Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчёркивает дряблость старческих щёк. Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. Впоследствии эта коллекция была передана наследникам супругов Лукреции Йоханны ван Винтер (1785-1845) и Хендрика Сикса (1790-1847), чьи обширные коллекции произведений искусства были объединены, когда они поженились в 1822 году и вместе известны как «Коллекция Сикса», хотя 171 картина была от семьи ван Винтер. Что особенно привлекало в них художника.
У Рембрандта было очень много учеников. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Предметы сервировки, например, объединяются у него в целостный натюрморт.
В эрмитажном Портрете старика в красном (ок. Проведенная в 1946 – 1947 гг. Он создает то эффектные парадные портреты (Портрет Мартина Дай, 1634, Париж), то более скромные изображения (Портрет Бургграфа, 1633, Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины (Портрет корабельного мастера и его жены, 1633, Лондон). Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Карель Фабрициус (1622 – 1654) прожил недолгую жизнь (он погиб во время взрыва порохового склада в Дельфте) и число сохранившихся его произведений очень невелико. Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок. Делакруа) — стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669).
Герои рембрандтовских произведений 1640-х гг. Лучшие произведения Вермеера созданы во второй половине 1650-х гг. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Среди них мастерством воссоздания сложного человеческого облика выделяются два его автопортрета, по своей художественной значительности вполне сопоставимые с созданиями таких великих портретистов, как Хальс и Рембрандт. Если в 1640-х гг.
Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. Портрет Сикса у окна и Портрет Харинга Старшего (ок. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины – в выразительности лиц.
Другие примеры живописного мастерства Стена – это эрмитажная картина Гуляки (ок. созданы в своеобразном соревновании с произведениями прославленных итальянских и фламандских мастеров, его Даная возникла как своеобразная параллель к Данаям Тициана. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ). Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. Едва уловимые мазки передают даже вибрацию света и воздуха вокруг предметов.
А. С. Пушкина), Пастух с коровами у реки (Лондон, Национальная галерея). Упадок голландского искусства в конце 17 столетия затронул прежде всего этих живописцев, в то время как пейзажисты реалистического направления дольше сохраняли свою творческую силу. Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись. В этой композиции невозможно рассматривать порознь цвет и светотень.
В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. Основу голландского жанра составляет прежде всего изображение частной жизни человека. В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр. В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп). Время между 1642 и 1650 гг.
К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель). Очень популярны картины с изображением сцен в трактирах. Число действующих лиц в композициях обычно невелико, действие отличается обыденностью содержания спокойное повествование предпочитается драматическому раскрытию темы. К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная Даная (1636).
Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен). В жизни Рембрандта 1630-е гг.
После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Большая широта Стена сказывается не только в том, что ему принадлежат также произведения на библейские сюжеты, портреты и пейзажи, но и в тематическом разнообразии его жанровых картин.
Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. В отличие от Хальса, дававшего в своих портретах мгновенную фиксацию психологического движения модели, Рембрандт не ограничивается каким-то одним моментом – он дает как бы воплощение непрерывного внутреннего потока мысли и чувства. Излюбленные мотивы Вермеера – одинокая женская фигура в залитом солнечным светом интерьере (женщина занята чтением письма, примериванием ожерелья), двух- или трехфигурная композиция, где участники сцены связаны несложным действием (кавалер подает даме бокал вина, служанка вручает хозяйке письмо).
А. С. Пушкина). Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м). В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин).
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы. Мастера до Рембрандта создавали рисунки, служившие подготовительными работами к их живописным произведениям, либо законченные графические произведения имеющие самостоятельное художественное значение. В лице Сикса — сострадание искренняя и горькая печаль. Излюбленной системой построения в произведениях Рембрандта 1650 – 1660-х гг. Значение Рембрандта для голландского искусства огромно.
Он богат, счастлив и независим. Искусство художников нового поколения утрачивает последние следы былого демократизма. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Его образ жизни становится более замкнутым. А. С. Пушкина Концерт в Берлине).
В этом – корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства. К лучшим произведениям Хооха принадлежат Хозяйка и служанка (ок. Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер.
К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Сюжетная картина 1630-х гг. реставрация дала возможность получить более полное представление о первоначальном состоянии картины, когда ее живопись была значительно более светлой. ).
относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта. Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг. О долгой и верной дружбе. Уже первые из дошедших до нас произведений Вермеера – созданные до 1656 г. Диана с нимфами (Гаага, Маурицхейс) и Христос у Марфы и Марии (Эдинбург, Национальная галерея) – привлекают на редкость своеобразным сочетанием возвышенного строя образов и одновременной близости их к реальной натуре. Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.
Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей. 1652), которое воспринимается как грандиозная феерия или растворяющийся в световом сиянии Христос в Эммаусе (1654) и, наконец, потрясающий смелостью своего замысла, полный трагического пафоса монументальный лист Три креста (1653).
В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим. 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. В них нельзя изменить ни одной детали без того, чтобы не пострадала архитектоника целого. Но в заказных работах художник по большей части избегает углубления во внутренний мир портретируемого в смысле психологического раскрытия его модели даны очень сдержанно.
Шумный успех, внешний блеск больше не увлекают его. Тематика его офортов очень широка. О чём думает он в этот последний миг перед расставанием. 1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец).
Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу.
Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Средства, с помощью которых художник достигает этих результатов изумляют своей простотой кажется, что Рембрандт забыл о выработанных и установившихся приемах, – настолько непреднамеренной и естественной оказывается сама его графическая манера: изгиб линии, нажим пера, размытое пятно с предельной выразительностью передают мысль и чувство художника. Особое место занимает в творчестве Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, Стокгольм), единственное у него произведение исторического жанра, выполненное в формах монументальной живописи. Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Это был один из симптомов нараставшего идейного перерождения голландской буржуазии.
Барокко. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). А. С. Пушкина). Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон).
Рембрандт как в живописи, так и в графике много работает в области пейзажа. Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий. Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства.
Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке. Последняя крупная работа Гельдера – цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффен-бурге, Мюнхене и Амстердаме) – отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции. Образный лейтмотив таких картин – это поэзия спокойного, неторопливого течения жизни.
Но в целом значение Ночного дозора очень велико. Кассель.
1655). Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы. Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий. Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица.
17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи. Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг. В живописном пейзаже Рембрандт развивает линию Геркулеса Сегерса. Можно предполагать, что в ранний период творчества Вермеер развивался под воздействием Кареля Фабрициуса.
Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636).
В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями.
На подступах к решению этой задачи Фабрициус выполнил оригинальную композицию Продавец музыкальных инструментов (1652, Лондон, Национальная галерея), в которой благодаря специфически панорамному изображению центральной части Дельфта образ человека дан в своеобразном сопоставлении с образом города. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность.
В качестве одного из замечательных образцов поздней манеры Рембрандта может быть названо Отречение апостола Петра (1660, Амстердам, Рейксмузей). В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом.
Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. Центральный образ картины – образ Марии – наделен большой внутренней экспрессией. Художник вынужден поселиться в беднейшем квартале Амстердама он ведет почти отшельнический образ жизни, сохранив связь лишь с немногими ближайшими друзьями.
Социальное перерождение буржуазии сопровождалось копированием жизненного уклада и художественных вкусов французского дворянства. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности. В лучшей из его ранних работ – монументальном Воскрешении Лазаря (ок. В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден). К 50-м и 60-м гг. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт.
В последние годы жизни Рембрандта создано гаагское полотно Давид перед Саулом. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. В молодом мастере привлекает смелый вызов традициям, борьба против канонов, но, выступая против классических норм, Рембрандт пока что не создал равноценной им образной системы.
Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Французский художник и писатель XIX в. Эжен Фромантен писал: «Светотенью пользовались и другие, но никто так постоянно и искусно, как Рембрандт. Так, в дрезденской Девушке с письмом дельфтское фаянсовое блюдо с яблоками и сливами, небрежно поставленное на столе, накрытом ярким восточным ковром, образует живописный фрагмент поистине необычайной красоты и мощи.
Сюжет ее, восходящий к голландской поговорке Там лекарство не поможет, где замешана любовь, был очень популярен и наиболее многочисленные вариации его, трактованные преимущественно с юмористическим оттенком, мы встречаем у самого Стена. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632). Картинная галерея.
Основа композиционной незыблемости картины заключена в равновесии ее цветовых звучаний. Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища. Значительности образов художник ищет прежде всего в изображении сильных, решительных людей, в спокойной уверенности одних стрелков и в пылкой отваге других, в неудержимом движении их широкого шага, в их энергичных жестах, в общей эмоциональной напряженности ситуации. Даже те его пейзажи, в которых человеческие фигуры отсутствуют, воспринимаются прежде всего как излучение глубокого человеческого чувства. стала полуфигурная композиция крупным планом.
175, 5 x 210, 5 см. Его вклад равно велик и в живописи и в гравюре и в рисунке. Творческие идеи Фабрициуса были продолжены и развиты другими живописцами.
К наиболее крупным голландским мастерам-анималистам принадлежат Поттер и Кейп. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
У Альберта Кейпа (1620 – 1691) пейзаж играет большую роль, нежели у Поттера: его излюбленный мотив – коровы на водопое высокое небо, отраженное в глади воды, часто дано в этих картинах в красивом закатном освещении. К лучшим рембрандтовским созданиям позднего периода относится московская композиция Ассур, Аман и Эсфирь (1660). Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление.
С конца 1630-х и в течение 1640-х гг. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. Адриан ван Остаде (1610-1685) известен главным образом как мастер крестьянского жанра.
Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину. Светотень стала. Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им.
Однако популярные в свое время Говерт Флинк (1615 – 1660), Фердинанд Боль (1616 – 1680) и другие не пошли дальше внешнего подражания учителю. Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. Место скромных завтраков Класа и Хеды заняли богатые и эффектные десерты Абрахама ван Бейерена (1620/21 – 1690) и Виллема Кальфа (1622 – 1693).
Таковы его офорты Мост Сикса, Вид на Омваль (оба 1645 г. ), его многочисленные рисунки пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама. В истории искусства Рембрандт известен также как один из величайших мастеров рисунка. «Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника.
Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев. Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе. Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения.
Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им.
Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса. в жизни Рембрандта ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазным обществом.
Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679). Эти новые приемы Рембрандт использует и в еще не крупной по размерам многофигурной композиции Симеон во храме (1631, Гаага). А. С. Пушкина). Упадок сказывается во всех остальных жанрах.
К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж). Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. Произведения Вермеера 1660-х гг. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг. В особенности это относится к натюрмортным мотивам. Эта подспудная линия в голландской жанровой живописи в той или иной мере прослеживается, например, в творчестве плеяды наиболее популярных мастеров-жанристов – Остаде, Стена, Терборха, Метсю, – в произведениях которых сам тип голландской жанровой картины сложился в своих характерных формах.
В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже). Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель). Колорит его тускнеет, все заметнее становится сухой локальный цвет.
Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. Тема труда в голландском искусстве не заняла надлежащего места. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека.
К 1650-м гг. Каждый рисунок Рембрандта вот таким образом словно несет в себе движение жизненного потока. А. С. Пушкина.
Ночной дозор занимает в творчестве Рембрандта особое место. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом).
С пейзажем в голландском искусстве тесно связан анималистический жанр. Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж).
был бытовой жанр. К замечательным образцам искусства этой поры относится Святое семейство (1645, Эрмитаж). Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
Огромную роль светотень играет и в композиции. В рембрандтовских созданиях 1640-х гг. Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки.
в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Еще более драматичны лесные пейзажи Рейсдаля (Лесное болото, Эрмитаж Лесной пейзаж, Вена Охота на оленя, Дрезден), монументальные эффектные виды замков на высоких холмах (Замок Бентхейм, Лондон, собрание Бейт) и ландшафты с водопадами (Водопад, Брауншвейг, Музей). Голландским мастерам свойственна особая материальность передачи предметного мира все, что они пишут, становится необычайно осязательным. Амстердамский портретист Бартоломеус ван дер Хельст (ок.
Менее всего Рембрандт заботится об их внешнем благообразии напротив, скорее, подчеркнута грубая неправильность этих суровых, порой жестоких и зловещих лиц, но в них нет ничего низменного, вульгарного – каждое лицо озарено светом великой решимости. Другая половина досталась сестре Анне Луизе, которая вышла замуж за Виллема ван Лона. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. А. С. Пушкина). 1657, Эрмитаж), У двери кладовой (Амстердам), Служанка с ребенком во дворике (1658, Лондон, Национальная галерея), Игроки в карты (1658, Лондон, Бекингемский дворец). Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины). Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, Портрет матери художника, 1628).
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В эти же годы Рембрандтом создан один из его самых знаменитых офортов – Христос исцеляющий больных – так называемый Лист в сто гульденов (офорт назван так из-за высокой цены, которую он приобрел еще при жизни художника). Именно в эти трагические годы Рембрандт создает свои самые значительные произведения.
К ранним жанровым работам Терборха относится Точильщик (начало 1650-х гг., Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов распространенным в Голландии принципам жанровой живописи. развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг. Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок.
Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Последний групповой портрет Рембрандта – Синдики (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. (Амстердам), суммирует достижения художника в этом жанре. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. К лучшим поздним автопортретам принадлежит венский (ок.
и в офорте, в котором мастер чувствует себя самостоятельнее – он свободен здесь от посторонних влияний. Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета. 1660, Эрмитаж), врачебный визит (Больная и врач, Эрмитаж), дамы, закупающие провизию у уличного торговца (Торговец птицей, 1662, Дрезден), девушки, занятые вышиванием (Девушка за работой, ГМИИ им.
Сикса). С этим выразительным лаконизмом неразрывно связана классическая ясность композиционного построения его картин, граничащая с математической точностью. На своём посту проповедника при дворе принца Оранского в Гааге он боролся с религиозной нетерпимостью наиболее догматичных кальвинистов.
Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям. Своеобразно и живописное построение его картин, в которых на общем оливково-сером фоне изысканно выделяются большие пятна чистой киновари (полог кровати, скатерть на столе) и эффектные тона серебристо-белых или золотистых атласных платьев, в изображении которых Терборх был большим мастером. Еще более распространены сцены развлечений – игра в карты или триктрак, концерты, галантные беседы, угощения.
От 1630-х гг. Решающая роль в их композиционном построении от линий и масс переходит к свету и цвету. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Укрупняя фигуры, приближая их к передней плоскости холста, сосредотачивая внимание на лицах, художник усиливает контакт своих образов со зрителем. Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов.
Однако и в 1660-х гг. Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам). Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. Голландский жанр (мы говорим о его общей тенденции, а не об отдельных, стоящих особняком, хотя в принципиальном отношении и очень важных явлениях) имеет ярко выраженный буржуазный отпечаток. Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков. Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Сюжет картины – призыв Юлия Цивилиса, вождя племени батавов (считавшихся предками нидерландцев), к восстанию против Рима (68 – 70 гг. С 1650 г. начинается поздний период в творчестве Рембрандта. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В пейзаже остаются мелочно выписанные городские виды Яна ван дер Хейдена (1637 – 1712), в натюрморте – мертвые букеты Яна ван Хейсума (1682 – 1749). Действие этих картин происходит чаще всего в уютных комнатах голландских домов либо же на фоне ландшафта изображения согреты чувством теплоты и интимности.
Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). При меньшей чисто пластической осязательности, чем у Метсю и других мастеров, передача их отличается у Терборха замечательной свежестью и тонкостью живописи (ковер, покрывающий стол в дрезденской картине Дама, моющая руки, расписной фаянсовый кувшин на серебряном подносе в эрмитажном Деревенском почтаре). Снова Рембрандт поражает нас захватывающей силой душевного переживания.
Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы. Она словно уходит в свою жизнь.
В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией. Герои картины – это люди могучих характеров, бурных импульсов и сильных страстей. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины.
Типичной в этом смысле была и судьба де Витте. В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Идейным центром картины является образ Цивилиса. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Подобные исторически неизбежные черты ограниченности свойственны не только голландской, но – в той или иной мере – всей европейской жанровой живописи 17 века, переживавшей в данном столетии только первый этап своей эволюции. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. «Правда — самое прекрасное и редкое качество» (Э. В пафосе этой картины еще чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции. Обычно оба мастера размещают на мраморном столе, небрежно накрытом собранным в складки цветным ковром, расписные фаянсовые блюда с персиками, апельсинами и лимонами, гроздья винограда, хрустальные бокалы, драгоценные кубки из перламутровых раковин и чеканного серебра.
Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654). Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства. Холст, масло.
Среди 76 картин ван Винтеров, собранных самой Лукрецией, были: цветочная роспись Рашель Рюйш, которую она купила в 1820 году, «Молочница» Вермеера и «Серенада» Юдит Лейстер. 4 171 картина, которую привнесла Лукреция через её брак, была только половиной обширной коллекции ее отца, которая была известна сама по себе и выставлялась в течение полувека. Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта. Некоторые из этих картин всё еще можно увидеть в Музее ван Лона, но остальная часть второй части коллекции ван Винтеров была продана наследниками ван Лона в 1877 году барону Густаву Ротшильду (сын Джеймса Майера Ротшильда) в Париже.
Начиная с 70-х гг. Каждая красочная частица в московской картине кажется излучающей свет.
В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. Особенно наглядно изменение социального типа голландского бюргера проявилось в портрете.
Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. Выполнение картины неровное отдельные сильные куски живописи перемежаются с более слабыми в этом, по-видимому, сказалась недостаточная опытность Рембрандта в работе над монументальными произведениями. Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны. 1668, Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). Наконец, в числе его интерьерных композиций выделяется замечательная дрезденская картина, своеобразный автопортрет Остаде – Художник в своей мастерской (1663). Иное решение сходной художественной проблемы Фабрициус дал в своей последней из дошедших до нас жанровых композиций – Часовом (1654, Шверин, Музей). по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне).
Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких.
Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема. В мировом искусстве Рембрандт по праву занимает место величайшего портретиста. В своих ранних работах, например в дрезденской картине Христос и Пилат перед народом (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя. Значение Рейсдаля в истории пейзажной живописи очень велико. Рейсдаль – замечательный художник живопись его твердая, уверенная, лишенная всякой приблизительности, расплывчатости все у него весомо, ощутимо – почва, деревья, облака. Рембрандт был также замечательным мастером портретного офорта к лучшим его произведениям подобного рода относятся выполненный еще в 1647г.
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный. Образы его героев становятся более изысканными, а их окружение – более богатым и нарядным (Дама с жемчужным ожерельем, Берлин). Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта.
17 века голландское искусство вступает в период упадка. К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им. той естественной поэтической атмосферой, в которой неизменно обитал гений Рембрандта». Нидерланды (Голландия). А. С. Пушкина). Свет, который вообще у Вермеера играет огромную роль, придавая его колориту черты своеобразного пленэризма, не только освещает и моделирует, не только содействует созданию эмоциональной атмосферы его картин – он как бы проникает в самую краску, озаряя ее изнутри, сообщая красочному пигменту особую светоносность. Вот таким образом среди большого числа его графических работ (сохранилось около двух тысяч его рисунков) мы находим не только композиционные эскизы для картин и офортов, этюды с натуры, штудии обнаженного тела, – рисунки Рембрандта запечатлели все, что видел художник.