Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
«Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом «Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз.
8 масор. Остается только удивляться тому, с какой точностью Захария предсказал это событие. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». И я только бесплодно теряю время. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Внутренняя сила, покой и уверенность исходят от этого образа исполненной мудрости античной прорицательницы.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. в надежде, что римскому владычеству пришел конец. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания.
т. ), это предположение становится еще более вероятным. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. А Кирилл Александрийский, читая в Зах. 1:1, 7: вместо —, прямо называет пророком Иддо, который был, по общепринятому мнению, дедом Захарии.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Но тот спросил: Когда же ты окончишь мне капеллу. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Не удастся ему ничего сделать, – говорили они. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Спустя пять веков после смерти пророка иудеи все еще ждали Спасителя. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
7. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Он взывал к Богу искал ответа.
Смяв её сопротивление, армия наёмников захватила и разграбила богатый город Прато. «Трудно даже сказать, как я жаждал, чтобы вы были здесь со мной и могли хотя бы составить себе представление о том, что в состоянии придумать и сотворить один-единственный великий человек. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. – Стенная живопись – это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала.
В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Высота капеллы— 20 метров. Однако, не все так просто.
В мае 1504 года зданию грозило разрушение, Браманте, укрепивший его южную стену, сохранил сооружение. пророки израиль и чем Сибиллы из самых языческий мир предсказал приход из самых Мессия. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. Своё пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем. Религиозность была привита Иеремии еще с детства, ведь его отец был священнослужителем.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода). Странно, но не на боевом коне, а на скромном осле въезжает долгожданный Царь в Свой город. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты «Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине. Василий Великий, в толковании Ис. 1:1, замечает «для чего присовокуплено пророком имя отца.
Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно о конце же её, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании абсолютно никаких указаний. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. – Как успею. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника (Мф. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
Девять сцен, по три в каждой группе, раскрывают темы Бога-творца до создания человека, Бога и человека в раю, человека изгнанного из рая15. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Да я сброшу тебя с подмостков.
– ответил Микеланджело. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Ещё мгновение и свет прольётся на книгу, а сивилла приступит к чтению. 9.
В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой11. – Те, кого я написал тут, – возразил Микеланджело, – были все люди бедные. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Он отказывался верить, что люди способны варварски уничтожать произведения искусства. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Микеланджело перенес черты папы Юлия II на изображение древнееврейского пророка. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Первым на правой боковой стене изображён пророк Иоиль. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Скрестив ноги, Иеремия сидит задумавшись в согбенной позе.
Когда Папа спросил: почему. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
9, 16). В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий. За его спиной — две скорбные женские фигуры, которым передалось настроение пророка, бестрепетно принимающего Божью волю, как об этом сказано в «Книге Иеремии».
Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Чтобы полностью уйти в религию, он хотел начать вести в пустыне аскетический образ жизни. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения.
Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Кроме того, постепенно возрастает динамика фигур, усиливается внутреннее напряжение образов. 9, 9). Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
« мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Ему было нестерпимо жаль затраченных сил и времени. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».
Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине. По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Иеремия был очень мягким и добродушным человеком. До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов, в которых были крепления балок. Но тот, зная крутой нрав дяди, не явился в Рим, укрывшись в родовом поместье под Урбино. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
«Так зарождается абсолютно новое понимание архитектурного пространства — как живого, двигающегося, динамического, — отмечает историк искусства Б. Р. Виппер. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.
Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело67. сикстинская капелла потолок, окрашенные микеланджело между 1508 и 1512, является одним из самых известных произведений искусства высокого возрождения.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. 27, 5-7).
(Дан. Оба был включен Микеланджело как знак что то Мессия (иисус христос) был прийти не просто для Евреи но также для Язычники (non-Jewish люди). Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Прахом обернулись все его усилия и обретённый опыт литейщика. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
Кроме того, Захария был главой своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16). Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху.
Глаза его опущены.
Родина этого пророка – Анафора, город, расположенный неподалеку от Иерусалима. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Тревога и волнение отразились на его лице. Другие пословицы отражают человеческую глупость. Евреи начали возвращаться в Иерусалим целыми семьями. Портрет молодого Моцарта (Young Mozarts Portrait): знаки масоновКонечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана19. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.
Пророк взывал мольбы к Богу, не понимая и не веря в свои силы. IV). В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Увиденное потрясает его и он восклицает: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. Каждый его поступок был символичен, нес в себе предупреждение для народа. 6. Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:1.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Чтобы показать, что пророческое дарование у него есть отеческое наследие»7. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.
В августе 1512 года были растоптаны республиканские свободы. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. «Вряд ли тут следует винить народ, — думал он. Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию. Он широко развернул руками свиток, увлечённо вчитываясь в заключённый в нём властный призыв к покаянию народа Израилева.
Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
21, 7). Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества. Напряжение усиливается эффектным колоритом, построенном на контрастном сочетании холодных лиловых, голубых и теплых оранжевых оттенков. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём. Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Был момент в его судьбе, когда он отказался от своего предназначения и замолчал.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Замена образа Иисуса Христа на портрет понтифика. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла.
И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Это умудрённый зрелый муж, полный сил. С болью воспринял Микеланджело сообщение из Болоньи.
Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Время, в которое все это должно произойти, сам пророк называет днем Господним. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Св. Он первый стал упоминать после «Ветхого завета» «Новый завет». Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Необыкновенно экспрессивный образ. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Это довольно молодая женщина, чьё красивое лицо дано в профиль, а вся фигура анфас. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте — над алтарём. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Один из них взволнованно указывает пророку на небо. Он уходил жить в пустыню, чтобы там молиться и страдать за свой народ.
Высота капеллы— 20 метров. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. 3.
Она состоит из двух частей. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира II Великого, был сравнительно молодым человеком а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н. э. ), называет себя naar— юноша (2, 4, ст. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была жрицей храма Аполлона, покинувшей родную Грецию и обитавшей в Кумах, греческой колонии недалеко от современного Неаполя.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. IX, ст. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий64.
Некоторые исследователи полагают, что это – новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление Божественной комедии Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска Опьянение Ноя) до божественного совершенства. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. 5. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха».
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Сивилла задумчиво листает пальцами раскрытую перед ней книгу. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
6, 13). По преданию, Захария был родственником Аггея и происходил из весьма знатного рода. Дерзкий художник поместил пророка на важнейшем месте, где Юлий II хотел видеть Иисуса. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. – воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Книга его пророчеств полна сложных образов. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость».
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Да, пророк Захария и вправду уже говорит о далеком будущем. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Но на основании Езд. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. 2, 4). Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с.
Вот таким образом Матфею, писавшему Евангелие для иудеев (то есть для людей, знакомых с текстами Ветхого Завета), казалось абсолютно естественным апеллировать к авторитету пророков, чтобы помочь людям принять долгожданного Спасителя – не военного вождя, а Доброго Пастыря, за жизнь которого заплатили всего тридцать сребреников, которые Сам Бог еще устами Захарии назвал высокой ценой. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni). И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Подобно Иеремии (Иер. 1:1) и Иезекиилю (Иез. 1:3), пророк Захария тоже принадлежал к священническому роду. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Иеремия очень мучился из-за того, что не мог донести своих слов. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Выдвинутая вперёд правая нога почти выступает наружу за предела пандатива. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Большие паруса поддерживают свод. Для художников был распространённой практикой перенос на штукатурку рисунка, выполненного на картоне в натуральную величину— на многих фресках сохранились небольшие проколы по контуру фигур. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Доверие к пророческому дару и служению Захарии уже при его жизни было непоколебимым. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой, с декоративными композициями для ниш— в Детройте. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Отсутствуют сведения о том, полностью ли была доверена разработка программы росписи художнику, возможно, он получал консультации от теологов: францисканца Марко Виджеро и проповедника Эджидио да Витебро.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Иеремия – глубоко задумавшийся скорбный старец.
Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Лазарев писал: Отправляясь от библейского текста (И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его (Книга Бытия, I, 27), художник дает абсолютно новое претворение. Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
Но разве может один человек соединить в себе и царскую и священническую власть. Он говорит о евреях: И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой (Зах. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую». Такой ее и изобразил Микеланджело.
Среди них мужчины, женщины и дети. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Гете в 1787 году.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Первоначальный проект лесов, разработанный архитектором Донато Браманте и предусматривавший крепление тросов на потолке, Микеланджело решительно отверг, поскольку в этом случае свод был бы обезображен дырами, которые так бы и остались не закрашенными после снятия лесов. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Народ будет страдать, но слышать его никто не хотел. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ.
8. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. 2). В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59.
Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом. до н. э. Теперь работать стало намного сподручнее — Микеланджело мог, наконец, выпрямиться в полный рост после долгого лежания скрюченным на спине под потолком, когда затекали и немели все члены. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
За ним стоят два пухленьких гения, не обращающих на него внимания. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Да поможет мне Бог».
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Тогда Бог дает обещание утешить Свой народ и явить ему милосердие.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. В следующем пандативе изображён мощный старец Иезекииль. Его душа болела, он был очень добрым человеком.
Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. И никаких изменений вносить не стал. Ничего страшного при эгоизме Юлия. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Иеремии.
4. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Художник изобразил Кумcкую сивиллу старухой с атлетическим телом исполинскими руками, со следами глубокой старости на слишком малом для такой фигуры лице. Его союзницами стали Испания и Венеция. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Последнее из пророчеств Захарии имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1).
«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, вот таким образом она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лицаРазногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Правой рукой он опирается на колено.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. 1, 11) и лишь один Иерусалим в запустении. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования. Разумеется, несоблюдение его советов привело к краху. 2.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Гордая Флоренция не вошла в союз, сохраняя нейтралитет.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Но это свидетельство кн. Он напророчил возвращение евреев на землю отцов и то, что их царём станет потомок Давида.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. 10.
«Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан «Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко. Панель с изображением Захарии – не просто идеализированный портрет библейского персонажа. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Большие паруса поддерживают свод.
Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет».
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.