Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. «преображение» – последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
«преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков.
Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Преображение. По другой версии это могут быть диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II, поминаемые согласно римскому миссалу в тот же день310. Вот он.
17:5). Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Справа – возбужденная толпа, растерянный отец, держащий беснующегося мальчика. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. Есть два персонажа в этой картине, непонятные на первый взгляд.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Христос, взяв 3 учеников, поднялся на гору Фавор. Такими «экскурсоводами», например, являются два ангелочка на Сикстинской Мадонне. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Когда был глас сей, остался Иисус один. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. 9:37). Он хотел показать им Себя, но они, мне кажется, не видят.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Почему-то Рафаэль соединил их, в чем смысл.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор – святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина – чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
И театра далеко не в последнюю очередь. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Пространство картины cостоит из двух частей.
11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.
Санти использовал знаменитую историю из библии. придать ей еще большей убедительности. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. То есть, Бог у Рафаэля--не Участник Преображения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Мы смотрим на нее и явственно видим два разных, несвязанных друг с другом композиционно, сюжета на одной картине, на одной доске, разделенной примерно по «золотому сечению», а если разделять по земляной части (т. е. Очень загадочная картина. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.
За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Первый – это единственная женщина, в полуобнаженном, «античном» одеянии, чужая в этой толпе. А картина Рафаэля «Преображение» абсолютно загадочная.
Знаменитая гора Фавор, с характерной площадочкой на вершине. А после его смерти она боялась умереть». Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Эта картина не похожа на все остальные картины этого мастера. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи.
Верхняя часть. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине».
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Необычна для Рафаэля, великого мастера, неудачная композиция, явная нехватка воздуха над головой Христа, поднявшегося на землей, как говорят художники, «потолок», не позволяющий подниматься Христу, сознательно отрезающая Его от Бога-Отца, голос Которого является главным Участником события Преображения. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» – самой значительной его работой.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Нижняя часть. Если «будете иметь веры с горчичное зерно, то скажете этой горе: «Передвинься оттуда туда» – и она передвинется и не будет для вас ничего невозможного, а этот род не выходит иначе как от молитвы и поста».
Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Сюжет всем известен, но я напомню.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. включая гору), точно по «золотому сечению», проверено. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Конечно, речь идет о Настоящем искусстве, а не о коммерческих предприятиях.
Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Только Бог может помочь. она очень маленькая, как бы в другом масштабе, относительно размера фигур. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Эти два сюжета не связывались вместе. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Св. Иероним со львом, его главным признаком. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари).
В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении – вероятнее всего апостол Андрей. Но может бать, скорее всего, это аллегория Католической Церкви, которая пытается своими силами, привлекая беспомощных помощников исцелить бесноватого. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.
Но тщетно. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Любому внимательному зрителю ясно, чтобы нам услышать Голос Бога, увидеть Его Присутствие, надо прибавить минимум еще одну часть и, если представить себе еще 1/3 пространства над головой Христа, согласитесь, композиция была бы значительно более гармоничной, более «возрожденческой». Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. На каждой из них своя история.
Они ничего не могут сделать сами. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Итак, Произведение. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Рафаэль изображает именно маловерие и неверие, у них растерянные жесты и лица. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею.
Они тоже не касаются земли, паря в воздухе. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
Где Он. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Впервые за историю искусства Возрождения именно на этой картине мы можем видеть, как художник изображает эффект «полёта» Христа посредством изображения хитона, развевающегося за Его спиной подобно крыльям бабочки. Картина выглядит как беспорядочная толпа людей, громко кричащих, находящихся как бы в «яме». В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Они закрываются руками, не смотрят на вознесшегося Христа. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля.
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Лицо Христа поднято кверху, к Богу, а там – «потолок».
Как известно, они не умерли в обычном понимании этого слова, а были оба взяты на небо Живыми. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. его безуспешно пытались исцелить Его ученики.
Он освещен также ярко, как Христос, он страдает, кричит, но никто не может помочь ему. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели. Даже зная сюжет. Шумно потому, что многолюдно. Там, Христос внезапно Весь осветился невиданным светом, «преобразился» и рядом с Ним оказались пророки Моисей и Илия и во второй раз было Свидетельство от Бога-Отца, что Христос есть Сын Его Возлюбленный. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. То, что лица апостолов не смотрят на Христа, доказывает их маловерие. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration).
В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.
В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Первое, что мы видим – Христос.
В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Его нет. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.
Это пророки Моисей и Илия. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа.
Христос появляется в вихре белого света. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Он далеко, Он не видит нас. Художественный язык религии – это образы святых. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Возможно, это «экскурсовод», встречающийся в Возрождение у мастеров.
11 – 12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Справа от Богоматери – Св. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.