Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Верхняя часть. Эти два сюжета не связывались вместе.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Рафаэль похоронен в Пантеоне. А после его смерти она боялась умереть».
Несмотря на восторженные слова Вазари, картоны Рафаэля были куда более совершенны и впечатляющи, нежели вытканные по ним шпалеры. Всем им была уготована незавидная участь. После смерти Льва X они были заложены, так как не стало и главного кредитора папы Агостино Киджи, а в мае 1527 года при разграблении Рима ландскнехтами Карла V многие шпалеры были украдены или разрезаны и по частям проданы. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Он освещен также ярко, как Христос, он страдает, кричит, но никто не может помочь ему. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Мы смотрим на нее и явственно видим два разных, несвязанных друг с другом композиционно, сюжета на одной картине, на одной доске, разделенной примерно по «золотому сечению», а если разделять по земляной части (т. е. Лицо Христа поднято кверху, к Богу, а там – «потолок». Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
придать ей еще большей убедительности. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении.
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Эта картина не похожа на все остальные картины этого мастера. Такими «экскурсоводами», например, являются два ангелочка на Сикстинской Мадонне. Даже зная сюжет. Они ничего не могут сделать сами.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Только Бог может помочь. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Очень загадочная картина.
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». На каждой из них своя история. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Итак, сыграем в «угадайку».
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Первое, что мы видим – Христос. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.
Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. Св. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез.
17:5). Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. она очень маленькая, как бы в другом масштабе, относительно размера фигур. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне».
От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). То, что лица апостолов не смотрят на Христа, доказывает их маловерие. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Конечно, речь идет о Настоящем искусстве, а не о коммерческих предприятиях.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Почему-то Рафаэль соединил их, в чем смысл. Художественный язык религии – это образы святых.
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Они тоже не касаются земли, паря в воздухе.
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Картина выглядит как беспорядочная толпа людей, громко кричащих, находящихся как бы в «яме». К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Знаменитая гора Фавор, с характерной площадочкой на вершине.
Любому внимательному зрителю ясно, чтобы нам услышать Голос Бога, увидеть Его Присутствие, надо прибавить минимум еще одну часть и, если представить себе еще 1/3 пространства над головой Христа, согласитесь, композиция была бы значительно более гармоничной, более «возрожденческой». Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Рафаэль изображает именно маловерие и неверие, у них растерянные жесты и лица. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Где Он. Нижняя часть. Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Справа – возбужденная толпа, растерянный отец, держащий беснующегося мальчика. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный иррациональный характер происходящего Преображения Господа. Христос, взяв 3 учеников, поднялся на гору Фавор. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. его безуспешно пытались исцелить Его ученики. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Считается, что выразительная поза одного из апостолов в нижнем левом углу, сидящего с книгой у пруда, целиком написана Рафаэлем. Нижняя половина как бы поделена образовавшимся проёмом между двумя группами собравшихся людей. Слева сгрудились девять апостолов, справа-бесноватый отрок с родителями, сестрой и простолюдинами, взывающими о помощи. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Он далеко, Он не видит нас.
Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Итак, Произведение. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Но тщетно. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения.
Возможно, это «экскурсовод», встречающийся в Возрождение у мастеров. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Они закрываются руками, не смотрят на вознесшегося Христа. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Погоня за эффектностью – контрастное освещение, обилие цветных драпировок изгибы многочисленных фигур, разделение на небесную и земную части – приемы, заставляющие припомнить масштабные композиции для Ватиканского дворца.
И театра далеко не в последнюю очередь. Шумно потому, что многолюдно. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Сюжет всем известен, но я напомню.
То есть, Бог у Рафаэля--не Участник Преображения. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Справа от Богоматери – Св. Преображение.
Впервые за историю искусства Возрождения именно на этой картине мы можем видеть, как художник изображает эффект «полёта» Христа посредством изображения хитона, развевающегося за Его спиной подобно крыльям бабочки. Необычна для Рафаэля, великого мастера, неудачная композиция, явная нехватка воздуха над головой Христа, поднявшегося на землей, как говорят художники, «потолок», не позволяющий подниматься Христу, сознательно отрезающая Его от Бога-Отца, голос Которого является главным Участником события Преображения. Он хотел показать им Себя, но они, мне кажется, не видят.
А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. Его нет. Я описываю одно произведение — вы угадываете название. 1:27-28). У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. 9:37). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. включая гору), точно по «золотому сечению», проверено.
Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Есть два персонажа в этой картине, непонятные на первый взгляд. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
Христос появляется в вихре белого света. Иероним со львом, его главным признаком.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.
Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Пространство картины cостоит из двух частей. Вот он. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Первый – это единственная женщина, в полуобнаженном, «античном» одеянии, чужая в этой толпе. Там, Христос внезапно Весь осветился невиданным светом, «преобразился» и рядом с Ним оказались пророки Моисей и Илия и во второй раз было Свидетельство от Бога-Отца, что Христос есть Сын Его Возлюбленный. А картина Рафаэля «Преображение» абсолютно загадочная. Если «будете иметь веры с горчичное зерно, то скажете этой горе: «Передвинься оттуда туда» – и она передвинется и не будет для вас ничего невозможного, а этот род не выходит иначе как от молитвы и поста». Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
Н. В.