Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт. 6 9). Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам. С содержанием росписи потолка Сикстинской капеллы можно познакомиться на этой схеме.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Далее Бог устанавливает завет (договор) с Ноем и его сыновьями: все движущееся, что живет, будет вам в пищу как зелень травную даю вам все только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней.
пусть будут дни его 120 лет» (Быт. 6 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт. 6 5). Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования46. Дерево, масло.
Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ – Сикстинской капелле. Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие – что на картине изображён «Девкалионов потоп». В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. За ней – Иосиф Обручник.
Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать. Зима. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. «Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.
7. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Он несет ее на спине, хотя догадывается, что гибель обоих неотвратима. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.
1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. На картине дано стоическое осмысление катастрофы, то есть показано разумное, спокойное принятие потопа как своей судьбы.
Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего.
Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. по заказу папы Павла III.
Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Ковчег, согласно послебиблейскому толкованию, был построен трёхъярусным для раздельного проживания зверей, людей и птиц. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи.
После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Другие пословицы указывают начеловеческую глупость. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Его фреска Жертвоприношение Ноя интересна скорее как курьез, чем как произведение искусства.
Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.
Портрет молодого Моцарта (Young Mozarts Portrait): знаки масоновКонечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Наиболее выразительны группы людей на переднем плане картины. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. (Весна, например, называется Адам и Ева в раю ныне вся серии хранится в парижском Лувре).
Они испуганы и сбиваются в кучу. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.
Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:1. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью.
Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Свою самую большую работу по росписи сводов Сикстинской капеллы Микеланджело начал с фрески «Потоп». В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство).
Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски – в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества». Другие люди, напротив, еще цепляются за жизнь настолько, что надеются спасти не только себя, но и какие-то материальные ценности: таков юноша, тащащий на себе какой-то тяжелый мешок со скарбом, поднимающийся на остров вслед за мужчиной, несущим возлюбленную. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово.
В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Галерея Уффици. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель.
625х662 см. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Великий немецкий поэт Гете назвал пуссеновский Потоп страшной красотой. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола.
Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря».
Распалубки врезаются в боковые части свода, дробя его поверхность, что создавало дополнительные сложности для художника, взявшего расписать поверхность колоссального свода. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. 10.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
(. ) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» – одну из самых важных и драматических сцен, – картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан «Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом «Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Диаметр 120 см. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Во фресках свода Сикстинской капеллы Микеланджело представил два пути — христианский и гуманистический, которые не противоречат друг другу.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является. Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. Согласно Библии, возраст Ноя огромен, как, впрочем и долголетие других прародителей человечества. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. От Шема (на иврите «имя», «слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы.
Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
3. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лицаРазногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы.
А произведения великих мастеров поражают тем, как, соблюдая ограничительные предписания Церкви, удалось создать гениальные творения, волнующие зрителей, верующих и атеистов и сегодня. Италия. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом. Однако они находятся на достаточной высоте и для того чтобы их внимательно изучить, необходимо запрокинуть голову назад, что не очень удобно. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Все люди на картине ведут себя по-разному. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Тогда Он решил ограничить возраст человека: «. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. – норма, правило) – свода положений и норм, которыми должны были руководствоваться художники и скульпторы в изображении библейских сюжетов и персонажей.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. У спасшейся пары – Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Ценности картины это не умаляет, она – признанный шедевр французской живописи XVII в. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
В 1508-1512 гг. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами.
Для мастера это было единственным средством выразительности. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. Сикстинская капелла, построенная при Папе Сиксте IV и первоначально выполнявшая две функции — дворцовой капеллы и оборонительного бастиона, представляла собой обширное помещение без обычной для церковных зданий алтарной ниши, перекрытое коробовым сводом. Фигура женщины, наиболее близкая к зрителю, выражает отчаяние и безнадежность.
Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа.
Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Эту фреску великий художник написал в 1511 году. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну.
Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.
В феврале 1513 года Юлий II скончался и Микеланджело, разработав новый проект его надгробия, начал работу над отдельными статуями. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Мозаичные изображения, общая площадь которых составляет около 4 тысяч квадратных метров, сплошным ковром покрывают купола и арки собора.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Большие паруса поддерживают свод. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий64.
Они не смотрят на Христа. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине. По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Молящийся у водопада человек закинул руки к небу в эффектном картинном жесте и т. п. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. 9.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. IX, ст. 8. Однако, по прошествии времени Микеланджело стал недоволен работой своих помощников и он решил отказаться от их услуг и доделать все самостоятельно.
Микеланджело сам создал «летящие» леса. Вот таким образом ему пришлось привлечь к работе лучших Флорентийских мастеров по фрескам. Флоренция.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni). Его нагота вызвала осуждение. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
2. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Маленький ребенок обхватил руками свою мать, а она, кажется, уже не верит в спасение. Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Фреска. Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.
Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт. 6 1, 2), но их поведение огорчало Бога. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Он приглашает его к себе во дворец. Всё больше внимания уделялось разработке канона (от греч. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город.
IV). Только наглость и невежество он карал неумолимо. 6. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Другие пословицы отражают человеческую глупость.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. Высота капеллы— 20 метров.
Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис. 29). Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым. На первом плане изображена Дева Мария.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Кто-то пытается любыми способами спастись сам, кто-то помочь другим. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями.
И только в тех случаях, когда это необходимо.
Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу. 4. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.
О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40.
Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. 5. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
Среди них мужчины, женщины, дети. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. В «Потопе», как и в других своих произведениях, Микеланджело пытается понять человека, его действия и поступки, совершаемые им о время различных стихийных бедствий, катастроф.
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ. Впоследствии он занимался ею с увлечением. В соответствии с законами классицизма и написан Потоп.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Об этом шедевре искусствовед В. Н. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты «Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Таким он и изображён на фреске. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660 – 64 г. г., Париж, Лувр). Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Возрождение. Такова фреска Жертвоприношение Ноя. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. В Католической церкви считается первым папой римским.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.
Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле.