Призвание святого Матфея – одна из самых необычных картин Караваджо. Каждый раз, когда мне выпадает счастье побывать в Риме, я иду в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези для того, чтобы посмотреть на картину одного из моих любимейших художников Микеланджело Меризи да Караваджо «Призвание апостола Матфея». Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. «призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo)— картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
А он смотрит на свои деньги и даже не замечает его. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. В одном исподнем его повели на эшафот. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего.
«Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Настал день расставания с дворцом Мадата. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости.
Так как Иисус – это и есть Свет мира. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании.
Посмотрю ещё я на тебя. А там – просто в церкви висит такой шедевр. Заходят люди, толпятся у Караваджо.
Тогда загорается свет на какое-то время и ты можешь её рассмотреть. Лишь бы это пошло ему на пользу. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. ».
Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь.
Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. В тот же день больного навестили обеспокоенные болезнью своего знаменитого постояльца братья Маттеи, которые предприняли всё необходимое для скорейшего выздоровления художника. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. И только Матфей понимает, что сейчас произошло. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме.
— Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Вон на стене висит его карандашный рисунок. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Вскоре подошёл и Манчини. Это не исходящий от чего-то свет. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Солнце взошло – свет. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Даже сейчас, в XXI веке, картина производит на зрителя очень сильное впечатление, а 400 лет назад она была взрывом, скандалом, вызовом всем нормам и традициям.
Пять человек сидят за столом и заняты делом. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий.
Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего.
Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Благодаря Габриэлли у Караваджо стала пополняться личная библиотечка, хотя книгочеем назвать его нельзя.
Вы, конечно, знаете, как в книге Бытия описывается сотворение света. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне.
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Начинается месса, туристов просят уйти. Легко бы было это сделать. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты.
И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Но его мнением Караваджо пренебрёг. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз.
Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. И решить для себя, как в случае с работой «Призвание апостола Матфея», кем из персонажей хочешь быть ты. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Здесь Караваджо с помощниками проживёт два плодотворных года, о которых будет потом вспоминать как о счастливых днях жизни, полных свободы и творческого подъёма. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст.
Он. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия.
При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда.
Петра. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Или Микеланджело.
Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Богословы говорят, что речь здесь идёт не о свете как физическом явлении, знакомом нам. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника.
Перед ним стоит стоит Сам Бог. Художник не ошибся в выборе. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов.
Жест Иисуса остается неизменным. Это сам Караваджо. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Ему не хотелось просто повторять полотна мастеров прошлого, выстраивать классическую композицию из трех фигур: мученика, убийцы и ангела. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи.
Но в отличие от них Караваджо создал полнокровный живой образ уличного проказника мальчишки, попирающего ноты и музыкальные инструменты, равно как и все цензурные запреты, до которых ему нет никакого дела — он просто радуется жизни. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Он просто стал быть. И такой свет и видим на картине Караваджо. Рим, конечно, удивительный город. А вы представьте.
Не прошло и года после казни Беатриче Ченчи, как в самый разгар бойкой торговли индульгенциями и раздававшихся с церковных амвонов призывов ко всеобщему покаянию и раскаянию в грехах на многолюдной и обновлённой площади Навона показались вереница карет и повозка с сидящим в ней в кандалах осунувшимся щуплым монахом. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Правильно. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности.
Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. (одна из них погибла в 1945 г. ). Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. А лампочки и тем более. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
На мой взгляд, этот персонаж картины – наименее вероятный претендент на роль Матфея.
Ну как если бы «Троица» Рублёва у нас висела бы в церкви Малого Вознесения напротив консерватории. У него всё хорошо. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. Вот мы сейчас тут сидим, занимаемся. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
Всё было готово. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Вход бесплатный.
Сам Свет. Это тот самый свет первого дня, который приносит с собойкто. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Спокойная картина мгновенно преображается, когда один из вошедших — а это Христос с лёгким нимбом над головой — молча указал перстом на одного из сидящих за столом людей.
Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Действительно, повинуясь творческому воображению, Караваджо смело превратил сикстинского Адама в фигуру убийцы атлетического сложения, от которого кругами расходятся волны порождаемого им страха. И он встал и последовал за ним». Запахло гарью и палёным мясом.
Нужно ли оставлять мирские блага для какой-то там жизни вечной. В переполненной церкви находился и Караваджо. Но мужчина с бородой рядом с ним выразительно указывает на кого-то из них или же на них обоих пальцем: «Ты его зовёшь. » Возможно, что он (или молодой человек с монетами) – и есть призванный Матфей, но пока не знает об этом. Нам не сильно видно его лицо, но вся его фигура устремлена к Иисусу, к Свету.
Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Это мы ещё подумаем. Тогда и солнца-то не было, когда появился свет.
Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия».
К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал.
Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно.
Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Петр как будто повторяет движения Иисуса, может быть, немного неумело, но именно Петр становится для нас тем, за кем мы можем рассмотреть жест Христа.
Альфа и Омега. По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Их расположение на холсте показывает, сколь умело автор срежиссировал групповую мизансцену, выражающую главную идею картины — движение, что подчёркивается и пучком света идущим на сей раз слева. Может, это на него показывает Иисус.
Да так как праведники не нужны Спасителю. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Почему к нему.
Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. И тут появляются двое мужчин, один из которых говорит: «Оставь всё и следуй за Мной».
Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Молодой человек, уткнувшийся в монеты, даже не поднял голову. Для работы была оборудована просторная мастерская на первом этаже, позволявшая разместить в ней подрамники с набитыми холстами более трёхметровой высоты и ширины. Вокруг полутьма.
Матфея. Свет первого дня – это такая экзистенциальная сущность. Обычным, в принципе, делом – считают деньги. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении.
Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
Что же не устроило в картине церковный клир.
В тот же вечер он слёг в горячке. Ну, включил лампочку – свет. Вдруг открывается дверь, кто-то входит и говорит: «Брось всё, консерваторию, музыку, риторику оставь своих родных и следуй за Мной». Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга.
Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. И ничто не может умалить Его выбора, Он призывает того, кого призывает и это тайна, почему он выбирает конкретного человека. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея».
Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
Он весь в сомнении. «Да будет свет». Жест Иисуса сказывает куда-то дальше, а не на него (хотя при особенном желании можно рассмотреть это и иначе). Перепуганные ребята побежали утром за Манчини.
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Увы, всему приходит конец. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня.
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Какой реакции можно ожидать. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Яркий свет слева скользит по белому хитону с выразительными в классическом духе складками плаща и атлетическому торсу Христа. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение. Или ещё кого-то.
Римский люд валом повалил в Сан-Луиджи полюбоваться работой новичка, о котором уже слагались легенды, а многие художники с именем стали подражать его манере. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. С замечательной картиной произошло непредвиденное. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко.
Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. А то прямо встал и побежал. Человек, сидящий на стуле спиной к нам – совсем другой случай.
Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Ждать пришлось недолго. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли.
Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Перед нами убогая обстановка.
Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку.
Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций. И он встал и последовал за ним». Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы.
Я немного изучала этот вопрос. Все предельно реалистично. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею.
Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Со всех сторон посыпались заказы. Да и вообще, кто ты.
За наемником и Матфеем виден алтарь.