Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, вот таким образом в левом верхнем углу «Дамы с горностаем» указано (c орфографическими ошибками) «LA BELE FERIONIERE / LEONARD DAWINCI». И правитель не жалел для них денег. Неизвестно, однако, как посмотрел на это дело Людовико Моро. В 1482 году миланский герцог Лодовико Сфорца в честь своего отца Франческо, знаменитого кондотьера, заказал скульптуру, для которой да Винчи сделал эскиз «Конь». Работы возглавил автор Джорджо Вазари, заменивший роспись Леонардо собственной фреской «Битва при Марчиано». Так, в его великолепных рисунках голов, то непосредственно выполненных с натуры, (например, этюд женской головы к «Мадонне Литта»), то отмеченных большой степенью художественного преображения (голова апостола Филиппа к «Тайной вечере»), линия обладает поистине могущественной выразительностью. История знает немного примеров такого полного и богатого развития человеческой личности.
Леонардо да Винчи, будучи посвященным в вопросы моды, учитывал все эти нюансы. Обращает внимание расположение фигуры на полотне. В марте 2012 года со скрытой стены через шесть тонких отверстии были взяты пробы черной и бежевой красок, а также красного лака.
Улыбка Джоконды – "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины "Джоконда (Мона Лиза)" носит чисто индивидуальный характер. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Сэр Кеннет Кларк, много лет посвятивший изучению эпохи Возрождения, однажды сказал: «Жизнь Леонардо да Винчи — большая головоломка, которая вряд ли когда-нибудь будет разгадана».
Настойчивость ученого увенчалась успехом. Нет ореолов. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Этого достаточно, когда оценивается молчаливое произведение живописного искусства. Кстати сказать, один из парижских коллекционеров, Шерами, недавно приобрел на распродаже старинную копию именно луврской «Мадонны в скалах».
Картина начата Леонардо да Винчи в 90-м году и по некоторым свидетельствам длилась несколько лет с перерывами. Во-первых: деталям костюма и украшениям уделено намного больше внимания, чем самой модели. Сухой демонический гений Леонардо да Винчи постоянно рассеивал ту теплоту, в которой созрела бы и облеклась бы живою, тонкою, светлою плотью идея новой женщины. Вся картина должна была, по-видимому, представлять собою триптих: в центре Мадонна исполненная Леонардо да Винчи, а по бокам, на двух створках, ангелы, написанные Амброджио де Предисом.
«Витрувианского человека» можно увидеть в символике немецкого медицинского страхования, на реверсе итальянского евро и даже начертанным во льдах Северного Ледовитого океана для привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. «По суждению одних людей, это картина Леонардо, а по мнению других – Луини», – говорится в другом письме от 10 июля того же года. У Иоанна, между сложенными руками, стоит крест. Раньше считалось, что на этих портретах великого художника изображена одна и та же женщина, так как в левом верхнем углу картины «Дама с горностаем» c серьезными грамматическими ошибками написано «LA BELE FERIONIERE/LEONARD DAWINCI». – Луврская картина на ту же тему. По одной из них, Леонардо просто изобразил пейзаж родных мест.
Второй флорентийский период в живописи Леонардо оказался очень плодотворным. «Мадонна в скалах» существует в двух видах: одна картина находится в Лувре, другая – в лондонской Национальной галерее, но нет сомнения, что лондонский вариант является только видоизмененной копией луврской картины, сделанной, надо думать, Амброджио де Предисом, быть может, под руководством самого Леонардо да Винчи. Анны, не лишая ее прелести ибо Леонардо да Винчи гнушался грустных идей и не хотел печалить глаз зрелищем человеческого разрушения.
– Картон св. Именно эта картина первоначально и носила название «Belle Ferronniеre». Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши. Об этом, помимо художественных особенностей лондонской картины, свидетельствует целый ряд несомненных исторических фактов, приведенных исследователями жизни и деятельности Леонардо да Винчи в полную ясность. Оно исполнено масляными красками, с течением времени сильно пострадавшими от небрежности и грубой реставрации, так что первоначальная редакция картины более известна по копиям ученика Леонардо да Винчи, Марко дОджонно (из которых одна хранится в лондонской галерее) и по снимкам голов апостолов, написанным пастелью и принадлежавшим великой герцогине саксен-веймарской. Она должна была стать самой большой статуей в мире.
Все лица картины тем или другим способом обращены к Иоанну: на него смотрит Мадонна, к нему подняты глаза Иисуса, на него направлен указательный палец ангела. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной.
На лице маленького Христа – божественность и мудрость. Разыгрывалась своего рода прелюдия конца времен. Заказ был перепоручен Филиппино Липпи.
Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Эрмитаж), «Мадонна Литти» (там же), «Мона-Лиза» (Лувр).
Французские солдаты, упражняясь в стрельбе, ее варварски уничтожили. Художник изобразил в ней скромность и смирение. Так как эта картина висит в Лувре. Картина «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком», прошла сложный путь, прежде чем явила себя миру.
Именно психологическая глубина и динамичность изображения производили неизгладимое впечатление на современников Леонардо. Он ответил, что свои картины он сотворил днем, а детей своих — ночью» и т. д. Эти короткие тексты предназначались для того, чтобы произносить их, «имитируя неистовство и безумие, душевное расстройство, как если бы произносивший пророчество пребывал в состоянии крайнего возбуждения чувств и воображения, под воздействием умопомрачения и галлюцинаций».
Взбираясь на горы, по безлюдным дорожкам, я не переставал думать о Леонардо да Винчи. «Увидят, как люди шагают по коже крупных животных» – обувь на кожаной подошве. В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. Ее авторство было приписано Леонардо да Винчи лишь в XIX веке. В обоих случаях эти женщины как будто чего-то или кого-то ожидают или же к чему-то или к кому-то прислушиваются: вероятно их внимание приковано любимым человеком. Черные волосы прикрывают уши плоскими начесами, на лбу – бриллиантовая фероньерка.
Глаза женщины мечтательно полузакрыты, а сам образ излучает спокойствие и умиротворение. Самыми модными цветами тканей считались зеленый изумрудно-зеленый и винно-красный. Давайте взглянем на эту картину внимательнее. Тем не менее, несмотря на решение присяжных из числа нью-йоркских клерков о том, что арт-дилер не прав в своем утверждении, что настоящая картина находится в Лувре, никто не считает подлинником картину Ханов.
Наконец, рука ангела, выписанная необыкновенно сильно (кстати сказать, эскиз этой руки имеется среди виндзорских рисунков), с надуманной энергией устремлена указательным пальцем на Иоанна. Ясный, чистый и светлый, он был величествен в своей простоте, серьезен в своих верованиях. Так рассуждает Аморетти в начале своей биографии.
В одном из них у человека разведены ноги и руки, поднятые чуть выше головы и он вписан в окружность в другом — «витрувианский человек» с разведенными в стороны руками и сведенными ногами вписан в квадрат. Под этим именем картина значилась в списке королевской коллекции картин Фонтенбло. Улыбка Леды напомнила мне улыбку на лицах Богоматерей Леонардо да Винчи. Проведенный судебный процесс оказался очень громким.
Цецилии. В «эпиграммах» опять прославляется искусство Леонардо да Винчи, которому завидует сама природа. Анною, здесь, на картине, сидит у нее на коленях. В том же списке упоминается картина под названием Belle Ferronni.
ведь до этого он даже книги ни кому то, а друзьям не захотел показывать. Среди искусствоведов бытует несколько версий, трактующих замысел рисунка. По версии профессора М. Кемпа (Оксфорд), на полотне изображена дочь миланского правителя Лодовико Моро Бьянка Сфорца.
В картине, между прочим имеется и этот «eminentemente leonardesco» жест ангела, о котором уже столько говорилось в литературе о Леонардо да Винчи. Именно тогда Лодовико Моро болезненно переживал неожиданно постигшую его трагедию. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Книга Гарри Хана, мужчины Андре, об этом событии – The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства. На плече Иоанна энергично легла рука Богоматери, напряженно поддерживающей его пальцами. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Леонардо да Винчи приехал в Милан почти сложившимся человеком, с готовыми настроениями, с задатками творчества, которые должны были выразиться с особенною мощью в двух лучших созданиях его гения: в «Тайной вечере» и, позже, в «Джоконде».
Она господствует в этом глубоко философском и поразительном рисунке. – Критика луврского оригинала и лондонского варианта.
К созданию этого образа Леонардо подходит абсолютно по-новому: впервые Иоанн изображен жизнерадостным игривым женоподобным юношей с мягкой улыбкой, тогда как другие художники рисовали святого аскетично. В XIX в. эта работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек.
Дама одета в платье терракотового цвета, фон портрета нейтральный черный. К счастью, картина не пострадала в результате похищения. Леонардо со своим любимым учеником Франческо Мельци по приглашению отправляется в Рим. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д.
Рисунки яснее, чем картина, показывают нам его умственное настроение. – Портрет Леонардо. Скульптура «Конь», которую предварили подробнейшие эскизы, осталась незавершенной: свет увидела лишь глиняная копия, которая была установлена в месте, предназначавшемся для оригинала. Эскиз женщины с растрепанными волосами — одна из немногих работ, созданных Леонардо за восемь лет жизни в Милане. Все, от аристократии до самых низов общества, безоговорочно верили в их прорицания, сулившие всякого рода катаклизмы и смуты в неумолимо приближавшейся новой эре.
Вызывающая наиболее жаркие споры картина «Прекрасная Ферроньера» (La Belle Ferronnire) будет выставлена на аукционе Сотбис в Нью-Йоке. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Анна тоже выражает собою радость и довольство при виде дочери, «ставшей матерью Бога». К тому же типу творчества Леонардо да Винчи относится Мадонна с младенцем в сложной, но неоконченной картине «Поклонение волхвов», находящейся во Флоренции и писанной, по-видимому, незадолго до его отъезда на службу к миланскому герцогу. – «Мадонна в скалах». Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. «Утверждают, – говорится в письме от 30 июня 1785 г., – что она создание Леонардо».
Именно эта картина является первым обладателем имени Прекрасная Ферроньера. Эти короткие тексты предназначались для того, чтобы произносить их, «имитируя неистовство и безумие, душевное расстройство, как если бы произносивший пророчество пребывал в состоянии крайнего возбуждения чувств и воображения, под воздействием умопомрачения и галлюцинаций». До Лукреции сердце герцога было пленено Чечилией Галлерани, которую Леонардо изобразил на картине «Дама с горностаем». Это позволяет зрителю сфокусировать внимание на герое. Св.
Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни. «Много таких, кто режет свою мать и выворачивает ей кожу», – это, как мы уже знаем, земледельцы, возделывающие свои поля. Губы сложены серьезно, без всякой улыбки. Леонардо да Винчи, пропуская сюжет через себя, вносил новое идейное видение.
«Много таких, кто режет свою мать и выворачивает ей кожу», — это, как мы уже знаем, земледельцы, возделывающие свои поля. Картина изображающая святую Анну с Мадонной и младенцем Христом, как пишет в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Джорджо Вазари, — изначально полотно с сюжетом «Анна-втроем», которое было заказано Леонардо да Винчи церковью Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. И снова исследование было прервано на несколько лет. Серачини не сдавался и выдвинул новую гипотезу.
Вазари сообщает нам великолепные подробности о новой работе Леонардо да Винчи. С большой психологической точностью передано их движение, позволяющее уловить скрытое душевное влияние. Его имя связано и с Леонардо, который работал на него. Богоматерь естественным образом побеждается св. Близившийся 1500 год вдохновлял пророков апокалипсиса, в своем шарлатанстве норовивших перещеголять один другого. Остановившись во Флоренции, он занялся росписью зала Большого Совета («Салона Пятисот») в Палаццо Веккьо в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания правящей семьи Медичи. Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера».
Однако в 1975 году итальянский исследователь-искусствовед Маурицио Серачини предположил, что «Битва при Анджиари» сохранилась под фреской Вазари. Пьеро взялся помочь и передал щит сыну. Перед тем как приступить к созданию картины, Леонардо да Винчи много времени уделял тщательной прорисовке деталей для ее композиции, создавая множество эскизов и набросков.
В XVII гл. С названием картины было так же много путаницы. По неизвестным причинам полотно с изображением поклонения волхвов, так же как и «Святого Иеронима», Леонардо да Винчи до переезда в Милан не окончил.
Как и «Зал Пятисот», церковь подвергалась серьезной реконструкции, которую возглавлял Вазари. Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, вот таким образом в левом верхнем углу «Дамы с горностаем» указано (c орфографическими ошибками) «LA BELE FERIONIERE / LEONARD DAWINCI». Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. Мария сидит боком на коленях у своей матери. В пользу авторства Леонардо говорят строки из книги Дж.
Лишь в 2008 году благодаря цифровым технологиям стало возможным определить его автора. Это были живые, это были человеческие глаза. Ангел обнимает левою рукою Христа, который смотрит на Иоанна и благословляет его. Лоб не особенно большой, гладкий. Лицо в том же тоне, как на предыдущем рисунке.
Он первый из художников обессмертил красоту Кривелли, которую любил первый из герцогов. И Леонардо делал это превосходно изображая оракула. Лишь спустя два года появилась информация о судьбе картины: преступник откликнулся на объявление директора флорентийской галереи Уффици о покупке «Моны Лизы». Франциска с великим Леонардо. Работа получила название «Битва при Анджиари» и выразила отношение Леонардо да Винчи к нелепости войны, которую он называл pazzia bestialissima, что означает «самое зверское сумасшествие».
Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Взгляд буквально приковывается к портрету, хочется разглядывать его снова и снова. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». И главное, собственно штудийный элемент отступает в этих рисунках перед переполняющим их поэтическим чувством.
Но есть и патетические ценители этой картины, которые не сомневаются в том, что она могла быть сделана только рукою Леонардо да Винчи. Благодаря этому во фреске ему удалось добиться максимально гармоничного расположения объектов по отношению друг к другу. Затем, если в произведении Леонардо да Винчи был бы этот направленный на Иоанна указательный палец ангела, то каким образом, спрашивается, мог бы копиист картины, Амброджио де Предис, отбросить столь важную деталь в репродукции подлинника.
«Люди будут наносить жестокие удары тем, кто обеспечивает их существование: они дробят зерно». Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло4 как картина да Винчи изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue)5. Впервые картина упоминается в 1642 году под названием «Герцогиня Мантуанская».
Позже искусствоведы обнаружили сходство лика Мадонны на полотне и женской головы на наброске, который хранится в Лувре. Это уже явный эскиз для «Мадонны в скалах», хотя, может быть, с еще не вполне выяснившимся идейным замыслом художника. Леонардо рекомендует им придерживаться природы, а не античных образцов и придает важное значение изучению перспективы и анатомии.
Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Действительно, не подлежит сомнению, что Леонардо да Винчи писал портрет с Лукреции Кривелли: в его собственных рукописях (Codex Atlanticus) сохранились три латинских эпиграммы, присланных ему неизвестным автором, когда был закончен этот портрет. Ваген считает луврский портрет одним из самых достоверных произведений Леонардо да Винчи, причем все соглашаются в настоящее время, что это есть изображение Лукреции Кривелли. Персонажи словно образуют единство. Между 1472 и 1478 гг. Свет, распространяющийся из грота, — это не просто освещение.
Он выделял складки с выступающими изломами изломами (для плотных драпировок), мягкие (атлас) и большие складки (сукно или войлок). Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера». Атмосфера картины наполнена глубочайшей нежностью и смирением, лица радостны. И, смягчив кричащую дидактику Винчи, Амброджио де Предис гораздо ближе подошел к требованиям миланских монахов и с его-то картины, церковной и лояльной и писались, вероятно, те многочисленные копии «Мадонны в скалах», которые мы находим в Павии, в венецианской семинарии, в галерее Амброзианской библиотеки, в аффорийской церкви и других местах. Он любил роскошь, которая требовала больших затрат, вот таким образом во времена своего правления Лоренцо фактически превратил государственную казну в личные сбережения и тратил их так, как считал нужным.
Можно сказать, что, по мере своего развития, он все дальше и дальше уходил от целомудренной правды, которая никогда не окрыляла его гения. Для него эта Леда – верх совершенства. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. В частности, в них упоминается да Винчи, о котором говорилось, что он пишет три картины, в том числе портрет Лизы Герардини. Особенностью «Моны Лизы» является фотографическая передача мельчайших деталей: влажные блестящие глаза, бархатные ресницы, кажущиеся настоящими нос и губы, пульс, трепещущий в ложбинке на шее. Эскиз выполнен широкими жесткими штрихами по необработанному дереву. «Тайная вечеря» стала одним из самых известных произведений Леонардо, уже при жизни сделав его одним из великих живописцев.
Открытие новой «Мадонны в скалах», находящейся в левом алтаре небольшой аффорийской церкви, в получасовой езде от Милана, породило целый вихрь полемики в итальянской печати последних лет, вихрь, утихший только в самое недавнее время. В результате уже через 20 лет ей требовалось восстановление. Ее волосы разделено на прямой пробор и прикрывает уши. Фигуры на лондонском картоне – несколько менее натуральной величины.
Что-то мелькало пред глазами – отрывочные, разрозненные черты, отдельные психические подробности, живые и понятные современному человеку. Среди этих работ были и первые изображения Мадонн, самой известной из которых стала «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»). Расписывая зал Большого Совета, Леонардо, как и в случае с «Тайной вечерей» использовал экспериментальные сочетания красок и грунта. Но где же, в таком случае, оригинал замечательной картины. А вот это небольшой отрывок из произведения.
Картина посвящена светской тематике: на ней изображена поэтесса и интеллектуалка XV века Джиневра де Бенчи, вышедшая замуж в 17 лет за человека вдвое старше ее. Наклонившаяся вперед Богоматерь и младенец заслоняют фигуру св. Однако не только на бессмысленные увеселения.
Леонардо стал писать конкретных людей, неповторимых в своей индивидуальности. Поиски похитителя не давали результата. Эта подробность придает луврской картине особенный характер. Все материалы рукописей Леонардо завещал своему ученику — Франческо Мельци, который составил «Трактат о живописи», опубликованный лишь в XVII веке и оказавший большое влияние на европейскую живопись. На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше.
Полное название всемирно известной картины — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». За эту работу монахи предлагают всего только двадцать пять дукатов. Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, вот таким образом в левом верхнем углу Дамы с горностаем указано (c орфографическими ошибками) – LA BELE FERIONIERE / LEONARD DAWINCI. Как и картон св.
На луврской картине ангел, при удивительно тонких чертах лица, твердой постановке фигуры и густых темных волосах, производит более величественное впечатление по сравнению с лондонским ангелом. Согласно Джорджо Вазари, Мона Лиза (Лиза Герардини) была третьей женой флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо, но данное утверждение часто подвергалось сомнениям. Как и на картоне, мудрость св.
Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера». Именно тогда шутник и насмешник Леонардо стал сочинять свои самые злые пророчества.
Исходу второго периода деятельности Леонардо принадлежат «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» и «Иоанн Креститель» (в Лувре). Снизу картина обрезана парапетом, является традицицним для миланских портретов. После этих событий полотно было закрыто пуленепробиваемым стеклом.
Кости мертвецов в действительности оказываются не чем иным, как игральными костями. На лице Богоматери отражается радостное размышление. В пользу этого говорит и сделанное в 2009 году заявление П. Биро о том, что внизу картины обнаружен отпечаток пальца, схожий с тем, что был оставлен на работе Леонардо «Святой Иероним» (около 1480 года).
К сожалению, до настоящего времени ученым так и не удалось полностью остановить процесс разрушения изображения «Моны Лизы» — на краске портрета появились трещины. Позже появилась легенда, что имеет привкус популярных в романтизм историй о мести простого человека монарху (можно сравнить с историей о Риголетто, дочь которого по Гюго соблазнил тот же король Франциск), якобы месье Феррон, не в силах больше сопротивляться притязаниям короля к его жене, зачастил по борделях, чтобы подхватить венерической болезнью и передать ее через жену королю, что ему якобы удалось, а короля в результате болезнь и погубила. Именно тогда шутник и насмешник Леонардо стал сочинять свои самые злые пророчества. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia, а её лоб украшен фероньеркой, которая завязана позади и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде.
Между известными художественными работами этой эпохи его деятельности «Поклонение волхвов» является одним из последних, может быть, последним подлинным произведением Леонардо да Винчи перед переездом его в Милан, где его сразу охватила новая атмосфера жизни, с политическим развратом и пышным весельем декоративно обставленных празднеств. Анна с усмешкой глядит на свою дочь, которая стала небесным существом. В варшавской Национальной библиотеке известный исследователь жизни и творчества Леонардо да Винчи Мартин Кемп отыскал экземпляр «Сфорциады» — стихотворного панегирика, составленного в честь Франческо Сфорца. Как отмечали современники, даже мысль о кисти была противна художнику.
«Тайная вечеря» грандиозна и занимает всю горизонтальную стену большого зала монастырской трапезной. Иногда мне думалось, что я близко подхожу к нему в мыслях о великой эпохе Ренессанса. В пользу версии ученого говорило и то, что в 1843 году в итальянской церкви Санта-Мария-Новелла была найдена фреска «Троица», написанная известным художником Мазаччо.
Лев до конца своей жизни сопровождал Иеронима. Леонардо стал одним из первых художников, применившим данный принцип в живописи.
Иисус Христос находится в центре фрески, где все линии перспективы сходятся в одну точку. Луврская «Мадонна в скалах», несомненно, подлинное произведение Леонардо да Винчи. Иоанн, а не Мадонна и не Иисус, составляет центр композиции. Смысл картины не только в показе сцены материнства.
В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. В варшавской «Сфорциаде» страница с портретом владельца отсутствует и Кемп утверждает, что линия разрыва в точности совпадает с очертаниями края портрета юной невесты. Размер картины 63 x 45 см, дерево, масло. «Если картина, за которую Леонардо да Винчи требовал 100 дукатов, а братство св.
Он вдруг почувствовал раскаяние за все свое греховное прошлое и обратился к религии, удалившись в монастырь Санта-Мария делле Грацие, украшенный «Тайной вечерей». Младенец, которого Богоматерь придерживает на коленях, тянется к маленькому Иоанну. Лицо поражает своей здоровой красотой.
В этом же году еще один вандал бросил в «Мону Лизу» камень, незначительно повредив портрет. – Скорбящая Богоматерь нового человечества. Этим девицам поэты того времени посвящали стихи, прославляя скандальные интриги герцога, который развращал знатных и достойных уважения девушек. Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам.
Тем не менее именно в этот флорентийский период Леонардо-художник начинает работу над «Джокондой» (1503–1519), а центральным законченным произведением становится фреска «Битва при Анджиари» (1503–1506), выражающая отношение да Винчи к войне. Встреча проходила тайно, поскольку Синедрион (иудейская верховная коллегия) угрожал поимкой и расправой Иисусу и его последователям. Анны. Правая рука ее, с несколько сведенными пальцами, повисла в воздухе над головою Христа. Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже.
Из слов Вазари и Ломаццо не видно, чтобы они знали о существовании, кроме картона св. Клубок из людей и животных, которые буквально сплелись воедино. Нос прямой и твердый. Таким образом, подтвердились слова Вазари о том, что Леонардо создал портрет Моны Лизы по заказу ее мужа, который сделал такой подарок жене в честь рождения второго сына. К этому мнению в настоящее время склоняются лучшие авторитеты, писавшие об этом предмете. В 1506 году да Винчи пригласили в Милан и он уехал, так и не закончив фреску.
Картон этот, пишет он, привел в удивление не одних только художников. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом.
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Таким образом, «Дама с горностаем» является третьей картиной, упоминавшейся под именем «Прекрасная Ферроньера». Одна из подобных копий хранится в Музее изящных искусств Шамбери. Наконец согласие было получено с условием, что все работы будут вестись только в определенных местах росписи, которые ранее реставрировались из-за разрушения. К этому же времени относится портрет Моны Лизы известной своею красотою супруги Франческа дель Джоконды (Лувр) и утраченный портрет Джиневры, жены Америго Бенчи. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. – Захотелось узнать репортеру.
долларов в пользу Ханов плюс сумму значительных судебных издержек. Как писал Вазари, на картоне эта часть росписи была выполнена «с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя». Именно ее видел Ломаццо в 1586, Торре – в 1674, Джерли – в 1774. В Лувре сохранилась копия этой картины, приписываемая Рубенсу. Леонардо создавал «Джоконду», когда его художественное мастерство достигло пика.
Из многочисленных записок Леонардо (около 7 тысяч листов и рисунков), разрозненных и не систематизированных исследователи его творческого наследия скомпоновали три трактата: «Трактат о живописи», так называемый «Атлантический кодекс», в котором содержится немало мудрых мыслей и афоризмов, «Трактат о полете птиц». В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. В 19 веке эта картина «Прекрасная Ферроньера» пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась многими художниками. В «Тайной вечере» поразительны необыкновенно богатое и отчетливое воспроизведение главнейших мотивов человеческой души и строгая красота линий, проникающая все формы. Богоматерь, в легком одеянии сильно вырезанном на груди, с улыбкой внешнего удовольствия смотрит на игру детей.
Считается, что он вместо разрушения «Троицы» просто спрятал ее от посторонних глаз. выше). Почти непонятно, как могло случиться, что Леонардо да Винчи не придал этому портрету никаких особенностей своего внутреннего демонизма, не превратил, на этот раз, живую натуру в условный символ ученой концепции. На луврском портрете она представлена в trois quarts, с глазами, обращенными влево. Изображение словно окутано дымкой, создающей эффект воздушности и легкости. Мощь и глубина его творческого духа особенно рельефно выразилась в его «Тайной Вечере» и в сцене битвы при Ангиари, тогда как свойственная его кисти чарующая грация и прелесть отпечатлелась на ликах его святых. Никакой замысловатости и самая улыбка ее, в отличие от улыбки св. Леонардо был страшно раздражен этим, будучи уверен в том, что грядущее неведомо.
Его не волновали окружающие драмы: любовь чувственного герцога к прекрасной Цецилии, его семейные неудовольствия и ссоры после его женитьбы на Беатриче дЭсте, которые нередко кончались грубыми побоями, наконец, внутренняя жизнь Цецилии, осыпаемой подарками и почестями, но, может быть, не вполне удовлетворенной в душе своими отношениями с низменным по натуре Людовико Моро. – Спор с монахами «S. -Francesco Grande». Художником оказался да Винчи. После обеда я расставался с моими новыми друзьями, предоставляя их друг другу и уходил гулять. В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче». Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась остроумием.
долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек. В августе 1911 года «Мона Лиза» таинственным образом исчезла из Лувра.
Помимо тонкой художественной работы в «Тайной вечере» блестяще реализован интеллектуальный подход к живописи, практиковавшийся да Винчи.
Рисунок оценили в 21850 долларов. Торс и руки мясистые. «Женщин, – говорил Леонардо, – нужно представлять в стыдливых позах, со сдвинутыми ногами, со сложенными руками, с опущенной головой, несколько склоненной вбок». Проблемы начались в час ночи 17 июня 1920 года.
Они аккуратно зашиты, что говорит о решении отнять ребенка от груди. – Протечный набросок Леды в «Атлантическом Кодексе». Во всяком случае, можно почти с уверенностью сказать, что монахи тяжбы этой не проиграли и что картина Леонардо в капеллу «Непорочного зачатия» не попала.
Св. «Витрувианский человек» — это не только научный труд, но и произведение искусства, которое является воплощением интереса Леонардо да Винчи к пропорциям человеческого тела.
И Леонардо делал это превосходно изображая оракула. Тема сексуальной потенции не является чем-то новым для эпохи Ренессанса. Картина так и не была закончена да Винчи и ее завершали другие мастера.
Дама одета в платье терракотового цвета, написана на черном нейтральном фоне. Анна и Богоматерь сидят рядом, очень тесно. Эта-то картина, столь дешево купленная Гамильтоном и висит в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Детали костюма не удлиняют фигуру. Еще в 1893 г. Э. Мотта опубликовал в высшей степени интересный документ, найденный им в миланском архиве: собственноручное письмо Амброджио де Предиса и Леонардо да Винчи, относящееся, по-видимому, к 1494 г. (не раньше 20 октября, дня смерти Джиан Галеаццо).
Это работа, достойная молодого художника с задатками особенной гениальности. Точное время создания этой картины неизвестно. Он глубже — в понимании предрешенной жертвенности божественного младенца. Так художник подчеркивает близкую родственную связь между ними. Лицо кажется потрясающе живым.
«Измышление, действительно, достойное ума и гения Леонардо да Винчи», – замечает Вазари. «Люди будут наносить жестокие удары тем, кто обеспечивает их существование: они дробят зерно». Внезапная кончина Беатриче едва не подкосила его.
Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnire», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирован как портрет Бьянки Марии Сфорца. Глаза матери излучают нежность и любовь к детям. В той же коллекции находилась другая картина – профильный портрет, который в настоящий момент считается портретом Бьянки Марии Сфорца. В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnire», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирован как портрет Бьянки Марии Сфорца.
Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в «Мадонне в скалах» решил задачу слияния человеческих фигур с пейзажем. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Линия рисунка имеет действительно мощную выразительность.
Он стремился к возможному совершенству моделировки и к полусветлому тону, стараясь достигнуть этого нежными переходами контуров и тонов (sfumato). Верроккьо считал, что художник или скульптор не сможет добиться успеха без научных знаний.
В том же духе говорит о картоне Ломаццо. Именно тогда Лодовико Моро болезненно переживал неожиданно постигшую его трагедию. Дувин, находившегося в Лондоне, был разбужен телефонным звонком репортера из New York World. Несколько раз объявлялось значительное вознаграждение за возвращение портрета.
Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Около 1484 г. герцог Людовик Мавр (Lodovico il Moro) призвал Леонардо в Милан, где он прожил до 1499 г., предавшись широкой и плодотворной художественной деятельности. И вот однажды лев заблудился, а осла в это время увели разбойники. Завершил картину, по всей видимости, кто-то из его учеников (Амброджо де Предис, Бернардино де Консти или Больтраффио) Картину иногда называют «Портрет неизвестной», подчеркивая нерешенность вопроса о личности изображенной молодой женщины, но гораздо чаще картину именуют «Прекрасная Ферроньера». Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" – рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Как рассказывает Вазари в «Жизнеописаниях», «для этой цели Леонардо напустил в одну из комнат, в которую никто, кроме него, не входил, разных ящериц, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, нетопырей и другие странные виды подобных же тварей из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух. Знаменитый стала другая копия картины. Почему. Ранние биографы да Винчи отмечали, что это полотно занимало в жизни художника особое место.
До Лукреции сердце герцога было пленено Чечилией Галлерани, которую Леонардо изобразил на картине «Дама с горностаем». Лицо, нос, пушистые волосы, обрамляющие лоб, отличаются благородством. В этом рисунке, во всяком случае, видна рука настоящего мастера, рука Содомы. Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Он вдруг почувствовал раскаяние за все свое греховное прошлое и обратился к религии, удалившись в монастырь Санта-Мария делле Грацие, украшенный «Тайной вечерей».
Джиневра на полотне схожа со скульптурным изображением «Дама с букетом (Флора)» Верроккьо, созданным примерно во время написания портрета. В 1987 году в зале Большого Совета Серачини начал поиски фрески Леонардо.
В «Сфорциаде» есть вклейки с портретами изображающими владельцев хвалебных речей. В самом деле, Ломаццо положительно утверждает, что Леонардо да Винчи сделал нагую Леду. Это поясной портрет изображающий женщину, написанную в три четверти.
Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности». Эта улыбка абсолютно не соответствует цельной античной философии, пышно описанной Тэном. Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, «своим внучком», как она его называла».
Проведя инфракрасное исследование, он обнаружил на поверхности гравюры дату ее создания — 1553 год. Дальнейшее развитие теоретических взглядов Леонардо да Винчи содержит переработанное им сочинение математика Луки Пачоли о перспективе и пропорциональном строении человеческого тела, снабженное 60 рисунками Леонардо и изданное им в 1509 г. под заглавием «De divina proportione». Анализ проб красок, с помощью которых было нанесена фраза «Cerca Trova», показал, что она была выполнена одновременно с основным изображением. Картина «Мария Магдалина с Младенцем» была обнаружена сравнительно недавно в одном из поместий Шотландии.
Затем он решительно отрицает самую возможность существования второго портрета с этой женщины, также как и писанной с нее Мадонны с розами. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом. До Лукреции Кривелли сердце герцога было пленено Цецилией Галлерани, которую в семнадцатилетнем возрасте также изобразил Леонардо на картине «Дама с горностаем».
В письме этом «вернейшие слуги» герцога Людовико Моро просят его заступиться за них перед монахами S. -Francesco Grande, которые не пожелали, в нарушение заключенного между ними и художниками контракта, уплатить установленную сумму в сто дукатов за Мадонну, написанную Леонардо да Винчи масляными красками и предназначенную для капеллы «Непорочного зачатия» в церкви S. -Francesco. На мягко очерченных губах улыбка, неуверенная, неловкая, скрытно-блудливая. Морелли и Рихтер не сомневаются в том, что знаменитая в своем роде Леда в галерее Боргезе есть копия с оригинальной работы Содомы, сделанной в духе Леонардо да Винчи и согласно его указаниям, как должны быть изображаемы женщины. Этот период жизни и творчества Леонардо отличается чрезвычайной активностью: да Винчи много ездит, в том числе и в другие страны, по поручению Джованни Медичи, успешно занимается инженерными вопросами по осушению Понтийских болот. Анны, блуждает на лице, как бледный свет внешней веселости.
Нигде тайна древних дней, глубокое «сродство человека и животного, смутное языческое и философское чувство единой и всемирной жизни не выразилось с более абсолютной изысканностью и не обнаружилось во внутреннем постижении более проницательного и мудрого гения». – Ее патетический защитник, Диего Сант Амброджио. «Есть картина с изображением ребенка Христа играющего с Богоматерью и бабушкою св. «Увидят, как кости мертвецов быстро решают участь тех, кто тревожит их».
– Цецилия Галлерани. Эти глаза, обращенные вовне, молчаливо указывают на вездесущего герцога. На многих копиях и эскизах изображены камыши как символ размножения. Для того чтобы не усугублять ситуацию, руководство Лувра приняло решение не выставлять «Мону Лизу» за пределами музея. Затем наименование профессии превратилось в фамилию и возникла легенда, что женщину изображённую на ней, звали Ферроньера и она была любовницей французского короля Франциска I (1494—1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью.
Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". Среди них — великолепные рисунки драпировок женской фигуры. Зачем он полез создавать портал. В «Idea del Tempio della pittura» он упоминает о ней рядом с Джокондою, как о произведении, показавшем превосходство искусства над природою.
С 2000 по 2006 год ученый вел переговоры с властями Флоренции о проведении новых исследований. Большинство искусствоведов ссылаются на эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо (по которому позднее могла быть написана картина) и хранящийся в Лувре. В 1914 году «Мона Лиза» была возвращена в Лувр. В трактате о живописи, скульптуре и архитектуре Ломаццо, рассуждая о том, как надо в картинах изображать стыд и как изображали его древние мастера, ссылается на Леонардо да Винчи и его произведение, Леду. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато).
Портрет второй любовницы Людовико Моро, Лукреции Кривелли, как принято считать, находится теперь в Париже, в Лувре, под названием «La belle Ferronniere». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Вскоре он перепродал его пинакотеке уже за 800 марок как работу Верроккьо.
ПЗДЦ. Сюжет полотна уходит в греческую мифологию. Картон посвящен библейской тематике. Перуджа считал, что работа да Винчи была незаконно вывезена во Францию. Луврская же Мадонна не больше, как вариант этой картины исполненный потом, по переезде Леонардо да Винчи во Францию, в Амбуаз, может быть, Франческо Мельци или Салаино, тоже, конечно, под наблюдением самого Леонардо, но уже впавшего в дряхлость, уже потерявшего крепость, красоту и величие своего гения. В житии преподобного Герасима (Иорданского) можно прочесть историю о том, как льву Иеронима поручили стеречь монастырского осла, пока тот возил дрова.
Первоначальное художественное образование даровитый мальчик получил у флорентийского художника Андреа дель Веррокьо (1435–1488), на картине которого изображающей крещение и находящейся во флорентийской академии, сохранилось первое произведение Леонардо да Винчи – исполненная им фигура ангела. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Таков внешний облик Лукреции Кривелли на луврском портрете. При этом кажется, что св.
Рисунки да Винчи этого периода не ограничивались ботаническими этюдами. Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии – The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства. Почему он во время развода костра не воспользовался магией.
Анны и картины на ту же тему. Анны и Богоматери. Открытие Серачини произвело сенсацию в научном мире, однако дальнейшие работы были заморожены, поскольку флорентийские власти, а также большая часть ученых-искусствоведов выступили против продолжения научных изысканий, опасаясь разрушения фрески Вазари. Переходя от рисунков к самой картине, нужно сказать, что луврская «Мадонна в скалах» представляет в идейном отношении своеобразную глубину, но настоящей религиозной глубины и настоящей религиозной красоты в ней все-таки нет.
– Антицерковные идеи Леонардо. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Астрологи снимали обильный урожай доходов, баснословно богатея. Нередко работы оставались неоконченными, а клиенты так и не получали готового заказа.
В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Предположительно, рисунок является самостоятельным произведением, не относящимся к какой-либо группе набросков. Кости мертвецов в действительности оказываются не чем иным, как игральными костями.
В центральной части фрески — сражение. А вот, господа, таки может. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516)— это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников. Однозначного мнения относительно авторства картины нет. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику.
Он придает одухотворенности самим героям, возвеличивая их. На втором портрете рука ее придерживает складку платья. Да Винчи дописал полотно, начатое другими учениками исправив их ошибки.
Когда в 1709 году производилась новая перепись коллекции, в список закралась ошибка. В церкви Св. Его рука, сложенная в жесте благословения, обращена к Иоанну.
Как и в «Даме с горностаем» изображенная увлечена неким внешним событием. По второй версии — это зарисовка топографической ситуации для будущих гидравлических устройств в русле реки. Горностай-За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. В отличие от других художников, мастер изображает двух матерей, Марию и Анну, примерно равными по возрасту, а фигуры выстраивает в определенной иерархии в зависимости от роли в семье.
В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом.
Точно можно только отметить, что картина происходит из мастерской Леонардо: анализы выявили, что Дама с горностаем и Прекрасная Ферроньера написаны кусках дерева взятых из одного ствола. Нетрудно, однако, понять, что лондонская в эстетическом отношении ниже луврской. Трудолюбивый ученый, Сант Амброджио, в ряде статей и заметок, к сожалению, друг друга повторяющих, с пылом и вдохновением стал доказывать, что именно эта аффорийская «Мадонна в скалах» и есть оригинал винчианской картины, с которой Амброджио де Предис, под руководством самого Леонардо, сделал свою копию для капеллы S. -Francesco Grande. Вклад Леонардо в развитие живописи сложно переоценить. Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло, как картина да Винчи изображающая какую-то герцогиню Мантуанское (une Duchesse de Mantoue). Она должна была стать верхним запрестольным образом (располагающийся на алтаре).
На копии хорошо видны подробности оригинальной росписи из чего исследователь сделал вывод, что к 1553 году «Битва при Анджиари» сохранилась намного лучше, чем считалось ранее. В качестве фона он использует темные, почти черные тона.
что это. В последние годы обучения молодой мастер уже получал и собственные заказы. «Увидят, как люди шагают по коже крупных животных» — обувь на кожаной подошве.
В картине не чувствуется мужественно серьезного и светлого настроения, которое необходимо для передачи классического миропонимания, с его внешней гармонической красотой и трагическими безднами в глубине. На бумаге изображен обнаженный мужчина в двух положениях, наложенных друг на друга. Несмотря на преклонный возраст, Леонардо заканчивает работу над «Джокондой», делает проект замка для короля, занимается вопросами гидравлики и планирует собрать научно-технические рукописи, объединив их в 120 томов, которые могли бы стать первой в истории энциклопедией. Плененный ее красотой Зевс приплыл к ней в образе лебедя, после чего женщина отложила одно или два яйца (их число в разных рассказах отличается) из которых вылупились небесные близнецы. За счет чего – объяснения пока нет.
Св. Близившийся 1500 год вдохновлял пророков апокалипсиса, в своем шарлатанстве норовивших перещеголять один другого. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. За это время мы виделись довольно мало, почти не вступали в беседы об искусстве и только за обедом иногда, перебрасывались случайными замечаниями, в которых сквозило прежнее настроение. То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью.
Внезапная кончина Беатриче едва не подкосила его. Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло как картина да Винчи изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue). Как писал в 1934 году известный советский искусствовед В. Н. Лазарев в монографии «Жизнь и творчество Леонардо да Винчи», «тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Новая красота. Но эта св.
Несколько красивых морщин бороздят чело и щеки св. Он следовал старинному приему, созидая эту картину. Еще две Мадонны Леонардо да Винчи, принадлежащие к раннему периоду его художественной деятельности, показывают, что он не находил в себе тех элементов и настроений из которых мог бы создаться образ новой христианской красоты: так называемая «Мадонна в скалах», которую Мюнтц относит к его первым произведениям в Милане (1484-1494) и Мадонна в неоконченном произведении «Поклонение волхвов». Многие места фрески написаны в соответствии с правилом золотого сечения.
Его имя связано и с Леонардо, который работал на него (см. Его Леда, которую обнял крылом лебедь, стыдливо опустила глаза. Защитники лондонской «Мадонны в скалах» ссылаются на это описание, как на неопровержимое доказательство того, что именно эта картина есть произведение Леонардо да Винчи. Самое поразительное в картине — это просвет в скалах в левом верхнем углу.
Леонардо особо удается демонстрация динамики действий, оживленной жестами и мимикой персонажей, которые индивидуальны и тщательно прорисованы. Леонардо был страшно раздражен этим, будучи уверен в том, что грядущее неведомо. Он старался поддерживать веселое настроение модели, не давая ей скучать. Результат оказался еще плачевнее, чем в случае с «Тайной вечерей» — фреска начала разрушаться уже в ходе росписи.
Разыгрывалась своего рода прелюдия конца времен. Во-вторых: вся картина написана с изрядной долей небрежности. Самые жуткие сцены оборачиваются банальнейшими ситуациями повседневной жизни.
Да Винчи мог годами писать картину или создавать скульптуру. Она стоит, стыдливо опустив глаза и змеистые линии ее прекрасного тела изгибаются «с утонченным и величественным изяществом». В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnire», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирован как портрет Бьянки Марии Сфорца. Анализ показал, что черная краска аналогична той, которую использовал Леонардо при создании «Моны Лизы». Ваген считает его созданием одного из учеников Леонардо да Винчи.
Анны. Как и в других случаях, опорою для неверных исторических соображений послужил Ломаццо. При взгляде на этот портрет легко убедиться, что это произведение Леонардо да Винчи, написанное им в эпоху полной зрелости его таланта, после «Тайной вечери», без той сухости, которая отличает его первые картины.
Юноша казался бледнее и грустнее обыкновенного. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы». «Благовещение», находящееся также в галерее Уффици и раньше приписывавшееся также Леонардо да Винчи, в настоящее время с большим вероятием приписывается Ридольфо Гирландайо (1483–1561). Именно в это время он написал одну из своих самых известных работ — «Мону Лизу» («Джоконду»).
Эта женщина незначительна по содержанию внутренней жизни и улыбка св. Леда— жена спартанского царя Тиндарея — купалась в реке. Но где он сейчас. В ее глазах можно побичиты пытливый взгляд, отведенный в сторону. Леонардо уже неоднократно упоминается в известиях современников, но из его юношеских произведений сохранились только следующие, несомненно принадлежащие его кисти: подмалевка «Поклонения волхвов» в галерее дворца Уффици во Флоренции, «Святой Иероним» в ватиканской галерее в Риме.
Что касается Мадонны с розой, то в конце той же своей биографии Аморетти готов уже допустить, что она принадлежит, «вопреки одному компетентному суждению», не Леонардо да Винчи, а какому-нибудь его ученику. Затем наименование профессии превратилось в фамилию и возникла легенда, что женщину изображённую на ней, звали Ферроньера и она была любовницей французского короля Франциска I (1494 – 1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью. Таким образом, «Дама с горностаем» является третьей картиной, упоминавшейся под именем «Прекрасная Ферроньера». Свои теоретические взгляды на живопись Леонардо высказал в сочинении «Trattato della pittura», написанном для его учеников. Кроме того, миланскому периоду принадлежит значительное количество разного рода рисунков и картонов, набросанных Леонардо для его учеников и в их исполнении иногда принимавшихся за его подлинные произведения.
Это подтверждает теорию, что картину мог писать Леонардо вместе с одним из своих учеников. Картина художника Леонардо да Винчи «Портрет молодой женщины» имеет также и другое название «Прекрасная Ферроньера» (La belle Ferroniere). Многие видят в «Мадонне с гвоздикой» кисть ученика Леонардо да Винчи Лоренцо ди Креди: броши на этой картине и «Мадонне Дрейфус» (1470–1475) практически идентичны. первого тома трактата о живописи, скульптуре и архитектуре дается описание картины Леонардо да Винчи, сходящееся с содержанием картины из лондонской Национальной галереи.
Самые жуткие сцены оборачиваются банальнейшими ситуациями повседневной жизни. В основе композиции полотна — пирамида. Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в этом полотне), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Гращенков пишет об этой картине: «Следуя флорентийским образцам 1470-х годов, Леонардо изобразил свою модель по пояс, получив тем самым возможность показать руки.
Это поясное портрет изображающий женщину, написанную в три четверти. – Третья, Аффорийская «Мадонна в скалах». Волосы только намечены, что не типично для манеры Леонардо (вероятно, это более позднее дополнение к портрету). Астрологи снимали обильный урожай доходов, баснословно богатея. Сегодня сюжет этой работы является самым тиражируемым из творений великого Леонардо. В 1472 году, после окончания школы у Верроккьо, Леонардо да Винчи стал членом «Гильдии Святого Луки», которая объединяла флорентийских художников.
На высоте 18м Серачини обнаружил небольшое изображение воина с вымпелом, на котором было написано «Cerca Trova», что означает «Ищущий найдет». Леонардо оставил пояснения к рисунку, написанные Витрувием: «длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони ступня составляет четыре ладони локоть составляет шесть ладоней высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) шаг равняется четырем ладоням размах человеческих рук равен его высоте расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты длина руки составляет 2/5 его высоты расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица расстояние от линии волос до бровей составляет 1/3 длины его лица длина ушей 1/3 длины лица пупок является центром окружности». Много юношеских набросков и рисунков Леонардо, сделанных пером и мелом, хранится в виндзорской библиотеке, в Лувре, в венецианской академии, в галерее Уффици, в амброзианской библиотеке в Милане, в Британском музее и альбертинской галерее в Вене. Его лучшими произведениями считают: «Поклонение волхвов» (Флоренция), «Тайная вечеря» (1498 г., фреска в монастыре Санта Мария Делла Гра-цие в Милане), «Святое семейство» (СПБ.
Еще совсем недавно Мюллер-Вальде открыл на одной из страниц «Атлантического Кодекса» крошечный набросок стоящей Леды, который он относит к 1501 – 1506 гг. Очевидно, речь идет о той картине, которая в настоящее время находится в Лувре. В качестве свидетелей были привлечены известных искусствоведов той эпохи.
По наиболее распространенной версии картина «Прекрасная Ферроньера» это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Сфорцы, покровителя Леонардо да Винчи. Иоанн изображен с традиционной атрибутикой: длинными волосами, в шерстяном одеянии и с тонким тростниковым крестом. Он родился в 1452, в семье нотариуса флорентийской сеньории Пьеро.
Подбородок и щеки, шея и грудь – свежие и упругие. Оказывается, что Леонардо да Винчи сделал еще один портрет Цецилии Галлерани. Леонардо да Винчи писал по сухой стене используя в основном яичную темперу. Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов.
В дальнейшем неторопливость Леонардо в работе стала неотъемлемой чертой его творчества. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Это наружность здоровой, красивой итальянки, с небольшим лбом, с полными щеками и упругими членами.
Это, может быть, его первые решительные шаги по пути художественного демонизма или, вернее сказать, по антихудожественному пути. Голова несколько отклонена от лебедя.
Младенец Иисус, кажется, вот-вот выскользнет у нее из рук. Лицо – суженное книзу, с нежными, тонко чувственными чертами, с опущенными глазами. В начале XX века ее собирались продать под видом оригинала. Ниже головы Мадонны в рисунке намечена головка младенца. Полусонный Дувин ответил на автомате: Это невозможно.
Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло как картина да Винчи изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue). Настоящий образ Богоматери остался для него недосягаемым.
Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии— The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства. Одна мысль особенно занимала меня: мог ли Леонардо да Винчи, с его сложными энциклопедическими знаниями, не слитыми в цельном настроении, создать живописными средствами новую красоту, по сравнению с образцами старой классической красоты. На лондонской картине, кроме того, головы Мадонны, Иисуса и Иоанна окружены венцами. На картоне она энергичным жестом указательного пальца как бы говорит с Богоматерью, может быть, наводит ее мысли на какие-нибудь неожиданные для нее пути.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Они отличались насыщенностью, но в случае с «Тайной вечерей» сочетание темперы и масла на сухой стене привело к разрушению фрески. Затем наименование профессии превратилось в фамилию и возникла легенда, что женщину изображенную на ней, звали Ферроньера и она была любовницей французского короля Франциска I (1494-1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Франциска. – Лукреция Кривелли. Анною – картина, купленная королем Франциском и помещенная им среди наиболее драгоценных украшений его кабинета», – говорит он. Чудеса Леонардо да Винчи изумили весь народ.
Он тщательно исследовал роспись Вазари, которая, по его мнению, была нанесена поверх «Битвы при Анджиари». «Увидят, как кости мертвецов быстро решают участь тех, кто тревожит их». Позже да Винчи писал о том, что хороший художник должен «быть прежде всего хорошим перспективистом, затем ты должен обладать полным знанием мер человека и других животных и, кроме того, быть хорошим архитектором, то есть знать все то, что относится к форме построек и других предметов, находящихся над землею а форм этих бесконечно много и чем больше ты их будешь знать, тем более похвальна будет твоя работа те же, в которых ты не напрактиковался, не отказывайся срисовывать с натуры». В 1506 году Леонардо возвращается в Милан, где задерживается на несколько лет. Трудно допустить, чтобы Леонардо да Винчи, писавший его в зрелые годы, когда уже была почти закончена «Тайная вечеря», мог сделать какое-нибудь художественное произведение вне своего обычного, вполне сложившегося кругозора.
При всех своих редких достоинствах эти картины Леонардо да Винчи затмеваются главным художественным произведением миланского периода – написанной до 1499 г. «Тайной вечерей». Анны. Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (1449–1492)— глава Флорентийской республики эпохи Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
.