После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Презентацию по картине В. И. Сурикова Посещение царевной женского монастыря можно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ИЗО, а также во внеклассной работе. «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
«посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Ведь она привыкла совсем к иной жизни. В. Суриков.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Назывался он так: Портрет кн. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку.
Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. В то время Спиридонову было 82 года. Суриков. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Тема картины – трагическая судьба русских царевен. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Потом – в муках и радости – рождается картина. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова.
Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда.
Обступили царевну монастырские насельницы. Считается, что при создании образа царевны участвовали две девушки. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.
Набожная Анастасия беседовала с настоятельницей, а Галина и Василий Иванович пили чай. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Картина эта привиделась Сурикову. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Все кажется как во сне. 1883 Автопортрет. Тема картины – трагическая судьба русских царевен.
Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Главная роль в композиции отведена царевне. Оставался один путь – в монастырь.
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. 1902. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его.
Княгиня прожила большую жизнь была замужем за добрым знакомым Сурикова Сергеем Александровичем Щербатовым, художником, коллекционером, членом Совета Третьяковской галереи с 1911 г. Сохранилось интересное воспоминание Галины Анатольевны Ченцовой, урожденной Добринской (1892–1977). Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Полины Ивановны Щербатовой. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни».
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. 1913 Автопортрет. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери.
Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Весной 1911 г. Суриков с сестрами Добринскими (с Анастасии Анатольевны он написал маслом чудесный портрет в родительском доме сестер на Пречистенке) бывал в Страстном монастыре. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». 1889 Автопортрет. Оставался один путь – в монастырь.
Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Эта работа стала последним значительным произведением Суриков. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Она же дала мне и дух и силу и здоровье».