«посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Многие расценивают картину "Посещение царевной женского монастыря" как последнюю великую работу художника.
«посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. Посещение царевной женского монастыря. Посещение царевной женского монастыря.
Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Посещение царевной женского монастыря. Презентацию по картине В. И. Сурикова Посещение царевной женского монастыря можно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ИЗО, а также во внеклассной работе. Посещение царевной женского монастыря.
Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Суриков.
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
С Волошиным Василий Иванович был связан большой дружбой и рассказывал ему о своей жизни. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».
Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Есть в девушке и обаяние молодости. Обступили царевну монастырские насельницы. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами».
В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Момент посещения монастыря, в котором девушке предстояло жить и описывает Суриков в своей картине.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привяжи к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. И тут художник Волошин забывал о стихах и с увлечением записывал все эти беседы, которые впоследствии вылепились в одно из самых лучших и самых близких к Сурикову изображений его человеческого и творческого облика, — ту биографию, без которой не обходился ни один автор научного или художественного труда о Сурикове. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов.
Обычно они беседовали вдвоем, пока не приходила Лена, часто с подругами. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Это последняя значительная работа великого художника. В этом историко-бытовом произведении художник повествует не о каком-то конкретном историческом событии, а рассказывает о жизни в допетровской Руси. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице.
Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Все кажется как во сне. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Кто-то склонился в смиренном поклоне, кто-то с нескрываемым любопытством разглядывает царскую дочь. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Оставался один путь – в монастырь. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. В то время Спиридонову было 82 года. Это была новая картина, далекая от модного упадочничества, от декадентских веяний, так же как и от псевдонационального дешевого стиля начала XX века, стиля, который шел от кустарных выставок прикладного искусства, открыток типа Соломко, пошлых фигурок «молодцев», «троек», «боярышень», рассчитанных на вкус потребителя. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Все это было дешевым подражанием подлинному — народному. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна.
И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. В. Суриков. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, — кем бы он ни был, он «холоп».
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Тогда все качества, над которыми работают эти несчастные женщины годами, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, которую ведут и они. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. За мамкой – молодая девушка в светлом платке поверх повязки, с живым лицом и быстрым взглядом.
А молодые послушницы смиренно склонили полные живого и трепетного лукавства лица — трудно убить в молодых существах брожение жизни. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Главная роль в композиции отведена царевне. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» — выдать замуж. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Эта работа стала последним значительным произведением Суриков.
Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство.
Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь.
Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Оставался один путь – в монастырь. Тема картины – трагическая судьба русских царевен.