Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам. Михаил Врубель писал не только «портреты-фантазии» жены, но и ее портреты с натуры – портреты Надежды Ивановны Забелы-Врубель, а не героини сказок. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Михаил Александрович Врубель Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете «Empire» исполненном по замыслу художника Холст, масло.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Художник на минуту оторвался от тоскливых мыслей – ему вдруг показалось, что из глубины комнаты на него пристально смотрит некое существо. Произведение удалось.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Такое могло случиться только с ним. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Но смерти неподвластен гений человека. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Надежда играла роль сестры Гретель. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Забела вспоминала: «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Врубель погружается в неизлечимую болезнь. А Врубель еще только вступал в бессмертие.
появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержится немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Комиссаржевская воплотилась в легенды, ее не миновать тем, кто захочет пройти по столбовой дороге истории русского театра.
Это состояние неподвижности может продлиться долго. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Причем замечательно то, что Врубель умел поэтизировать недостатки внешности Забелы и даже, как пишет ее сестра, «часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему». Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. В 80-е гг. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Удивительно ясно и убедительно это излагает.
В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
У Надежды было чудесное лирическое колоратурное сопрано. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». и П. И.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Речь шла об Эмилии Праховой. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Даже в облике царевны-лебедя можно легко угадать черты его любимой жены. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Врубелевские орнаменты чрезвычайно типичны для стиля модерн – гнутые линии, переплетающиеся стебли растений, рассыпанные блестки павлиньих перьев.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
всегда свой. ». В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Первое впечатление: сумасшедший. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. У нее был ангажемент в «Мариинке», возвращаясь после спектакля, она отдыхала у камина, а он опять писал ее. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Врубель впервые не чувствует себя одиноким. Врубель очень любил оперу, тонко чувствовал музыку. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти.
В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Горят прекрасные цветы чертополоха. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Первые уроки в Академии были связаны со станковой живописью, как распространенным видом живописи XIX века. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода.
Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Сестра запишет: «Работал Михаил Александрович над новым портретом сестры в натуральную величину на большом диване, в концертном им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Светлые легкие краски, лиловатые, фисташковые, словно бы звучат в тональности «ля мажор» — так в письмах к Римскому-Корсакову Забела определяла свое душевное состояние этого периода. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. В 1898 году Врубель создает панно «Богатырь» от которого веет спокойной добротой и былинной мощью. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, – то мы увидим, что еще до возникновения «Мира искусства» он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения: он был окружен искусством и творил его, в том числе создавал произведения искусства из самого себя и своей жены. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть.
Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Врубель говорил, что многие певцы поют, как птицы, а его Надя поёт, как человек. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Демон замер в позе ожидания и созерцания. Там он почувствовал первый тревожный симптом ухудшения здоровья – постоянные головные боли. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.
Помните его картину «Царевна-Лебедь». Не все из них согласились. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике.
Врубель впервые не чувствует себя одиноким. Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Это дьявол делает с моими картинами.
Он тогда еле мог разглядеть меня, – на сцене было темно но звук голоса ему понравился». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Она сделала ошибку, поступив в Мариинский театр. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Герой сопротивляется до конца.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине Врубеля. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Федорова. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться.
Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В отличие от «Портрета С. И. Мамонтова», в «Портрете Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire» (1898) мазок мастера отличается легкостью и динамичностью. Удивительна наследственность Врубеля. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка.
Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Портрет С. И. Это не борьба добра и зла. В этих рисунках была заключена целая программа.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. В 1906 художник ослеп. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Сильное, грозное произведение. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Реализм был не важен для него. Прошение было удовлетворено157. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Сразу выражение его лица изменилось. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие.
Вскоре, в 1902 году, внезапно умирает малолетний сын Врубелей Савва. Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Пан в этой картине – существо, неподвластное природе, он является ее олицетворением. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.
Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Как бабочка на свет».
С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Ее он прежде услышал, а потом увидел.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Бегущие друг за другом: пятна акварели, граненые формы фигур, разрезающих воздух, вихрь мазков, – таков язык Врубеля в этом рисунке. Своими размышлениями о поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Жена художника, Надежда Ивановна Забела, была известной певицей.
Представители рода Врубелей (от польск. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Это тот же Демон, тот же сгубивший его бес. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Синими искрами загораются стекла пенсне. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Особняком среди живописных портретов 1890-х годов стоит «Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель» «в туалете ампир». Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Картина «Царевна-лебедь» отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы.
Но портрету этому, отдыхающей жены в его платье, не суждено было быть законченным. Все здесь подвержено метаморфозам. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Поет она очень хорошо для русской певицы, но голос ее утомлен уже». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Арцыбушева и С. И. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. И это случилось. Как художник Врубель сформировался стремительно.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке». В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной – «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
В 1904-1905 гг. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. И свою картину художник сначала назвал Сатир. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Савву похоронили на Байковой горе. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Это черта исконно присущая романтической личности.
Но уже, тогда у него зародились замыслы будущих программных живописных произведений, уже тогда эти замыслы формировались мучительно и сложно. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Мамонтова (оба – 1897). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.
И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Реальные плоды этот новый путь начал давать во время работы в Кирилловской церкви в Киеве, где Врубелю надлежало подновить старые фреоновые росписи XII в. и местами создать новые композиции художник один на один встретился с огромными поверхностями стен и потолков. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. В самом характере искусства Врубеля, в системе его художественного мышления можно найти многочисленные проявления романтической концепции художественного творчества. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Цветы были излюбленным объектом художника: он пристально вглядывался в сложную конструкцию цветка, создавая свои карандашные этюды. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Даже от орнаментов отказывается Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Духа разума и воли, а не духа видения. 90-е годы – период создания Врубелем серии интереснейших портретов из которых выделяется незавершенный «Портрет С. И Мамонтова» (1897) Сам Врубель говорил об этом своем произведении: «Сегодня мы – я, Ф. А.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Это был Петербург 1896 года. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова.
Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. форма, которая создана природой вовек. ». Он, по-видимому, делал ее старше своего возраста. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Пора счастья была недолгой.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в ней и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Он стремился проникнуть в существо старого стиля, но вместе с тем осовременивал своих героев. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он создает одно из самых гармоничных своих произведений. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Она поражает разнообразием этнического состава. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Он не следовал анатомической правильности. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Поворотным стал 1895 год.
«2 декабря. Он чрезвычайно сложен и многогранен. 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Когда не было моделей, он рисовал себя. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Подобное качество можно увидеть не только в таких его работах, как панно «Испания», «Венеция», «Гадалка», но и тем беглым наброскам, которые художник выполнял в Италии. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву.
Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. К концу жизни он все более близок к реальности, выписывает все, фантазии теперь не нужны.
Работа не привела к улучшению. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Свадебное торжество проходило в Женеве. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он все мои картины исказил». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Сам Врубель называл свою картину иконой. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Образ «Пана» Врубель сумел почерпнуть из рассказа А. Франса «Святой сатир». Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Кирилле», «Св.
Михаил Александрович отправился на представление. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Сквозь безумие проглянул гений». «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану».
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Вот он создает последнюю свою работу – портрет поэта Брюсова, реалистичный и точный. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Но платье более изящно, чем эффектно и так как оно без рукавов, то оно стесняет. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков.
А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова.
Бенуа об «убийственно мрачном» состоянии Врубеля напишет: «Рисует исключительно с натуры. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Затем она отправляется в Париж – совершенствоваться у Маркези. Он создает одно из самых гармоничных своих произведений. Но чувствуется все же ужас безумия под этим. А глаза были материнские – карие.