«фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. За неимением достаточного количества информации о процессе написания «Нидерландских Пословиц», можно судить о нём только по примеру художников – современников Брейгеля, по традициям старинной нидерландской гильдии живописцев и по результатам исследования самой картины. На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня.
The Topsy-Turvy World) – написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. В Популярной художественной энциклопедии пишется о том, что Брейгель хорошо сочетал монументальность композиции, обилие деталей и дополнял это прекрасным пейзажем, что можно заметить и в «Нидерландских пословицах». Картина «Нидерландские пословицы» или, как некоторые источники её называют, «Фламандские пословицы» («Мир вверх тормашками»), была создана Брейгелем в 1559 году, это одна из его ранних работ (См.
Некоторые пословицы и поговорки изображенные Брейгелем в его картине, сохранились в голландском языке до сих пор, смысл других почти утрачен. «фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.
Все это жители делают с великим тщанием и серьезным выражением лиц. б) Когда зерна становится меньше, свиньи становятся больше (по весу) «У одного убудет, другому прибудет»). Нидерландский художник Питер Брейгель Старший (1525–1569) зашифровал на своей картине "Фламандские пословицы" (или "Нидерландские пословицы"), написанной им в 1559 году, более ста различных фламандских пословиц, поговорок изречений и просто забавных фразеологизмов (идиом) своего времени. 81 а) Он загораживает свет самому себе.
Увы, совершенное большинство пословиц на картине носит откровенно негативный оттенок изобличая самые разные человеческие пороки, будь то алчность, жадность, лицемерие, лень, неуважение, глупость, упрямство, ханжество, разврат и так далее. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис) 68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 79 Они перетягивают, чтобы заполучить самый длинный конец (перетягивание каната каждый думает о своей выгоде).
105 а) Он бежит, как будто у него задница горит (у него стряслась беда). 118 Вид церкви и колокольни вдали еще не означает конца путешествия (цель можно считать достигнутой, только полностью завершив стоящую перед собой задачу). Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Сегодня картина Фламандские пословицы выставлена в Берлинской картинной галерее. 78 Тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно (допустив раз оплошность, уже не исправишь «Что пользы плакать над убежавшим молоком»).
74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Картина стыдит человека.
Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. 88 Он рыбачит ниже сети (упустить случай, напрасный труд). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста.
Еще два чудака пытаются постричь свиней, глядя, как это делает человек, стригущий овцу. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах». Весь городок состоит из уродливых, нелепых строений. б) Если гуси не мои, то пускай гуси будут гусями. А ведь был бывший колхоз-миллионер.
Это произведение помогло расшифровать некоторые пословицы, которые на сегодня оказались полностью забытыми. На территории современного села объединены вообще два бывших поселения (жителей которых не осталось, только несколько домов и мельница) Белый Кош (прежде татарское поселение было заселено евреями в 1925 году и названо Хейрус и Черный Кош (тоже бывшее татарское поселение было заселено немцами-меннонитами, а основатель меннонитов Менно Симмонс (15 век) – вообще голландец по происхождению), меннонитов гоняли по Европе за протестанство и их приютила Екатерина Вторая и потомки их попали в начале 20 века в крым и черный кош был переименован в поселение Иоханру).
Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок). Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. (нет смысла пытаться изменить существующий порядок). 32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело). 33 Найти собаку в горшке. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка.
Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. 116 Где лежит туша, там летают вороны. Его подлинники, увиденные однажды, не уходят из памяти и живут в ней прежде всего своим цветом. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека.
Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. Вероятно, ему приходилось выполнять всё самостоятельно, без чьей-либо помощи, от чего качество работы не страдало, а даже наоборот, будучи под постоянным контролем мастера, без вмешательства чужих рук, всё делалось без ущерба технологии, что является причиной хорошей сохранности этой картины по сей день. 57 Он закапывает колодец после того, как теленок уже утонул (принять меры уже после того, как случилось несчастье). Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер.
61 Он привязывает льняную бороду к лицу Христа (часто за маской благочестия скрывается обман). Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. Современники художника поняли замысел мастера.
История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах. Львов пишет: «Ошеломленное недоумение Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». Кусать железо (врать, не скромничать). б) Кто ест огонь, какает искрами (затевая опасное дело, не следует удивляться последствиям).
Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев. 86 а) Тереться задницей о дверь (не принимать ничего близко к сердцу). На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559) запечатлён народный праздник на улицах фламандского городка. 83 Он упал с быка на осла (заключить неудачную сделку переживать плохие времена). б) дикие медведи предпочитают общество друг друга (стыдно не уметь ладить с ровней). 98 Он бросает перья по ветру (его усилия ни к чему не приводят бессистемность в работе).
В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Яркие цвета и нагромождение деталей. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. 60 Приходится кланяться, если желаешь преуспеть (кто хочет многого достичь, должен быть хитрым и неразборчивым в средствах). Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку.
72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий). 87 Он целует (дверное) кольцо (неискреннее, преувеличенное почтение). 100 Кувшин будет ходить за водой (к колодцу), пока не разобьется (всему есть предел).
85 Любой может видеть сквозь дубовую доску, если в ней есть дыра. Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. С. Л. Именно так воспринимали картину ее первые зрители. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием.
Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. 99 Лучшие ремни получаются из чужой кожи (легко распоряжаться чужой собственностью). Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод).
«А происходит здесь много удивительного. Кажется, что проектировали и строили все эти чудовищные здания умалишенные. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. Образы слепых, ставшие художественной иллюстрацией к известной поговорке Слепой ведет слепого, позднее заняли центральное место в картине Слепые.
91 Он бросает свои деньги в воду (расточительность «Выбрасывать деньги на ветер» «Спускать деньги»). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 26 Кусающий колонны (религиозный лицемер). 27 у нее в одной руке огонь, а в другой – вода (она двулична и лжива). 28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого). б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану). с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб заставили держать сумку) ему пришлось расхлебывать). 29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд «Все не так просто, как кажется»). 30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность потерпеть неудачу из-за нерешительности «Сидеть между двумя стульями). 31 Что может сделать дым железу. А метеллолом так уже давно весь сдали. 77 Копыто с ручкой (что-то бесполезное. 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»).
69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу). 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста. 111 а) Кто знает, почему гуси ходят босиком (у всего есть своя причина). На картине изображено более сотни пословиц. Приложение 3).
Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. 108 Стена с трещинами скоро обрушится. Лишь восприняв узор цветовых пятен и постепенно привыкнув к их прихотливому ритму, начинаешь видеть то, что здесь происходит и тех, кто здесь действует». Но вряд ли Брейгель обращался к нему. 55 Он шумовка или взбивалка (забулдыга, паразит). На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника.
Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году. Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. В своей картине Брейгель сделал попытку (и весьма удачную) с помощью кисти и красок передать множество фламандских пословиц и поговорок. Однако около пятнадцати-двадцати так и остались загадками, то есть не расшифрованы учёными до сих пор.
Любопытны некоторые параллели между ними. Большая часть из них, а именно 85, расшифрована. Еще одна пословица относится к солнцу в небе: «Как бы ловко ни обтяпать, все на свет выйдет» (в конце концов не останется ничего тайного и неотомщенного). Вешать колокольчик на кота (совершать опасный и неразумный поступок) 2. 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу).
90 Он не переносит сияния солнца на воде (мне не дает покоя собственность соседа и раздражают блики солнца на водной глади зависть, ревность). («Золотым блюдом живот не набьешь»). Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем). С помощью этой детали Брейгель передает пословицу Чтобы пройти мир, надо согнуться. 64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»). 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. б) Писать на огонь полезно для здоровья. в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис)68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). 69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу). 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод). б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны).
95 Она глазеет на аиста (она попусту тратит время). 112 Лошадиный навоз — не фиги (не дай на- дуть себя). 84 Один нищий жалеет другого, стоящего перед дверью. 63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его «Наставляет ему рога»). Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что спохватиться слишком поздно «Пусти козла в огород»). 34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность нерадивость должна быть наказана). 35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного). 36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость «Готов броситься в бой»). 37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала). 38 Вооруженный до зубов. 39 Кусающий железо (болтун). 40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились). 41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа или постоянное повторение одного и того же «Тянуть одну и ту же песню»). 42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи притон, где обманут и об- чистят обираловка). 43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость говорить двумя сторонами рта). 44 Один стрижет овец, другой – свиней (одному все, а другому ничего или один живет в роскоши, а другой в нужде Богач и бедняк). 45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»). 46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой). 47 Кроткий как ягненок. 48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни). б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так или, где есть две женщины, лающая собака не нужна). 49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту «Украшать солнце свечой»). 50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг подлаживаться ко всем).
Рабле не мог видеть картин Брейгеля. 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). Это тот самый случай, когда произведение искусства заставляет человека попытаться стать лучше, правильнее, впредь стараться не ловить угря за хвост, не носить в одной руке раскалённый уголь, а в другой – ведро воды, не сидеть в золе, промеж двух табуретов и не устремляться слепцом, вслед за такими же слепыми. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. – Франс Хогенберг.
Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. А про село вообще интересная история.
Теперь самая заметная деталь башни – прилепленные к ней снаружи дощатые скворечники нужников. 89 Крупная рыба ест мелкую рыбешку. Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии.
Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. Первоначально картина называлась «Голубой плащ» или «Глупость мира», что указывает на то, что Брейгель хотел не просто проиллюстрировать пословицы, а скорее показать вселенскую человеческую глупость. Весь мир поставлен с ног на голову, как перевернутый глобус над входом в сельское жилище. 114 От страха и старушка побежит (в нужде открываются неожиданные способности). 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу).
Здесь воины в рыцарских доспехах, вельможи, крестьяне и монахи. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. 80 Он держится крепко (возможно, любовь там, где есть деньги). Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома. Но покуда строили башню, развалилась стена. Но прежде всего, удивительно само место действия. 102 Тяжело плыть против течения (трудно тому, кто восстает и не хочет мириться с общепринятыми нормами). 103 Он перекидывает сутану через изгородь (он отбрасывает знакомое, не зная, справится ли на новом поприще).
82 Он играет у позорного столба (не следует выставлять свой срам на всеобщее обозрение «Те, кто живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями») также: не питай предубеждений). Его задача была куда более значительной. 1 Крыша крыта пирогами (страна изобилия рай дураков «Страна Кокейн»). 2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно). З Выставить метлу (хозяев нет дома «Кошка в гости, мышкам праздник»). 4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход). 5 Висит нож (вызов). 6 Сабо стоят (напрасно ждать). 7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга). 8 Кости брошены (это решено). 9 Дуракам достаются лучшие карты. 10 Как карта ляжет. 11 Он какает на мир (он презирает всех). 12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот мир наоборот). 13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль или «Око за око»). 14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»). 15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь). 16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное Лаять на луну) или Писать против ветра). б) Он пописал на луну (потерпел фиаско). 17 У него дыра в крыше. 18 Старую крышу приходится часто латать. 19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»). 20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин). 21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь надувать). 22 Расти из окна (этого не скроешь «Тайное всегда становится явным»). 23 Два дурака под одним капюшоном дурак дурака видит издалека). 24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство). б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости). 25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола).
б) Писать на огонь полезно для здоровья. Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. 110 Он следит за парусом («Знать, куда ветер дует»). Не менее странными, чем их жилища, выглядят и обитатели этого поселка. – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок.
значение неясно изображена мотыга без черенка). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик).
Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета. А жаль.
«Это селение нигде и всюду. 59 Совать спицы в чужие колеса (чинить препятствия). На первом плане – большой дом под красной черепичной крышей. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. 97 Держать плащ по ветру (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами «Кроить паруса по ветру» «Плыть по течению»). Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин. Вооружиться до зубов (хорошо подготовиться) 3.
Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. у меня есть целый альбом фоток из краеведческого музея пос Советского (в прошлом Ички). Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. 93 Висит, как очко сортира нал сточной канавой (ясное дело).
И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. Оригинальное названия картины не сохранилось. 92 Они какают в одну дырку (неразлучные друзья). Художник изобразил удивительный город (или селение), где происходят непонятные события.
Композиция полотна построена на контрасте и абсурдности: идеально выписанная природа, яркие краски золотых колосьев, неба, волн и деревьев соседствуют с нелепыми и уродливыми строениями. 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. 56 Взять на заметку (это не будет забыто долг придется оплатить «Поставить на счет»). 96 Узнавать птичку по перышкам. 94 Он хочет убить двух мух одним разом (но ни одной не поймает чрезмерные амбиции наказуемы). Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час).
Все они заняты делами, в которых полностью отсутствует какой-либо смысл. В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. Сложные чувства вызывают Фламандские пословицы. Об этом говорит и такая деталь, как перевернутый земной шар с крестом.
б) Никто не будет искать другого в печи, если сам в ней не побывал (только испорченные думают плохо о других «Не суди других по себе»). 113 Тащить болванку (обманутый кавалер выкладываться в бессмысленном деле). Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины. 101 Удержать скользкого угря за хвост (гиблое дело, обреченное на провал). 104 Эта пословица не опознана.
б) Он ходит с ношей на плечах. 107 Его не заботит, чей дом горит, пока он греется у пламени (он ничем не гнушается ради собственной выгоды). Приложение 2). Примерно в это же время другой нидерландский художник. 117 Если слепой ведет слепого, оба свалятся в канаву (когда невежда руководит другими, не избежать беды). Другой крестьянин закапывает яму, в которую упал теленок.
115 Накакать под виселицей (наказание его не пугает висельника ждет плохой конец). Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». Фламандские пословицы – это сатира на мир, в котором все поражает своей нелепостью. 76 Топорик с топорищем (единое целое — значение неясно).
Львов: «» Нидерландские пословицы» были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры». Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище.
The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Короче, после войны всех выселили (и немцев и евреев (и крымских татар впридачу) и в 50 -х годах заселили жителями Урала, которые продолжали прибывать туда вплоть до 90-х годов.
«Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 106 а) Коль ворота открыты, свиньи побегут есть зерно (без пригляду все идет кувырком). Крестьянин в длиннополом кафтане разбрасывает розы перед толпящимися у его ног свиньями. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Так об этом пишет С. Л.
Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Вот её истинное назначение. 109 Легко плыть по ветру (при хороших условиях легко добиться успеха).
Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны). Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель».
58 Мир вращается на его большом пальце (все пляшут под его дудку «Держит всех на коротком поводке»). Возможны следующие значения: а) Он видит, как медведи танцуют (он умирает с голоду). 64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). Почти одновременно с Брейгелем разнообразный мир пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
Ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г. ). На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий). 63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его «Наставляет ему рога»). Но что за люди движутся от церкви к роще. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Смысл данной работы заключается в том, что в каждой отдельной сцене Питер Брейгель Старший зашифровал фламандские или нидерландские пословицы. Может, правда, и их уже растащили.
«Фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картина, выставленная в Берлинской картинной галерее, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам, однако не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с ходом времени были забыты. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета.
.