Среди ранних религиозных произведений Караваджо – картины Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной, Святая Екатерина Александрийская, Святая Мария Магдалина, Экстаз святого Франциска, Отдых на пути в Египет, Юдифь, Жертвоприношение Авраама. Как всегда у Караваджо и в этом произведении проблема среды тесно связана с проблемой светотени. Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.
смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Реализм религ. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Боргезе). 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Им написаны также «Экстаз св. Он не весел, хотя Вакх всегда весел. В результате его арестовали. Это затемненное пространство, это просто лачуга с маленькими окнами. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник.
А. С. 1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. На голове у него – наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.
С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Полные поэтич.
Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Тематический цикл, воплощенный Микеланджело средствами монументальной стенописи, Караваджо облек в новую идейную концепцию и в новые формы станковой картины. 1. 1602-04), мифологич. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.
Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим).
(маньеризм и академизм). Два источника света – один из окна, а другой освещает спины входящих. гал. галерея старого искусства, Рим). В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений. Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св.
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Свет, а не человек определяет теперь физические и моральные рамки пространства изображения в области изобразительных искусств это соответствует отказу Джордано Бруно и позже Галилея от антропоцентристской концепции мира. Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник. Христос в Эммаусе 1601-1602Давид и Голиаф 1601Уверение Фомы 1601-1602Победитель Амур 1602-1603Коронование терновым венцом, 1603 Мученичество святого Матфея, 1600Мадонна со змеей 1606Святой Иероним за книгой 1606Семь деяний милосердия, 1607Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1610 Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.
формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Благовещение было написано на Сицилии или во второй неаполитанский период. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Разное выражение лиц: Матфей смотри на Христа, а стражники смотрят куда-то мимо. Но картина не понравилась и ее не приняли. В 1605 г. папа Павел V заказал художнику написать изображение Девы Марии для собора святого Петра. Третья картина— «Св.
галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе). Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). этике св.
Все прежние наблюдения и вариации собираются в единую композицию. Жизнеописание и научное творчество проф. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В это время в помещение входят двое.
В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). зрителю. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602).
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Но критический анализ не всегда был однозначен. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Прообразом многих народных типов в творчестве мастеров XVII—XVIII столетий станет черноглазая гадалка Караваджо.
После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). 1597г. ). в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St.
Главное, откуда мы о нем знаем, это из среды его противников. Учился в Милане (с 1584). Около 1590 приехал в Рим. имя и фам.
Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence.
Пересчетом денег занят молодой человек. направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Драматич. Некоторое время работал помощником рим.
Обстановка не претендующая на мифологизацию и отвлеченность. В алтарных картинах «Мученичество св. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.
Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя». Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. 1598, Нац. Художники-маньеристы создавали произведения субъективные, часто полные мистики и искажающие реальные формы.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. «Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Первая композиция (1599 г. – начало зрелого периода творчества). В результате Рим становится столицей мира.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Взгляды Горация на поэзию и творчество. Вы – творчествоГ. Р. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет. природой, так и метафорич. Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов.
Первое время Караваджо сильно нуждался. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. Напряжённый драматизм, присущий иск-ву художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. 1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Корзина находится на уровне глаз зрителя и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. лаконизм жестов при энергичной лепке пластич. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. художник.
Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров. Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св.
передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. В произведениях кон.
гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок.
Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Жест выброса вперед руки дублируется ниже (это апостол Павел) и повторяется еще третий раз – сам Матфей указывает на себя. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
гал., гал. Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. Во время своего путешествия он имел возможность видеть произведения Джотто и Мазаччо, с которыми вскоре сравняется по силе своего новаторского дарования. перебрался на остров Мальта.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. До нач. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
«Он считает, что картины – безделушки, за исключением тех случаев, когда они следуют натуре». Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши.
Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Екатерина Александрийская», ок. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Рим берет на себя роль всеобщего центра. Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац. Грибоедов (10 час) Жизнь и творчествоАрхитектура нового Барокко. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи.
Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. живописи. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире.
Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. милосердия. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Личность яркая, самобытная и нестандартная, прожил всего 38 лет. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. гал., гал. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Смерть Марии, ок. (маньеризм и академизм).
Они сидят за столом и считают деньки (Матфей был мытарем и собирал подати). Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе). периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац.
В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.
Третья картина — «Св. Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. «Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях. Попав в больницу Санта-Мария делла Консолационе, он исполняет ряд работ, которые чуть позже будут отправлены в Севилью настоятелем больницы испанцем по происхождению. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. 1590-хгг. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок. Историческое значение другой композиции – «Мученичества св.
В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592. Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)Глава 2.
Его называют и гением и чудовищем. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок.
Позднее подобные сюжеты обрели популярность по всей Европе в живописи последователей мастера– караваджистов. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). публике того времени и часто недоступный совр. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм.
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Матфей с ангелом» – в его первоначальном варианте. художника-маньериста Дж. В 1608 художник оказывается на Сицилии.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
В целом вся эта группа занята простым счетом денег. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. живописи 17в., а также к изображению мифологич.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Но лицо – откровенная демонстрация, что это не мифологический персонаж.
Лучии, 1608 г. ). Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти). кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.
Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. "Смерть Марии", ок. музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Центральное, представительское по назначению полотно над алтарем изображает св. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Он отучился в художественной школе в Милане. 1605-1606 гг. ). Но и тут Караваджо сопутствовала удача. 2.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. 1593, там же), «Вакх» (ок. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок.
Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). мастеров (Дж. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 – начала 17 вв. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи.
Флоренция). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Впрочем, в Ломбардии, где Караваджо родился и сформировался как художник, его реалистическая поэтика имела серьезные предпосылки. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх»), «Мальчик с фруктами» «Вакх»), «Гадание» «Лютнист» он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова).
Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Петра» и «Обращения Павла», которые даже среди наиболее выдающихся работ Караваджо выделяются концепционной законченностью, максимальной эффективностью характерных для этого мастера средств изобразительного языка и исключительными колористическими достоинствами. благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Его голова убрана увядающими листьями. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок.
Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити). Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Мифологический сюжет – это мы видим по атрибутам. Искусство Караваджо привлекает нас большой художественной выразительностью, глубокой правдивостью и гуманизмом.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. трактовка сюжета как нравств. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Вероятно, последней алтарной картиной художника было «Благовещение», которое еще в 1609 году, сразу после освящения собора в Нанси было помещено в его главном алтаре. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок. Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Караваджизм). Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками.
Входящие ничего не говоря тем не менее что-то совершают. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Мария Магдалина», ок. После событий Триденского собора эта тенденция усиливается.
В алтарных картинах «Мученичество св. Бокал держит так, что он опрокидывается на зрителя. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями.
Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Он несколько раз попадал в тюрьму. Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
учился у миланского худ.
Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте. музее, Мессина). Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка.
ГлубоковскогоДетское музыкальное творчество. для студентов 3 курса ОДО и ОЗО специальности «Народное художественное творчество» в 5 семестреЖизнь и научное творчество Шпрангера Э. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.
1598, Институт искусств, Детройт «Св. Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел). чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Но тем самым Караваджо неизбежно сближается с традиционной, органической поэтикой мифа в живописи, с издавна устоявшимися приемами образного воплощения. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Творчество Караваджо Примечание. Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок. В его ранних религ. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. За свою короткую жизнь, мастер светотеневого рисунка создал немало полотен, которые служат источников вдохновения и науки для множества людей. Савольдо, А. Моретто, Дж. Особое место в цикле занимало третье полотно – «Св. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены). Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Рыцари официально исключили художника из ордена. силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок. Карла Борромея и нар. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац.
Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Ансамбль капеллы Контарелли состоит из трех больших картин.
Загорелое лицо и бледное тело. Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника.
Родился 28 сентября 1573 года. Сформировался под влиянием сев. -итал. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
реминисценций мифологич. Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Со второй половины XVI в. происходит заметное возвышение Рима. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. СПбДА Н. Н.
Матфея» – при всей многосторонности ее замысла локализуется в более узких границах. Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
«погребное освещение» изобретённое Караваджо). Складывается ощущение, что Рим может объединить вокруг себя католичество. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. среду Рима. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». 1590-хгг.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. 1605-1606 гг. ).
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Произошло это 18 июля 1610 года. Входят они из тени.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Зрелое творчество: Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В «Призвании апостола Матфея» (см.
В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа.
Боргезе). Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом».
Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595).
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Совмещение ключевых сюжетов из истории апостолов Петра и Павла в парных композициях уже имело свою традицию. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Филиппо I Колонна.
В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. мастерство иллюзионистич. Романино, Л. Лотто). Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Тот же самый осенний натюрморт, который стоит на столе, та же увядающая природа.
Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. (Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595).
Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
Например, такое высказывание одного из критиков Караваджо: «Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры». Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Поначалу он бедствовал, работал по найму. После произошедшей в 1606 году ссоры и убийства художником в драке одного из ее участников, он вынужден был спасаться бегством в Неаполь, а оттуда в 1607 году перебрался на остров Мальту. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. очарования и классич.
произведениях поэтич. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. примера («Св. Лучии", 1608 г. ). Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи.
Основоположник реалистического. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Точной причины драки так никто и не узнал. Итальянский художник.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц.