Закончив это произведение, Тинторетто скончался 31 мая и был похоронен в церкви Мадонна дельОрто. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. Первые самостоятельные произведения Тинторетто обнаруживают его связь с классическими традициями венецианской живописи.
Сформировать представление об изменении восприятия мира людьми эпохи Позднего Возрождения и характере отражения его в произведениях Веронезе и Тинторетто. Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
В том же году художник становится членом братства. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.
На полотне Обретение тела св. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Иероним вытащил из ноги льва занозу. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Тинторетто (Tintoretto собств. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Фигура св.
Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада.
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). У кого Якопо учился дальше не известно. Зрелый период. Школы существовали на добровольные пожертвования. «поэзий».
Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94).
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Как гласит предание, Тициан не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь.
В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Полотно было заказано Братством св.
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Композиция Св.
Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). «Мы венецианцы, а потом уже христиане». Ангельская душа Рафаэля создала тип мадонны – это высочайшая концепция материнской любви, женской нежности и целомудрия. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1). Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой. Итальянский художник, представитель венецианской школы. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения.
В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть.
Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов.
Св. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Рох во славе".
«Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. «Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. В том же году художник становится членом братства. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Именно с нее началось признание Тинторетто.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. В 50-60-х гг. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии").
Рох в госпитале». «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. И мудрецы и императрица были казнены за это.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Большинство апостолов – в профиль. Сыну при рождении дал имя Якопо. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга».
Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта-Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). С 1539 работал самостоятельно.
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон. Иисус повернут к зрителю лицом. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
Патетическое начало есть и в светотеневых контрастах и в насыщенной яркости, даже некоторой пестроте красок одежд, подчеркнутой ослепительной белизной архитектурного фона и серебристой голубизной неба. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В 50 – 60-х гг. Марка. Рох в госпитале». Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
Так сбылось предсказание оракула. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно. Падают с ними и поверженные ангелы. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Лучшие портреты Тинторетто.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину использует мощные светотеневые эффекты. Леонардо. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
1585). Он ведет беседу со своими учениками. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола.
Он написал для Братства св. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). В его ранних картинах сияют и золотятся краски.
(автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). В том же году художник становится членом братства. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху».
Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. О предках художника почти ничего не известно. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.
Даная посвятила себя Зевсу. Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Наследие мастера огромно.
Светский характер религиозных картин: Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573). Это произведение «Битва при Заре» (ок. Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Он был сыном красильщика шелка.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Эта Тайная вечеря Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. Любимов). Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн.
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды.
Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок.
Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте.
Центром второй части является св. Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Настоящее имя – Якопо Робусти.
1550 — 1635 гг. ). Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии. Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Несмотря на то, что он использовал технику великих художников, со временем Тинторетто выработал собственный стиль, который легко угадывается ценителями живописи. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся.
Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Роспись в церкви св. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто.
И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске. Представитель венецианской школы. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта-Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. И опять, наклонившись низко, писал на земле. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина».
О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие.
«Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев.
Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Рох во славе». Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. Тинторетто – уроженец Венеции. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось и эту дату определяют приблизительно исходя из даты кончины. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет.
У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Рох в госпитале". Трагические тенденции в поздних картинах художника: Распятие, Оплакивание Христа. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Зрители, находящиеся в Большом зале, видят только часть произведения: основание креста, Марию и группу апостолов — сломленных, отчаявшихся, убитых горем из-за того, что их Учитель умирает на кресте.
Иными словами, свидетельства расходятся, однако, на сегодняшний день принято считать, что художник родился в 1518 году. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. После этого лев стал его постоянным спутником. Марка. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Картину «Чудо Св.
Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. "Чудо св.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Роха во славе.
Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Немного схоже с дантовскими кругами. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Господь с Тобою благосветная Ты между женами. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев.
Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Св.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Рох во славе». Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника – десятках огромных панно для филантропического братства – скуола ди Сан Рокко.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная.
Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Распространенный сюжет из Библии. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Такова окончательная композиция Леонардо.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Все персонажи находятся в зоне освещенности. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. В 1579--80 гг. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит.
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Художник создал для него 23 картины, причем потолок оказался отведен для сцен иллюстрирующих события Ветхого Завета, а стены соответственно события Нового Завета. "Живопись Тинторетто изумительна. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках.
Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. У Якопо фигуры вырастают из пустоты.
Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему. Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Любимов).
Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. По желанию св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Но линия такой толщины уже не линия. Живописное наследие Тинторетто огромно.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Результатом столь стремительного натиска было то, что заведовавшие школой поручили ему украшение живописью всего роскошного здания братства, на что Тинторетто и употребил, с некоторыми перерывами, остальные годы своей жизни. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов.
Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. "Распятие" – это действительно целый мир. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Еще с последним Тинторетто имеет то общее, что и его фантазия не знает границ, что избыток темперамента мешает и ему работать планомерно. Эта группа составляет самостоятельную композицию. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Но к ней следует относиться осторожно. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами.
Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Себастьяна (1555-1556). Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу изображенному под углом к плоскости картины. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Т. е, это уже опосредованная информация. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Роха.
Жизнь Тинторетто полна тайн. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны. Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св.
Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ». И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38).
Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника. В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. Лев — напоминает о легенде. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.