падуе Джотто приступает к росписям в капелле Скровеньи. Лицо Марии, несколько удлиненное, с узким, характерным для Джотто разрезом глаз. Фрески были расположены в три ряда. 1377—1379 гг. ). Петрарка, Дж. Он пытается продолжать и совершенствовать «большую манеру» Рафаэля и Микеланджело, Петрарки и Боккаччо в такую эпоху, когда идеологические основы классического стиля оказываются в Италии неприемлемыми ни для противников, ни для поклонников классического гуманизма эпохи Возрождения.
культури охоплю 13 1-у пол. Мать обменивается с Ним долгим пристальным взглядом. Гуманизм (от лат. 1302). В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. Из произведений Джотто особенный интерес выпытает его икона «Мадонна со святыми и ангелами», ныне находящаяся в галерее Уффици во Флоренции. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Ведущую роль в культуре Возрождения играло изобразительное искусство.
В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца. Джованни Пизано (ок.
Из мастерской Никколо Пиза-но вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитек тор Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные на блюдения Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, окон ченный в 1278 г, стал гордостью города Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду По лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее вофрагментах. Все это помогло ему полностью преодолеть византийские традиции и создать свой благородный стиль, положивший начало новому этапу в развитии европейской живописи.
Уже в 11 – 13 вв. Мощный куб с зубчатым завершением своим видом напоминает крепость. Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг. Так, во Флоренции в мастерских цеха шерстянщиков работало около 30 тыс. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора.
готический, -ая, -ое. Во фреске «Троица» Мазаччо мастерски применил центральную перспективу. Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык.
Дуччо вручил им свою картину, которую бережно понесли в собор. Знаменитым творением скульптора стала статуя «Давида». Мистецтво Сни зазначено рисами витончено вишуканост декоратвзма. На входной стене расположена огромная роспись «Страшный суд», против нее — «Благовещение». Рельефы изображают спеленатых младенцев.
начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Появился новый социальный класс в обществе – буржуазия. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Раннее Возрождение XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов.
Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм. Донателло разрабатывает живописный тип рельефа, применяя линейную перспективу с разграничением планов, выполняя в этой технике изображения на бронзовой купели баптистерия церкви Сан-Джованни в Сиене, рельефы табернакля «Благовещение» для церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Объемно переданная коленопреклоненная фигура св. 0. 0. 1285—1344). сторик Я. Буркгардт. Лик Мадонны- это новая мера концентрации пространства, новая композиция.
1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. Затем снова работает в Милане, а перед самой смертью вернулся во Флоренцию. В рельефе «Скульптор» показан момент создания статуи. В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений.
Маньеризм как стиль не только вторичный и переходный, а идейно полвалентний. Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию.
Позднее, в 1463--66 гг. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Преимуществом Каваллини было то, что в противоположность большинству мастеров дученто он жил в Риме — наиболее античном городе Италии и ему, младшему современнику Арнольфо ди Камбио, удалось, так же как и последнему, сломать византийские традиции и смело обратиться к античному наследию. 1240 – ок. Искусство Проторенессанса.
Видно, что Донателло при работе над этой статуей вдохновлялся античной статуей Гермеса (Лисипп. ). Сейчас, конечно, никто так не считает. Это не атлет, победивший великана.
он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. На противоположной стороне зала Симоне поместил фреску иного характера. Анна и служанка, занятая работой по дому.
Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII – XIV веков. В области средней Италии, Тоскане выросли крупные города: Флоренция, Пиза, Сиена. По бокам от него восседают отцы церкви. он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру.
вльних мстко-мун. Он быт другом Петрарки, для которого написал портрет его возлюбленной Лауры (к сожалению, эта работа Симоне Мартини не сохранилась). В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ). – На смену схоластике, философии служащей религии, приходит гуманизм.
Но прежде чем остановиться на творчестве Джотто — центральной фигуры проторенессансной живописи, надо уяснить себе, кто же был его предшественником на этом пути и кто мог быть его учителем. Дальнейшая деятельность Джотто протекала главным образом во Флоренции, где он работал (во второй половине 1310-х гг. Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. Зимой 1420/21 гг. После 1532 p., когда родина классического ренессанса Флоренция превратилась в столицу феодального герцогства, в культурной жизни не только Италии, но и других стран Европы начинается качественно новая эпоха, которую называют «эпохой маньеризма» или «контр-ренессансом» или «антивдродженням».
Художник помещает Христа не в центре, согласно традициям, а отодвигает в сторону, подчеркивая его отличие от учеников только золотым нимбом, в отличие от темных. Капелла была создана по заказу богатого флорентийского семейства Пацци. С большим мастерством переданы художником человеческие фигуры: сотворяющая молитву св.
В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря» — открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. В 1481 году вместе с другими мастерми работает над росписью стен Сикстинской капеллы.
В «Мадонне Ручеллаи» Дуччо не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ. По-видимому, около 1270—1277 гг. В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни. Первым художником кватроченто был Мазаччо (1401- 1428), который прожил недолгую жинь, успев создать такие великие работы, как «Распятие», «Поклонение волхвов».
для сиенского собора. Творчество Джотто во многом определялось уровнем экономического развития страны. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Главное произведение Гиберти, выполненное под влиянием творчества Донателло, восточные (Райские) двери баптистерия.
Его образам свойственны отвлеченность и статичность. Renaissance Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства. Драматический смысл происходящего сконцентрирован в их приближенных друг к другу лицах: прекрасного в своем благородстве и ясности, почти античного профиля Христа и отталкивающего полуобезьяньего профиля Иуды. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Злого правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке.
Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. Сведения об их жизни крайне скудны. 1260—ок. Второй этаж башни оформлен нишами со скульптурой и глухими нишами. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Самые известные его работы — «Мадонна Ручеллаи» и алтарным образ «Маэста» («Величие»), созданным между 1308-1311 гг.
Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. Огромные средства вкладывались в торговлю и промышленность. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть 13 в. ), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. В университетах огромное внимание уделялось изучению теологии (богословия), вот таким образом именно университеты стали центрами христианской религиозной философии. Особый интерес во фреске «Возвращение Иоакима к пастухам» представляет пейзаж.
от семейства Медичи Брунеллески получает заказ на проект церкви Сан-Лоренцо. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы. Но готические черты во многих отношениях препятствовали укоренению в итальянской скульптуре реалистических принципов, задержав в какой-то мере ее дальнейшее прогрессивное развитие почти вплоть до начала 15 века. Розпочате Данте продовжили нш велик флорентйц XIV столття – Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник вропейсько лрично поез, Джованн Боккаччо (1313-1375), основоположник жанру новели (невеликого оповдання) у свтовй лтератур. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти).
Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был Симоне Мартини (ок. Это первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. Франциска. «госпиталь и приют невинных»), украсивший небольшую флорентийскую площадь Санта-Аннунциата.
Скульптура. Флоренция стала главным очагом Возрождения (Данте, Петрарка, Бокаччо). Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение св. Кон.
По-видимому, около 1270—1277 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио. Пространственность и драматизм происходящего выведены во фреске «Бичевание Христа» посредством определенного расположения фигур: один из палачей показан коленопреклоненным, другой наклоняется к Христу, третий показан в полный рост, последний стоит спиной к зрителю.
Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344). Однако итальянская готика существенно отличается от французской. 1293 г. в церкви Санта Чечилия ин Трастевере в Риме, Каваллини пошел еще дальше. Сиена играла важную роль в искусстве 14 века.
С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Наиболее известные произведения Джотто -- росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304--06). Маленькая «Мадонна» из сцены «Благовещение» (Ленинград, Эрмитаж), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини.
Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Этот властитель был человеком незаурядным, понимавшим требования своего времени. статью «Искусство Византии.
Боттичелли создает «Рождение Венеры» с подчеркнутым аллегоризмом и условностью сюжета. Термн "проторенесанс" запровадив швейц. Источником живой воды было искусство Джотто.
По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. На севере Италии выделились Венеция, Генуя, Милан. В настоящее время в здании размещается ратуша.
Брунеллески свою творческую жизнь начал как скульптор. П. позначився на архтектур (Палаццо Веккйо, баптистерй Сан-Джованн, церква Мар дель Фйоре, вс — у Флоренц). Более консервативной, чем флорентийская, была живопись Сиены. Первыми ростками стали живопись и скульптура.
Их образы естественны и реальны, хотя и не лишены величественности и возвышенности. У Сн цнували французьк люстрован рукописи твори художнх ремесел. Она была выполнена по заказу семейства Медичи как скульптура для украшения фонтана. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена. Таково «Опьянение Ноя», где под виноградной лозой около огромной винной бочки лежит толстый опьяневший крестьянин. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
«Благовещение» (Уффици), написанное в 1333 г., — одна из самых лучших работ художника. Двойное посвящение храма диктовало и двойной смысл живописного цикла. Примером яркой и тонкой передачи психологизма образов, движений человеческой души является фреска «Поцелуй Иуды».
Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном. По-видимому, около 1270—1277 гг. Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Но не во всех рельефах выдерживается эта монументальная манера. В ней сохраняются старые аллегории и символы. Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях.
Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Сооружение самой церкви в связи с недостатком средств было прервано до 1442 г. После смерти Брунеллески храм достраивался несколькими архитекторами и был закончен лишь в 1469 г. Использованные в Старой сакристии архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (начата в 1429) -- подлинной жемчужине Раннего Возрождения. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто.
Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру.
Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью. Их жесты естественны, лица выразительны. Однак з другого десятилття XIV столття художн життя в Рим завмерла.
В последние десятилетия XIV в. Италия переживала тяжелые потрясения, связанные с упадком торговли, войнами и эпидемиями чумы, завезенной с Востока. его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Римська школа висунула одного з найбльших майстрв Проторенесансу – Птро Каваллн (мж 1240 1250 – близько 1330).
Они, по существу и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. Джованни Пизано (ок.
т. II, кн. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. С чем связано это название. П. знаменував вдхд вд символко-алегорично худож. В 16 в. ведущие художественные силы концентрируются в Риме. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы.
Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Дурного правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. Гуманисты того времени подчеркивают интерес к человеческому в противовес божественному. По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника.
Неприметный вход располагается сбоку. 85—86. ). также передано не в отвлеченной византийской манере, а с большей правдивостью. Рельефы «Страшный суд», «Избиение младенцев» и «Распятие» полны динамизма и экспрессии, приведших к перегруженности композиции, угловатости контура, нервному ритму и излишней дробности. Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу.
Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы в мировой литературе. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. Итальянское искусство 14 в. (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Реформатор, открыл новый ренессансный стиль в живописи. Не случайно именно эту фигуру скопировал Микеланджело в одном из своих ранних рисунков.
Из бронзовой вазы верхнего бассейна возникает бьющая струя, обтекающая его края и падающая через открытые львиные пасти в нижний. Особенно же ярко новые веяния выразались в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио. Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. Среди многих характерных для итальянских городов лоджий выделяется колоссальная Лоджия деи Ланци во Флоренции (1376—1382 строители Бенчи ди Чьоне и Симоне Таленти), служившая для гражданских церемоний и торжественных приемов.
Вода лилась снизу. В медальонах нижнего ряда представлены сюжеты «Жизнь человека в созидании и искусстве», в верхнем ряду -- Планеты, Добродетели, Свободные искусства и Таинства. В башенных часах находится механизм, который датируется 1667 г. В 1504 г. перед входом в палаццо Веккьо была установлена знаменитая статуя Микеланджело «Давид» (ныне заменена мраморной копией). 3)Джотто ди Бондоне (1266-1267).
Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом. Разнообразны жесты, мимика печальных лиц.
Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз. Они выделяются своим новым подходом к форме, основанным не на линейном принципе, а на чрезвычайно сильной светотеневой моделировке, которая, по словам Гиберти, придавала форме «величайший рельеф».
Ранее всего — с 1200-х гг. Для художественной культуры дученто характерен тот факт, что темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами.
В связи с новизной художественной техники изменяется и значение композиции. Образ кондотьера, за спокойствием и уверенностью которого таится твердая воля, способная смести все преграды на избранном им пути, — одно из самых ярких воплощений человека того времени. Кафедра Джованни Пизано, так же как и кафедра в Пизе его отца Никколо Пизано, возвышается на семи колоннах и балюстраду ее украшают пять рельефов: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Распятие» и «Страшный суд».
Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. 0. 0.
Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. Идея конца света, сопутствующая смене веков, широко распространилась в итальянском обществе, в котором нарастали мрачный пессимизм и мистические настроения.
Среди фресок для капеллы Перуцци выщеляется «Вознесение Иоанна Богослова». Расцвет П. относится к 13 началу 14 вв. Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом. (По последним данным, портик, возведенный Брунеллески, впоследствии был перестроен. ) Интерьер светлой, прекрасно освещенной капеллы покоряет красотой своих пропорций, равновесием отдельных частей, чистотой линий.
В живописи эти тенденции выразились в создании больших росписей, отличающихся Эклектизмом и известной банальностью, как, например, «Триумф церкви» кисти флорентийского мастера Андреа Буонайути (упоминается в 1339—1377 гг. Вони були пдготовлен скульптурними роботами майстра Нкколо Пзано (близько 1220- мж 1278 1284). Романская капелла, окна справа, слева стена. Произведения искусства, созданные здесь, по прежнему были красочными, нарядными и декоративными, но постепенно стали появляться прогрессивные художники, все чаще обращавшиеся к жизненным и художественным проблемам того времени.
1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. Термин появился в 16 в. в Италии и применялся сначала только к искусству. В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. Художник перестает быть тождественным самому себе. Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.
человеческий, человечный) – светское философское воззрение эпохи Возрождения. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь.
Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Дело в том, что в это время распространилась точка зрения на эпоху средневековья как период беспросветного невежества, варварства, погубивший все прекрасное, что некогда было в древности ( античности). Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы.
Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника. В целом эта фреска еще несколько статична. Из них одна особенно обращает на себя внимание полусогнутой фигурой, словно придавленной какой-то реальной тяжестью и напряженным, тревожным, чисто «человеческим» выражением лица. Во фреске, получившей название «Явление ангела св. Круглые сверлящие глаза и опущенные углы сжатых губ придают ему выражение жестокости и неистовства.
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок. В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа, в чем выразился новый и характерный для конца 15 в. идеал красоты. возродить прекрасное античное искусство.
За иконой со свечами шли все знатные граждане Сиены, а замыкали шествие женщины и дети. Джотто удалось постичь тайны светотеневой моделировки изучить понимание пространства, а также познать величавый язык римской живописи. Протягом деякого часу значна роль у цй област належала художникам Рима.
Кроме Флоренции и Рима он работал в Неаполе, Болонье и Милане. Базилика трехнефная. Гиберти использовал детально градуированный рельеф, создав глубину пространства. 1245 — ок.
Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную линию кватроченто, вобрав в себя и высший взлет новой реалистической пластики и ее кризисные моменты. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
Из сцен, посвященных жизни Марии, особенно интересно «Отправление Марии в дом Иосифа». «Мадонна» Джотто явилась началом становления в изобразительном искусстве абсолютно нового, жизненно правдивого художественного мировосприятия. В нижнем ярусе правой стороны показаны трагические события, начиная с «Тайной вечери». 14 ст.
Так, например, в «Благовещении» трон мадонны напоминает по своей архитектуре римскую триумфальную арку, а фигура ангела с мощно распростертыми крыльями словно предвосхищает собой образы искусства раннего Возрождения. Необычайная компактность композиции только усиливает ту огромную энергию, которой словно заряжен этот образ. В 1479 —1488 гг. В целом эта фреска еще несколько статична. Петра на требования и внимание апостолов, которые в разнообразных позах окружают Христа и ждут его решения с такой жизненностью движения, что в самом деле кажутся живыми, в особенности св. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена.
Для Гонзаго был выполнен триптих «Поклонение волхвов», «Воскресенье», «Сретение» Ряд работ Мантенья выполнил на холсте («Триумф Цезаря» – цикл панно на тему римской истории). В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. Как писал историк и искусствовед П. П. т. II, кн. После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Примеры – собор в Сиене и собор в Орвиета.
Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. Лючии, выполнена Аванцо. Оно продвинуло на много шагов вперед развитие итальянской живописи. Провдна роль в талйському живопис перейшла до флорентйсько школи.
Бурно развивалось ремесленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. protos – первый и франц. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». Подновленный более поздней рукой, он выделяется среди других полустертых изображений, в значительной мере утраченных еще в 14 столетии. Они сочувственно переглядываются между собой.
На боковых створках композиции изображены святые. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. В 1334--59 гг. Эта живописная лепка особенно чувствуется в благородном лике Христа и в фигурах апостолов, одеяния которых переданы в красивых фиолетово-розовых, оливково-зеленых, небесно-голубых тонах.
1-я). 1260—ок. Так, в сцене «Бичевание Христа» позы и жесты палачей, которые плотным кольцом из шести фигур окружили исполненного печали Христа, разнообразны и характерны. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестья (42 м), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Пзано, Арнольфо д Камбо.
Замечательна и фреска под названием «Отправление Марии в дом Иосифа». В «Возвращении Иоакима к пастухам» условно трактованный пейзажный фон, еще к тому же несоразмерный по масштабам с фигурами людей, напоминает по своему характеру фоны византийских икон. XIII в. стал эпохой становления европейских университетов.
Крупнейшим зодчим кватроченто был Леон Баттиста Альберти (1404-1472). С 1328 года Джотто работает при дворе короля Анжуйского в Неаполе, с начала 30-х годов он работает во Флоренции, с 1334 года руководит строительством флорентийского собора и начинает проектировать колокольню – кампаниллу. Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии.
Она ограничивается применением декоративных элементов готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз. Около 1305 г. Джотто создал свой фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе. В 1421--28 гг.
Ренессанс ит. Возможно, что он был знаком с образами греческой скульптуры 5 в. до н. э., так как, в отличие от своего учителя, опиравшегося на позднеримские традиции, Арнольфо, как ни один из современных ему мастеров, воспринял дух и художественную традицию греческого искусства. Введением ряда жанровых моментов Джотто усиливает реализм религиозных сцен, которые трактуются им в повествовательном плане. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии». Женские образы приобретают в трактовке сиенского живописца Симоне Мартини гораздо большую мягкость и поэтическую одухотворенность помимо этого они обладают большей объемностью, чем фигуры в работах Дуччо ди Буонинсенья. Основу благосостояния города составляло сукноделие.
Глаз не скользит по деталям, а сразу видит главное. 1240 -- ок. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. 1-я, стр. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (ок. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Эта фреска, написанная на противоположной от «Маэста» стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики. В полу -- старинные надгробные плиты по всему пространству нефов. Во фресках «Страшный суд», сохранившихся лишь фрагментарно, написанных ок. В литературе и изобразительном искусстве возникает новый стиль – маньеризм. Величие Марии подчеркивается также ее белыми одеждами с длинным, прозрачно-белым шлейфом. С 1459 года Мантенья работает в Мантуе при дворе правителя Лодовико Гонзага, для дворца которого он исполняет росписи.
3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Фрески датированы 1300-1304 гг. Сна була давньою суперницею Флоренц. Опираясь на щит, он вперяет взгляд в своего врага и его беспредельная отвага и непоколебимая уверенность в своих силах одинаково выразительно воплощены и в его грозном взоре и в самой пластике фигуры.
Работа серьезно отличается от двух предыдущих. Эта черта указывает на программный связь маньеризма с Возрождением. В поздний период создана картина «Мертвый Христос». Аналогчн процеси вдбувалися в талйськй поез (Данте) в музиц.
Великим архитектором кватроченто в Италии был Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед.
Реалистический элемент возрастает еще сильнее во фреске «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Нов вяння проникають в живопис тал. Не удивительно вот таким образом также, что он применил в своих композициях невиданную до того в итальянской живописи светотеневую моделировку и средства передачи пространства. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.
В этот период гармоничная целостность классического стиля распадается. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора. Мощные и классически спокойные пластические формы Никколо Пизано сменились у его сына нервным прерывистым ритмом, резкими контрастами. Человек эпохи Возрождения интересуется прежде всего собой, реальным миром, его красотой. Заслуженной известностью пользуется алтарный образ «Благовещение» кисти Симоне Мартини, ныне хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. в первоначальный проект были внесены изменения.
С правой стороны базилики расположен монастырь, на территории которого находится знаменитая капелла Пацци. В 1425 – 1438 годах Донателло работал над скульптурным декором гробницы папы Иоанна XXIII.
вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно» (Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М. —Л., «Academia», 1935, стр. Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью. Пьетро Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер.
Стрельчатая дуга арки охватывает фигуру богоматери, как бы замыкая ее в отдельное пространство, независимое от окружения ангелов и святых. Отсюда распространенный идеал художника Возрождения – художника-универсала, ученого (Леонардо да Винчи). Вследствие неудачно проведенной в XIX в. реставрации фрески были значительно повреждены. Построена в начале 14 века на деньги ростовщика Скровеньи. В отличие от Гаттамелаты с его спокойствием и уверенностью фигура Коллеони полна огромного внутреннего напряжения. Сандро Боттичелли (1445 – 1510) был последним великим художником кватроченто.
В них нет средневековой напыщенности и мистики, зато есть простота и четкость классических линий Античности. Усилив, с одной стороны, спиритуалистическое начало, ставя акцент на остро выраженном индивидуальном чувстве и эмоциональности, Джованни Пизано, казалось бы, раздвинул границы искусства Проторенессанса, обогатив его новыми образами и возможностями, научив итальянцев новым пространственным исканиям. С 1290-х гг.
Здесь он имеет условное значение, подобно пейзажам изображенным на византийских иконах. мастер пишет «Весну», а в 1483 – 1484 гг. В талйськй культур переплталися риси старого нового.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. Живопись Каваллини характеризовалась отвлеченной холодностью. 1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. В нем нет ничего героического, напротив, статуя полна изящества, даже манерности.
Первой постройкой, возведенной во Флоренции в новом, ренессансном стиле, стал т. н. Оспедале дельи Инноченти (1421--44) (букв. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции. Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности.
Особое место занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 в. Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия.
Общая периодизация: Италия. Нет последовательности средних веков, каждый фрагмент самостоятелен. Ранее всего — с 1200-х гг. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства.
На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». Средний период. Главный его признак – отказ от многих принципов средневекового мировоззрения. (от прото.
Кафедра пизанского баптистерия — памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры. В левой части — кавалькада нарядных всадников встречает на своем пути три открытых гроба с полуразложившимися трупами. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано.
XVI в. в сознании итальянцев происходят определенные изменения. Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Ок. Найвиразнше виявився у живопис, де зявилися перспектива, обмнсть постатей тощо. Начальный период своей деятельности Никколо Пизано (1220/25—1278/84) провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена.
Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. Достижения Каваллини перенял и продолжил Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 -- 1337), величайший художник Проторенессанса. В «Явлении ангела св. Сюжеты библейские, все изображения разворачиваются на фоне пейзажа с применением линейной перспективы.
его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Из этого вытекает и осознание человеком важности и независимости своей личности. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. Джотто ди Бондоне родился в 1266 или в 1267 году. Боккаччо, А. Пизано, Джотто ди Бондоне).
Каждая линия в «Мадонне» выполняет конструктивную роль, строя и очерчивая контуры фигуры и направление движений представленный образов. Отнесение памятника в сторону от храмового фасада (на фоне которого он бы затерялся) позволяет видеть его все время либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными, чуть вытянутыми полусферами церковных куполов. Постепенно от синопий отказались.
Еще большую основательность дворцу придает высокая башня (94 м), поднявшаяся над галереей в 1310 г. Снаружи здание облицовано рустом из твердого камня. В рельефах кафедры Сиенского собора (1205—1268) исполненной им совместно с Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано и другими, Никколо Пизано обратился к готической традиции. Ее спокойные архитектурные формы, в особенности гармоничные очертания трех огромных полуциркульных арок, свидетельствуют о приближающемся освобождении флорентийского зодчества от господства готики. Драматические образы сивилл Джованни Пизано словно предвещают образы сивилл Микеланджело. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
Анне», ведущее значение имеет скорее не содержание композиции, а техника исполнения. В конце столетия представителей Возрождения становится чуть больше, но это лишь небольшая флорентийская группа гуманистов (флорентийская школа была одной из первых ведущих и наиболее передовых художественных школ Итальянской эпохи Возрождения). В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции на заднем плане даны архитектурные изображения.
В 1477- 1478 гг. Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др. ). «Останнй поет Середньовччя» перший поет ново епохи Данте Алгр (1265-1321) створив талйський лтературну мову. В этих работах принимали участие Кронака, Вазари и др. Навстречу Иоакиму движутся пастухи. Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины правда, он дан в обратной перспективе.
Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. Персонажи отличаются особой мерой телесности, Джотто нарочито утяжеляет фигуры (его характерная особенность) и возрождает прием светотени, от которого отказались в Средние века, когда изображали бестелесных божеств.
В плане колокольня представляет собой квадрат со стороной свыше 14 м. Первый этаж башни украшен шестигранными и ромбовидными медальонами работы Андреа Пизано, Лукка делла Роббиа и других мастеров. Лучшая часть фрески — левая, с изображением праведников. Иоанна Крестителя.
Но тем сильнее ощущается, что перед нами чисто ренессансный образ. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело. Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511--1574) итальянского архитектора, живописца и историка искусства.
— перод в стор тал. Анны. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Это пока еще «мертвая вода». Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла во Флоренции). Это Вазари – итальянский художник, первый историограф итальянского Возрождения («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») – писал о «возрождении искусства в Италии».
Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36—1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов. Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н. Матаса, относится к XIX в. Колокольня, датируемая тем же периодом, была построена по проекту архитектора Дж. Из сцен капеллы Перуцци особенно интересно остановиться на одной из них — «Вознесении Иоанна Богослова». Сиенский художник не хотел и не мог быть флорентийским, так как уже был сиенским, со своим сиенским патриотизмом, верностью традиции и своим пониманием красоты.
В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. Живопись Сиены в этот период была наполнена консерватизмом и идеологией города. И все же реформы Никколо значимы.
Он дисгармоничным и принципиально эклектичен. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре.
Другие страны Европы. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Он пишет портреты, полные внутренней жизни (портрет Джулиано Медичи, портрет Симонетты Веспуччи, портрет Лоренцо Лоренциано). Вн автор мозак фресок.
Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Соцальною базою П. було пднесення тал. В 1260-1270 гг.
Используемые мастером светлые, сочные и яркие краски (охра, розовые, светло-зеленые, насыщенно-фиолетовые, небесно-голубые цвета) воспринимаются зрителем как естественные и единственно возможные для передачи характера того или иного образа. Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. Его крупнейшая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»).
Его фигуры массивны и несколько тяжеловесны, но осязательны и материальны. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место.
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Необычайная выразительность образов, а также настроение торжественной радости созданы в картине с помощью сочетаний ярких и сочных красок: серовато-фиолетовые и бледно-зеленые накидки ангелов, красные и небесно-голубые одежды Мадонны и младенца, золотистый фон композиции. Наиболее значительными из падуанских фресок оказываются именно те, где Джотто дает драматическую концентрацию рассказа или одухотворяет его чисто лирическим началом, как во «Встрече Иоакима и Анны у Золотых ворот» или во «Встрече Марии и Елизаветы», где он стремится выявить душевное состояние своих героев. Донателло представил Давида в облике еще не вполне сложившегося юноши. В итальянской культуре XIII—XIV вв. В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики.
Передвдродження. В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря»—открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. Шестигранна мармурова кафедра (1260 г. ), виконана м для баптистеря в Пз, стала видатним досягненням ренесансно скульптури вплинула не подальше формування. Середина IX в. -- 1204 г»). Новая трактовка образа Мадонны- она является «телом, закрытым одеждой», «материальным» человеком, а не бесплотным духом, она обладает телесностью (черта «я» концепции ренессанса).
(Для сравнения: Дучче де Буонинсенья тоже создал фреску «Поцелуй Иуды», но в средневековой традиции: все темно, взгляд неспешно скользит по картине, не выделяю сразу главного). Це призвело до ряду вйськових зткнень, що сходилися з змнним успхом, однак до кнця XIII столття перевага виявилася на сторон Флоренц, яка користувалася пдтримкою Папи. «. Над вторыми дверями баптистерия мастер работал около двадцати лет, создав композицию из 28 рельефов на сюжеты из Нового Завета.
К 1315 г. относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни св. Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Вместе с тем это время больших потрясений в экономической и политической жизни Италии.
Почти ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника. Это граничит со стремлением к прекрасному и живой интерес к реальности. Так как блаженство он обретет на небе после праведной, но тяжелой жизни на земле. С 1290-х гг. Одна из центральных фресок падуанского цикла—«Поцелуй Иуды».
-Капелла дель Арена, церковь. Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг. Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства.
К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Теперь центральными фигурами в экономической и политической жизни становятся ремесленники — т. н. пополаны. Т. к. По своему облику она напоминает величавую и монументальную «Мадонну со святыми и ангелами», описанную выше. 1330).
Во второй половине XIV в. на первое место выходит живописная школа Сиены. Между 1330 и 1336 гг. Баккани.
К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в «Мадонне» Джотто. Художники еще сопротивлялись зарождавшимся идеям гуманизма.
Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях. Она выполнялась в технике фрески.
Сравнивая Джотто и Дуччо, отчётливее становится то новое, что привнёс в изобразительное искусство Джотто ди Бондоне. Есть свидетельства, что, когда 3 июня 1311 г. Дуччо закончил свою «Маэсту», закрылись все мастерские и лавки в Сиене. Крупнейшим теологом Средневековья справедливо считается Фома Аквинский (1225-1274). В своём главном произведении «Сумма теологии» он смог гармонично соединить основные идеи Аристотеля с христианскими догмами.
Термин «Возрождение» (фр. Культура цього пероду формувалася з рзнордних худож. -стильових елементв: романських, взантйських, готичних класичних (античних). Капеллы двух последних и быти расписаны Джотто. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Еще одна черта архитектуры Проторенессанса – разнообразие гражданской архитектуры, дворцов городског осамоуправления, таких, как Палаццо дожей в Венеции, Палаццо Синьории (Палаццо Веккио) во Флоренции.
Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Во фреске Капеллы Бранкаччи в церкви Санта – Мария дель Кармине «Чудо со статиром» Мазаччо изменяет последовательность событий, стремясь подчеркнуть центральную роль Христа в происходящем.
Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов. Статуям Джованни Пизано присущи резкие повороты, угловатые очертания. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок. Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и особенно его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. системи середньовччя, початок переорнтац мистецтва на зображення реального свту людини.
и в 1320-х гг. ) в церкви Санта Кроче. В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы. Однако главное здесь не только это. Между 1343 и 1592 гг. Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна.
Время и место рождения нового стиля невозможно определить точно. До подлинного ренессансного открытия личности тут еще не доходит. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Кроме того, ведущую роль сыграло воззваниеитальянской культурык наследию античности искусство которой родственно проторенессансным установкам. Композиция включает десять многофигурных рельефов и портретные изображения по бокам.
Джотто дает трехмерное изображение интерьера комнаты св. человек, что составляло треть городского населения. По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника. 1245—ок.
Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т. п.
Ангелы смотрят на Мадонну их взгляды направлены в одну точку. Готическая архитектура. Это изображение «Кондотьера Гвидориччо да Фольяно», явившееся прототипом для многочисленных будущих конных портретов.
1284--1344), крупнейший и наиболее изысканный мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы («Маэста»). 1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти. В «Кузнице», «Гончарной мастерской» с большой Экспрессией и непосредственностью переданы различные жизненные ситуации.
В композиции интересен человек, заглядывающий в гробницу, расположенную в полу капеллы. Монументальный дворец служил символом независимости Флоренции.
Дуччо привносил в живопись черты готики с её эмоциональностью, мистичностью и символизмом, в то время как Джотто стремился к реализму изображаемой сцены. Такой прием также помогает художнику создать реалистичную, близкую к жизни картину. В маньризм мы снова видим расщепления человеческого существа на дух и плоть.
рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок. Как яркий психологический контраст ему противопоставлен низкий с резко выступающими надбровными дугами лоб Иуды, его лицо с узкими, словно бегающими глазами и как бы срезанным подбородком. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом.
Основателем сиенской школы стал Дуччо, старший современник Джотто. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220-1278). Основное связующее вещество штукатурки -- известь.
рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок. Каковы же были эти реформы.
1245—ок. Это первое в искусстве эпохи Возрождения изображение обнаженной фигуры. С точки зрения реалистичной передачи интересна также фреска, получившая название «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот».
Во втором ярусе слева представлены деяния Христа. Копии статуй (оригиналы хранятся в музее собора) представляют Пророков, Сивилл и св. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие.
В следующем веке их становится еще больше. Г. шрифт латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострнными буквами. Двухэтажный фасад протянулся вдоль одной из сторон площади. Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения.
13 – 16 вв. Для оформления портика использованы шесть колонн коринфского ордера. Со смертью Дуччо завершилась эпоха живописи Дученто.
Прежде чем перейти к знаменитому фресковому циклу Джотто, написанному им около 1305 г. в Капелле дель Арена в Падуе, надо остановиться на одном из его крайне немногочисленных станковых произведений — большой иконе «Мадонна со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици). Последователем великого мастера стал талантливый художник Симоне Мартини.
Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы. Индивидуализм вытесняется субктивзмом идеализация человека – спритуалзацю или подчеркнутым интересом к отдельной, характерной черты свобода воли подавляется, а разум вытесняется чувствами, даже инстинктом как последним пристанищем «естественной» свободы. Его ранние работы отличает мягкий лиризм.
Спокойные и величавые фигуры выступают на передний план занимая господствующее положение в рельефе, они отличаются подлинной монументальностью. по проекту Арнольфо ди Камбио. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла.
Меняется живописная манера: на смену мягким линиям приходитжесткий экспрессивный рисунок. Она заключает в себе целую программу, которая на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. Самый знаменитый фрагмент капеллы- фреска «Поцелуй Иуды». В противоположность «колеблющейся» готической постановке фигуры, донателловский Георгий твердо стоит на широко расставленных ногах. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».
Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Эти фигуры даются по-разному: то в профиль, то в трехмерном изображении. 1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти. «Все во имя человека, для блага человека».
В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом.