Призвание святого Матфея – одна из самых необычных картин Караваджо.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу.
Уже в скором времени Матфея приобщили к числу двенадцати апостолов. Я и пришел ныне как врач, а не как судия, вот таким образом терплю и смрад греховный.
В одном исподнем его повели на эшафот. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Художник не ошибся в выборе. Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Будущий апостол оставил все свое имущество и пошел вслед за Господом.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Клевещут пред учениками на Учителя, поясняет эти слова св. Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкающий к Посту св. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. За наемником и Матфеем виден алтарь.
Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Но Фульвиан еще более разозлился.
И тот тут же встал и последовал за Иисусом. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал.
Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Этот Другой, Иисус, приносит с собой луч света, который буквально разрезает полотно картины. Увы, всему приходит конец.
И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными. Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. Лк 18, 18). Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. На праздник были приглашены все желающие.
Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. И, тем не менее, Матфей не только не проявил колебаний (он последовал за Учителем «тотчас»), но и публично выказал свою великую радость по поводу происшедшего. Матфей Левий был сыном Алфея и братом Иакова – другого из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
». Караваджо симпатизировал гостеприимному хозяину и был ему признателен за предоставленные прекрасные условия для житья и работы. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок.
Оторвав взор от рукописи, он испуганно глядит через плечо на неожиданно объявившегося красивого ангела, который, разгибая поочерёдно пальцы, диктует евангелисту, на что ему надобно обратить особое внимание в его писании. Всё было готово. Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Запахло гарью и палёным мясом. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Матфей был верным учеником. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Неожиданно над их головами, закрывая полнеба, со свистом пронеслась огромная стая ранних перелётных птиц, возвращающихся из южных стран после зимовки и летящих на север.
Когда Господь с учениками выходил от Матфея, то поджидавшие их фарисеи сказали ученикам Христовым: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. » (Мф. Это было самое первое Евангелие Нового Завета.
Вскоре подошёл и Манчини. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловоми бросили в море. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Однажды Чириако Маттеи изъявил желание преподнести старшему сыну Джован Баттисте картину в качестве подарка по случаю конфирмации. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». «В другом случае, – говорит святитель Златоуст, – когда ученики, по-видимому, согрешили, фарисеи обращаются с укоризной к Самому Учителю, говоря: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:2) а теперь перед учениками клевещут на Учителя. Я пришел призвать к покаянию не тех, которые считают себя праведниками и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками и просят у Бога милости.
У Матфея – это изображения ангела. Крестились и жена с сыном Фульвиана. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Настал день расставания с дворцом Мадата. Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей.
9. 11). Происходящее иллюстрирует, насколько безмерной была радость вновь призванного Апостола. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось.
Перечитав пожелание кардинала Контарелли, он решил перенести акцент со святости на жестокость учинённой расправы. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше.
Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка.
Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма.
Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан.
Говоря, что для учеников Его еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль словами: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. Когда наступят эти дни и они останутся одни в мире, тогда и будут поститься.
«Подивись евангелисту, – замечает блаженный Феофилакт, – когда он так откровенно обличает свою жизнь, тогда как прочие евангелисты скрыли даже само имя его, назвав его именем Левия» именем более почетным, чем простонародное имя Матфей. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа и другого не будет (Мф.
Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом.
Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Со всех сторон посыпались заказы.
Им был понятен драматический пафос нового произведения. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. «Как будто, – замечает святитель Филарет, – не учитель учеников, а ученики учителя должны учить, как ему поступать». К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке.
Через пару дней неожиданно пришла помощь. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Хотя в детстве Караваджо изучал в приходской школе катехизис, при работе над картинами библейского содержания полученных в школе знаний было явно недостаточно. Христос пришел призвать к покаянию и спасти не тех, которые считают себя праведниками (здоровыми) и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками (больными) и просят у Бога милости. Все это они делали для того, чтобы отвлечь учеников от Учителя». Одним из мытарей и был Матфей Левий. Апостол перекрестил злого властителя. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Настал этот вожделенный час призвания Божия и для мытаря Матфея, который сам и повествует об этом. ПРОХОДЯ ОТТУДА, ИИСУС (оттуда, где исцелил расслабленного, Он пошел к морю Галилейскому)УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА, СИДЯЩЕГО У СБОРА ПОШЛИН, т. е. О том, что происходило в его душе, знает лишь один Господь Бог.
Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие.
Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Все предельно реалистично. Он же сказал: иди. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Братья предложили всем зайти погреться в принадлежащий их семье доходный дом, чьи балконы смотрят прямо на место события.
При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту.
Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Иисус в сопровождении людей однажды вышел из города и пошел к морю. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней.
Его тело осталось невредимым. Для чего и сами вы едите и пьете с этими грешниками. Выйдя из дома после абсолютного Им чуда исцеления расслабленного, Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин или податей, по имени Матфей или Левий и сказал ему: «Следуй за Мною». По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку.
«Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. В тот же вечер он слёг в горячке. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Иисус появился лишь на мгновение его босые ноги повёрнуты к выходу. зачем ты усомнился. » (Мф 14:24—31).
Для первой картины ему удалось легко найти нужный типаж для Матфея в районе римского гетто неподалёку от Кампо ди Фьори. Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации. И святой Матфей исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом. Благодаря своей должности, он нажил приличное состояние. Ждать пришлось недолго. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. Вон на стене висит его карандашный рисунок.
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта грязная таверна — его штаб-квартира, где со своими помощниками он ведет незаконный бизнес. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана.
Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст.
Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Но его мнением Караваджо пренебрёг.
А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Но Фульвиан еще более разозлился.
Как определил Лазарев, работа представляет законченный эскиз моделло для композиции Нальдини Призвание апостола Матфея из капеллы Сальвиати церкви Сан Марко во Флоренции (сведения из заметок ученого на полях рецензируемого им рукописного каталога итальянской живописи, 1972 год). И тот тотчас встал и последовал за Иисусом.
Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Исполненный радости, что удостоился внимания Господа, Левий (его имя в апостольстве – Матфей) пригласил Иисуса к себе в дом и предложил Ему большое угощение. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву.
Однажды апостолы были в лодке, а Иисус молился в одиночестве на горе. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Тот юноша думал лишь о том, что он теряет.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. Так вот и апостол Матфей имел еще одно имя – Левий.
Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело.
Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом Иисуса и учеников Его и устроил им угощение. Поднявшись на помост и оказавшись выставленным на всеобщее обозрение, Джордано Бруно стыдливо прикрыл низ живота руками, но подручные палача заломили их назад и крепко привязали к позорному столбу. Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах.
Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Златоуста, новая заплата и новое вино это строгий пост, строгие требования вообще, а старая одежда и старые мехи это немощность, слабость учеников, еще неподготовленных к несению больших подвигов. Матфей именем Христовым изгнал бесов. Апостол погасил пламя. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. И задумал владелец города убить апостола Матфея.
Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Три шедевра пылились в церковной крипте почти три века вплоть до 1922 года и о них, казалось, навсегда забыли.
Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов и вот они спрашивают у Господа: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся. » На это Господь отвечает им словами их же учителя: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного пока с ними жених. Иначе говоря, дал немедленный и великодушный ответ.
Матфея. Шедше да научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы – фарисеи считают, что праведность заключается в принесении установленных законом жертв, но они забывают при этом слова Божий, сказанные устами пророка Осии: Я милости хочу, а не жертвы и боговедения более, нежели всесожжении (Осии 6:6). В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом.
Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Фульвиан принял решение сжечь апостола. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими безсовестными корыстолюбцами и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Предтечи и принимали от него крещение во славу Божию. Собирали подати мытари. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям.
В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл и на глазах у всех произошло чудо. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Вот достоподражаемый пример, как и богатые могут «пройти сквозь игольные уши», чтобы в Царствие Небесное войти. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо.
Но придут дни, когда отнимется у них Жених и тогда будут поститься. Мк. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный.
Наверняка, Матфей и раньше был знаком с Иисусом. Когда наступят для этого другие дни и они останутся в мире одни, тогда и будут поститься. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Св.
Мф. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. А о том, чем так привлек его Иисус, мог бы поведать лишь сам Апостол. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст.
А Левий-Матфей терял больше, чем большинство других апостолов. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников.
Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Для него смерть — это не более чем короткая остановка на заправке по дороге на лучшую вечеринку столетия.
И он встал и последовал за ним». Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность».
В окончательном виде художник по-иному решил фигуру Матфея и его одеяние (на нем, в частности, отсутствует головной убор) изменил жест левой руки Христа, которому в алтарной композиции сообщена большая энергия и выразительность. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Иисус, заметив Матфея, предложил ему последовать за Собой. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:10—13). Предание говорит, что Матфей обошел с проповедью Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Удивительный человек, о котором, к сожалению, мы так мало знаем Что было на душе у него, сборщика налогов— ненавидимого своим народом предателя, которого позвал за собой Иисус. Смысл этих слов: Не чувствуют нужды в Спасителе мнимые праведники, каковы фарисеи, но чувствуют эту нужду грешники.
С замечательной картиной произошло непредвиденное. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Желая отметить день своего призвания и поблагодарить за него, святой Матфей устроил в своем доме большое пиршество и пригласил на него своих друзей, многие их которых считались «грешниками». Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. 11:3). Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Что же не устроило в картине церковный клир. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. А тот встал и последовал за Ним (Мф 9, 9). 5. 31). Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром.
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу.
Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась.
Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Мытарь — лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник). Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Жил Матфей в собственном доме в городе Капернауме, который располагался на берегу Галилейского моря.
Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре.
Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Во времена Римской империи люди часто имели два имени. Евангелист Лука повествует, что святой Матфей, которого он называет Левием, преисполненный радости, что удостоился вступить в число учеников Господа, сделал для Него с учениками большой пир и Господь, видя любовь его и зная, что его пример может служить ободрением для прочих мытарей, удостоил его этой великой чести. Показался и щуплый монах, с которого сорвали сутану и крепко завязали рот, чтобы приговорённый к сожжению не смог обратиться к толпе или произнести слова проклятия, как это произошло в прошлом году с приговорённой к смерти Беатриче Ченчи. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь это Я, не бойтесь. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным.
Но Фульвиан еще более разозлился. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова.
И он встал и последовал за Ним. 10И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. Его тело осталось невредимым. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени и обратился бы в пепел.
Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение.
Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего. Гости возлегли за один стол с Христом и Его учениками. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду.
Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. По толкованию св. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Те, будучи рыбаками, могли в любой момент вернуться к кормившему их промыслу, а вот покинувший свой пост таможенник едва ли мог рассчитывать на возвращение на свое «теплое местечко», наверняка тут же занятое другим человеком. 11:3).
Чередование светлых и тёмных пятен порождает иллюзию скольжения луча света по сгрудившимся фигурам и предметам. Не требуют здравии врача, но болящий, отвечал на это обвинение Сам Христос. Неожиданно возникла проблема с натурщиком.
Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. По толкованию св. Лишь бы это пошло ему на пользу. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
На нём нагота повзрослевшего отшельника с посохом прикрыта красной тканью, а у его ног один из традиционных атрибутов — кустик тиса. Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение.
Все движение на полотне направлено от центра к краям. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. Это сам Караваджо. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста.
Но ведь Иисус предстал тогда перед вчерашним мытарем отнюдь не в сиянии Своей небесной славы, а в смиренном облике бродячего проповедника, которого вовсе не жаловала духовная и светская «элита» того времени. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Все, кроме Фульвиана. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Почему к нему.
Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Взоры трёх познавших жизнь людей с выжженными солнцем и усеянными морщинами простыми лицами устремлены к зияющей ране на теле смиренно стоящего перед ними Учителя, удручённого их неверием в Его воскрешение после принесения в жертву во имя спасения живущих в суетном грехопадении и заблуждении. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу.
Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. На вопрос фарисеев ответил Сам Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Вокруг полутьма. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли.
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века.
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Но вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое. Петра.
И он встал и последовал за ним». Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля.
В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу.
Но придут дни, когда отнимется у них жених и тогда будут поститься». Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Это и дало повод фарисеям осудить Господа за такое сближение с грешниками. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама».
Матфей Левий, следуя всеобщему желанию, написал свое Евангелие – Евангелие от Матфея. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Но, так или иначе, он оставил свою конторку и последовал за Господом.
Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Надо бы добавить, что мытари или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, так как взимали с народа подати в пользу римского правительства. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Фульвиан тоже пошел посмотреть на это чудо и, окончательно убедившись в силе Господа, принял крещение с именем Матфей.
Подойдя к будущему апостолу, Господь сказал, чтобы тот следовал за ним. При первом взгляде на картину поражает дотошность, с какой трое пожилых грубоватых простолюдинов разглядывают рану, зияющую на теле стоящего перед ними молодого статного мужчины, направляющего руку одного из них прямо в открытую рану. Вероятно, в это время он был уже в темнице и ученики его еще усилили по этому поводу свой пост.
В переполненной церкви находился и Караваджо. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи.
Св. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября. ) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Его тело осталось невредимым. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343).
Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Но Матфей, хоть и был мытарем, все же не потерял человеческого облика. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. сказали они ученикам Его. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Перед нами убогая обстановка.
Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Жест Иисуса остается неизменным. На трапезу пришли родственники Матфея и его товарищи по сбору податей. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи.
Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. Недавно в Риме объявился банкир из Сиены по имени Фабио де Сартис, с которым была достигнута договорённость на написание картины за двести золотых скудо — такова была теперь возросшая ставка Караваджо. Петр сказал Ему в ответ: Господи. Лодка была уже на средине моря и ее било волнами, так как ветер был противный.
Как раз к тому месту, где Матфей собирал подати с проходящих кораблей. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус идя по морю. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля.
Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. спаси меня. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. Это Эразм Роттердамский и Джулио Чезаре Ванини, Аонио Палеарио и Мигель Сервет, Джон Уиклиф и Ян Гус.
Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Да так как праведники не нужны Спасителю.