"потоп" – первая композиция, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. "потоп" является той самой фреской, с которой Микеланджело Буанаротти начал роспись Сикстинской капеллы.
Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660 – 64 г. г., Париж, Лувр). Свою самую большую работу по росписи сводов Сикстинской капеллы Микеланджело начал с фрески «Потоп». Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль и судно причалило у горы Арарат. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». 6.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Кто-то пытается любыми способами спастись сам, кто-то помочь другим. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Венецианская синьория и герцог Козимо Медичи – все они с почетом награждали его только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Вот таким образом тема потопа отражена в изобразительном искусстве многих народов в соответствии с версиями, принятыми в национальных традициях. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Его стремление к необычайному, его глубокое знание анатомии, благодаря которому он достиг поразительной правильности рисунка, влекло его к колоссальным созданиям. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5. У спасшейся пары – Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной. Они испуганы и сбиваются в кучу.
Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ.
Отсутствуют сведения о том, полностью ли была доверена разработка программы росписи художнику, возможно, он получал консультации от теологов: францисканца Марко Виджеро и проповедника Эджидио да Витебро.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Дерево, масло. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке.
Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом. Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт. 6 1, 2), но их поведение огорчало Бога. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. На свободу мгновенно вырвалось содержимое подземных недр, большую часть которых составляли подземные воды.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Только наглость и невежество он карал неумолимо. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
5. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре»63.
Он несет ее на спине, хотя догадывается, что гибель обоих неотвратима. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. «Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт. 6 9). Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле.
Тогда Он решил ограничить возраст человека: «. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной. Для мастера это было единственным средством выразительности.
Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие – что на картине изображён «Девкалионов потоп». Идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
1490-1492. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. И только в тех случаях, когда это необходимо. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Стихия бушевала 40 дней. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре и был перевезен к остальному на площадь св. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. От Шема (на иврите «имя», «слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. 1515. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Маленький ребенок обхватил руками свою мать, а она, кажется, уже не верит в спасение.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Мраморный барельеф. Но к таким он и принадлежал ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Возрождение. Большой диск солнца — тот красочный элемент, который ярко выступает в контексте боле приглушенных тонов всего остального. Художник Пьерматтео дЭмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена, расписанной Джотто33.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками. пусть будут дни его 120 лет» (Быт. 6 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт. 6 5).
История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами.
IX, ст. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане.
Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Снизу их не видно из-за выступов карниза. Талант Микеланджело был признан еще при жизни, а не после смерти, как это со многими бывает ибо мы видели, что первосвященники Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV и Пий IV всегда хотели видеть его при себе, а также, как известно и Сулейман – повелитель турок, Франциск Валуа – король французский, Карл V – император. (. ) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» – одну из самых важных и драматических сцен, – картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла. Диаметр 120 см.
Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле — табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Ок. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Он был сыном мелкого чиновника. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Моисей.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Всем известна и знаменитая фреска кисти Микеланджело с изображением представителей рода человеческого за шаг до своей гибели.
Флоренция. Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. 1. Под толщей воды скрылись даже горные массивы.
Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего.
Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Галерея Уффици. В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски – в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники. Среди них мужчины, женщины, дети.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис. 29).
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Все люди на картине ведут себя по-разному.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами. Давид, 1501 – 1504. Италия.
Таким он и изображён на фреске. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Всё больше внимания уделялось разработке канона (от греч. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
(Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело67.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Высота капеллы— 20 метров. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. IV).
Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана19.
В «Потопе», как и в других своих произведениях, Микеланджело пытается понять человека, его действия и поступки, совершаемые им о время различных стихийных бедствий, катастроф. Большие паруса поддерживают свод. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Вот таким образом ему пришлось привлечь к работе лучших Флорентийских мастеров по фрескам.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Написав по заказу герцога Ришелье четыре пейзажа, художник символически отразил сущность каждого сезона. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка.