Наконец, особую группу иносказательных портретов этих лет составляет серия так. Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. Неяркая колористическая гамма, строящаяся на сочетании взаимодополнительных цветов – насыщенного красного и темно-зеленого, придает сцене величавость, как и само композиционное построение картины, в котором доминируют две фигуры – отца и в раскаянии прильнувшего к нему сына.
Оказавшись не в силах сказать правду, он отрекается от своего любимого учителя, но мы чувствуем, что он готов вернуть слова, сорвавшиеся с языка. За просветленной и мудрой старостью встает призрак одиночества и безысходности. Топ-8 самых ласковых кошек: обзор пород с описанием. Лампа, конечно, не опрокинулась, но воображаемый пожар выжег ярость и злобу из сердца художника. Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень.
Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Она не обладает светским изяществом Саскии. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Были у Титуса и собственные картины. Это – протянутые вверх, к запрокинутой голове казненного, пальцы и ладонь левой руки Марии, стоящей во мраке на втором плане, справа от помоста.
И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними.
И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит.
1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи все те, кто, подобно автору. Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Ее затененный профиль обладает четкостью медали, вопрошающий взгляд красивых глаз с детски наивным простодушием обращен на апостола.
В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал. Рембрандт поднял голову.
Насыщенный, глубокий красный тон платка не является просто цветом ткани его мерцающие, то вспыхивающие, то угасающие пятна воспринимаются как отзвуки переживаний, как эхо затаенных чувств. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника.
Как бы ни была велика их любовь к женскому телу, они передавали его, если можно так выразиться, несколько отвлеченно, как и всякий другой красивый предмет. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было. Но почему.
Старость в самых разнообразных. Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Зверь. На лице выражена горесть.
Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. По уговору, он в уплату долга приносил новые полотна и оттиски, которые коллекционер обычно продавал потом с огромной выгодой для себя. Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад.
Рембрандт писал стариков едва ли с не наибольшим удовольствием. Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Дух своей эпохи, своей страны Рембрандт выразил через портреты. Титус не отличался сильным здоровьем. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Мы не будем касаться роскошной, воистину симфонической, красочной инструментовки этой дивной картины.
В сущности, уже в этом соотношении фигур, художник передал опасность, которой Давид подвергался со стороны тоскующего царя. Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. Так считает и царь Иудеи Ирод: я посылал к нему, но тот не вменяет ему в вину ничего, что заслуживало бы смерти. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Глаза ее темны. Он опять взглянул на статуэтку.
Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Как-то даже в театре два сцепившихся художника упали между рядами зрителей и были выброшены вон – прямо в объятия кстати подоспевшей стражи, которая быстро охладила пыл этих сумасбродов, засадив их под арест на всю ночь. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее.
Действительность во всем. Долго они взывали к нему. Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Им достаточно простереться на полу церкви, раскинув руки в позе Иисуса на кресте, покаяться в своих тяжких грехах и еще более тяжких заблуждениях и они уже встают очищенными.
Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Рембрандт Портрет старухи. Хрупкий и красивый подросток в темно-коричневой блузе изображенный в профиль, удобно откинулся в кресле налево, сдвинул со лба черный берет, положил руки на подлокотники, сжал в них распахнутую книгу изображенную в правом нижнем углу картины и погрузился в занимательное чтение. Картинная галерея. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью.
Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода. Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Освещенные и теневые места, равно как и тональные переходы между ними, различны по цветовым оттенкам. Сила света становится особенно очевидной благодаря пространственной интенсивности, с которой она проникает на сотни метров в кажущуюся глубину, к светящимся отраженным светом верхним частям прямоугольных городских зданий, как бы постепенно вырастающих из полного мрака. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати. Густая тень, закрывающая лоб, глубокие морщины вокруг глаз, жесткая складка губ – все говорит о том, что прожитые годы наложили печать скорбной суровости на мужественное лицо человека.
Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Они собрали необходимые для этого денежные средства. Ведь тени на человеческой коже нельзя писать тем же цветом, что и освещенные ее места и в то же время нельзя делать их темнее путем небольшого добавления черной краски. Она растила и воспитывала своих детей и внуков. В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Эти две картины на первый взгляд могут показаться и по сюжету и по выполнению настолько различными, что как будто нет оснований для их сравнения. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе.
Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Портрет отличается исключительной простотой и почти геометрической строгостью композиционного построения. Описание этой работы пока отсутствует.
Портрет старушки написан в 1654 году. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". К этому библейскому мифу обращались многие выдающиеся мастера: в разных собраниях и музеях мира насчитывается до двадцати произведений, где фигурирует тема "Давид – Вирсавия – Урия". В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья.
Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. На них изображены седобородый старик и старушка в темных одеждах, сидящие со сложенными на коленях руками. Этого фрагмента достаточно, чтобы судить о том, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней "Анатомии доктора Тульпа".
Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Тициана женский портрет в круглой зале и больше ничего. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла. Их совместная жизнь рассматривалась как предосудительная и возбуждала общественное осуждение.
1663. Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо.
Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Не оставались безучастными амстердамские художники. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. В наклоне головы Гендрикье влево, в неловко завернувшемся к груди колечке подчеркнут личный интимный характер портрета, своей случайностью как бы нарушающий равновесие эта деталь особенно примечательна обручальное кольцо, прикрепленное к шнурку, спадающему с шеи, символизирует фактический брак Гендрикье с Рембрандтом.
Эти неуловимые, но отчетливо видимые тени, так же, как в "Данае", называют "таинственным явлением" и это действительно так. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Прекрасный, но трагический удел. Его занимает больше всего основа основ человеческого существования.
В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода).
От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. Вторая треть. Других моделей, корме Титуса, Гендрикье и самого себя у Рембрандта не осталось, но он снова, как в те счастливые дни, когда жива была Саския, принялся за работу. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни.
Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Размер этой работы голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старухи» 109 x 84 см, холст, масло.
Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса. На третьем аукционе – дом и мебель. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет. Жизнь проходила, время бежало. Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника.
Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Но каждый волен воспринимать этот мир по-своему, погрузившись в его светлую, не только видимую, но и слышимую, таинственно притягательную атмосферу идеальную и чувственную одновременно. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. Он увидел, как шатко и непрочно его положение.
«Портрет Ермоловой» В. Серов (описание). 1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок. Но художник не спорил с ней: хоть он и не мог сказать, что ждет ее прихода – в его теперешнем положении он уже ничего не ждал. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом.
И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Евангелист Матфей и ангел. Также весьма примечателен созданный в 1654 году Портрет старухи. В более поздних портретах (ок.
На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства.
Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете.
Нужно было не только получить с него деньги, нужно было унизить человека и художника и, по возможности, сделать его дальнейшую творческую работу невозможной. Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. Нет, ни во время аукциона, ни в повседневной жизни он не вел себя, как человек в здравом уме. Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс.
Лицо пожилого мужчины почти закрыто. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы.
У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой.
Детали сведены к минимуму. Портрет старушки, 1654. " Счастливцы католики. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником.
Они позабудут меня, учителя и юность свою. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Здесь Рембрандт снова обратился к заимствованному из итальянской классики мотиву полуфигуры, видимой нам через окно. Рембрандт могущественнее рока. На них Титус изображен с несколько нервозным выражением лица, с грустными большими глазами, оттененными коричнево-красным беретом.
Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа. Свет градом низвергнулся вниз, так бурно и могуче, что народ бросился врассыпную, словно разметанный этим расширяющимся книзу световым водопадом. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Для Рембрандта тело священно. Так пришло одиночество. 1660, Лувр, Париж ок. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта. Глядя на нее, пристально всматриваясь в глаза и разглядывая старушечье лицо можно сделать вывод о том, что ее жизнь была не легкой.
И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое. Вероятно, Рембрандт писал этот портрет с какого-то человека, прожившего нелегкую жизнь, но в старости погруженного не в сожаления о прошлом, а в философские рассуждения и размышления. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор.
Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. Художник с полчаса смотрел на себя, затем медленно торопиться некуда, он никому не нужен, – подходил к мольберту, клал несколько мазков, шел обратно к зеркалу и снова всматривался в себя. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения.
Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. С точки зрения экспрессии портрет очарователен. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям.
Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты.
175, 5 x 210, 5 см. Цвет часто монохромен – вся картина, начиная от загорелого и грубого лица, освещенного лишь слева и кончая темно-коричневым плащом на золотистом фоне, написана в теплых тонах краски ложатся на холст широкими, тягучими мазками. То есть такое движение можно сделать последовательно.
Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве.
Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Женщина изображенная на холсте, очень стара.
Подняться можно только раз в жизни. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение. А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом.
Важную роль в этом смысле играет и свет. контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная. Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Так мастер написал замечательный автопортрет, находящийся ныне в собрании Фрик в Нью-Йорке и поражающий своеобразным сочетанием иронической усмешки с величавостью торжественного церемониала. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. Но фантастика оборачивается реальностью человеческого духа, если попытаться понять ее суть: с самого начала, до рождения, с первых минут надежды, Титус был для Рембрандта чудом и оставался чудом.
Расчет был прост. rembrandt39 Портрет старухи. Желание Рембрандта представить человека в момент внутреннего размышления проявилось и в портретах двух его друзей – Николаса Брейнинга и Яна Сикса.
В пожилом возрасте Рембранд стал замкнутым, мало с кем общался, его круг общения составляли несколько старых друзей и родственников. Сравните две картины: портрет филолога, поэта и друга Рубенса Яна Гаспара. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются. Только когда сгустившиеся вечерние сумерки или усталость вынуждают его прервать работу, он вновь соприкасается с жизнью, ключом бьющей рядом эта жизнь – Гендрикье, Титус, ученики, горсточка друзей.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Участь мастера. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу. Но он еще ничего не сказал.
Описание картины «Портрет пожилой женщины». Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. И несколько напряженная поза и положение рук и внимательный, все запоминающий взгляд и почти спокойная смена выражения лица от созерцательной задумчивости к потайному, но сосредоточенному наблюдению – все в этой фигуре соответствует бессознательному скрытому ритму жизни этой, в общем-то, заурядной девушки. Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница").
Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок. Рембрандт долго вертел фигурку в руках. Он заглянул в пергамент и узнал его.
Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Стол у них отличался простотой. Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М. -Л., 1936, с. 88).
Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена. И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. Барокко. В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются живописное богатство и простота. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди.
Возможно, оно появится позже. Холст не сопротивляется более. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает.
Радостно пробуждение Данаи. С точки зрения художественности – верх совершенства. Ее взгляд действительно старческий.
Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам". На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело.
На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Доброты, прошедшей испытание временем и страданием, мудрого всепонимания, нерастраченного запаса человечности. Портрет ли это конкретной женщины, к которому мы должны подходить как к таковому: искать глубины проникновения в характер, восхищаться сходством.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам.
В картине Портрет Титуса за чтением (ок. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. И даже пластика туловища белого коня "Польского всадника" у Рембрандта напоминает рельефы Фидия, то есть такие скульптуры, в которых изображение передается объемом, только частично выступающим из вертикально установленной плоскости. Самый идеальный образ итальянского Возрождения оказывается как бы искусно собранным из противоположностей.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. О, какое упоительное счастье – исцеление.
Естественнее всего представить старую служанку идущую вместе с ней ко дворцу закоулками, впускающую с черного хода, проводящую в царскую опочивальню потайными лестницами и коридорами. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Cпите, дети.
Автопортрет. 1661. Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей.
Все портреты Титуса исполнены в неяркой колористической гамме, строящейся на тонких цветовых отношениях. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. Она спокойно встретит свою судьбу.
Судьба этих произведений сложилась по-разному. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. 15. 07. 1606. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро.
Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи и он умер от смеха. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом.
Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. Он сделал несколько шагов.
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлен неэаказными портретом: «Портрет старушки». При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр).
Победа осталась за нью-йоркским музеем. Царь немедленно призвал к себе Урию. Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк.
Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. Он глубоко уважал талант Рембрандта.
Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности.
Следите за обновлениями в. Биография Рембрандта: личная жизнь, картины, «Даная». Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.
Руки у него связаны за спиной. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Саския умерла, но жив Титус. Рука уверенно следует велениям мечты. Но с ее приходом художник начинал замечать все: яркое и дешевое покрывало на постели, вытертые до блеска старинные табуреты и кресла, мягкие летние тени деревьев, на фоне которых даже оконные рамы казались тоньше.
Всплывали долги, сделанные два-три года назад. Имя Рембрандта в списке отсутствует. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Во всех этих трех портретах передано не только очарование молодости Хендрикье, но и ее духовная красота. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта.
Руководил сбором Филипс де Конинк. 1654 годом помечены пять портретов Рембрандта, по счастливой случайности. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Полумрак, окутывающий лица в его холстах, содействует их поэтическому претворению в живописном образе свет, падающий на части лица, заставляет их золотиться играть множеством оттенков, вносит нечто таинственно-прекрасное в его картины и портреты.
Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Наступает мрак. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. – Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь.
Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Столь смелое сочетание группового портрета с военными. Его всегда захватывала старость, Её душевность, твёрдость, чистота.
Однако в портрете также заключена определенная, ясная зрителям. Мы лежим, притаившись. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь. Неизвестность мучительнее любого зла.
Грубая действительность пробудила его от грез. Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались. Глаз смотрит остро и настороженно. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично. Жизнь его всегда была очень бурной и полной. И она пошла к нему, как сказано в Библии. И угасает она в одну из грозовых ночей.
Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. Этот портрет очень красив по своему живописному решению.
В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради.
Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654). Он ярко раскрывает сущность искусства Рембрандта-портретиста. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного.
Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению. На следующее утро после суда угрюмый, осунувшийся Рембрандт вырезал на квадратной металлической доске – со сторонами по восемнадцать с половиной сантиметров – свой гениальный офорт "Аллегория". Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение.
Но всегда или почти всегда ощущается какая-то грань, отделяющая нас от замечательных творений этих мастеров. Слушая игру Давида на арфе, завороженный музыкой, могучий Саул погрузился в свои горькие размышления и, забыв кто он и где он, утирает слезы первым, что попалось ему под руку – краем тяжелого занавеса, свисающего сверху вниз и делящего картину на две части. Он взял одну из них в руки.
Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт. Харменс ван Рейн Рембрандт картины с описанием.
rembrandt38 Фредерик Рил на коне. 1663. Знаменита на весь мир. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе.
Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана.
Кассель. 1660) и сидящей в простом домашнем платье. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. На столе медные пластинки, гравировальные иглы. При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени.
И на этот раз. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). "Я во всем и всегда искал только естественности. Но Давид старался сохранить тайну своей связи.
Скольжение теней и игра световых бликов, движение самой красочной массы, нанесенной неровными мазками кисти, то ложащейся тонким слоем, то собирающейся в сгустки, рождают ощущение сложной психологической жизни модели, внутренней динамики образа. Рембрандт передает глубину, многоплановость человеческой натуры. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Повсюду зависть и злоба.
Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. В романе Гледис Шмитт «Рембрандт» есть восторженное описание этой.
Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Внизу, на переднем плане в сильном перспективном сокращении, мы видим бездыханное распростертое тело прекрасного человека, только что рухнувшего с установленного в глубине прямоугольного постамента с запрокинутой головой прямо к зрителю, навзничь, раскинув руки. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, но хорошо видимый зрителю, был сознательно задуман Рембрандтом. В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра).
В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. Это снова тема размышлений о прожитой жизни, но уже не монолог, как в «Портрете старика в красном», а диалог — безмолвный и неторопливый, абсолютно отчетливо воспринимаемый, особенно когда портреты висят рядом. моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров).
Понятно, почему работа так называется. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы.
Он отвернулся. Это оказался пергамент, скрепленный печатями. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами.
Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложилна неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Враждебные выкрики и оскорбительные жесты не убивают в нем любовь к людям ибо они не ведают, что творят.
Жизнь снова возвратилась к нему. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной.
Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Рембрандт только пожимает плечами. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Вихри веют, слабеют, улегаются. И в свете и в тени. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, как правило, очень близких точек зрения, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая.
"Спите спокойно, мать и отец. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. Он уже не так часто вспоминает Саскию.
Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Николас Брейнинг вряд ли был другом Рембрандта возможно, что художник совсем его не знал до заказа.
Часть 10 – Рембрандт. В портрете. Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен.
Из трех портретных работ имеющихся в музейной коллекции, наиболее выдающейся является «Портрет старушки». Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Расширенные ноздри жадно втягивают воздух вокруг женского тела, козлиная бородка трясется в предвкушении любви. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии.
Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Нидерланды (Голландия). Для Рембрандта она и не была служанкой.
В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. Он производит страшное впечатление. Теперь, когда они уходят, он их едва узнает.
Фигуры разбойников корчатся в агонии. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Справа роскошно одетый в позолоченную тогу и полосатый бархатный берет римский наместник Понтий Пилат, с должностной цепью на груди, сидит боком в резном кресле и моет руки над бронзовым тазом, возвышающимся у него на коленях. Тут были и посланцы ван Людика, язвительные и надменные и наглые слуги покровителя искусств Беккера. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65).
Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью. Так удалось добиться того, что торжественные банкеты протекали спокойно, хотя в обращенных друг к другу воспаленных глазах и за лбами иссеченными шрамами, таилась жажда мести. Рембрандт беднее последнего бедняка.
Он получил урок. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Теперь все ученики уходят, все до одного.
Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки. Доносчик, наемник Сикса. Он пишет любимое тело во всей его наготе – оно покоится между тяжелыми драпировками полога, освещенное робким золотистым мерцанием ночника. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо.
Концентрируя освещение только на лице, окружая его платком, как капюшоном, поддерживая его светлым пятном блузы, как постаментом, подводя к арке платка еле угадываемые плавные контуры согбенных плеч, словно образующие своды еще одной арочной формы, Рембрандт властно приковывает внимание зрителя к миру затаенных переживаний старой женщины испытавшей самые жестокие страдания и в то же время сохранившей в своем сердце понимание и любовь, внушающие нам надежду и духовную силу. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых.
Сюжеты античной мифологии вдохновили Рембрандта на создание. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. 1654.
Портрет теряет благодаря этому черты помпезности и официальности. Они не являются. Под страхом высокого денежного страха членам гильдии запрещено было вести разговоры о Рембрандте и затевать споры или драки в зале собраний. Рембрандт и рок несовместимы.
Молодая женщина, которой старуха. Они как живые". У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Cпите спокойно, сестры и братья.
Даная – картину написал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Хендрикье тоже полюбила художника.
Так и во втором варианте "Урока анатомии". Но у Рембрандта светотень, которую он получил из наследия Караваджо, приобрела новый смысл. Французский историк Коппие приводит ряд доказательств, подтверждающих его предположение относительно того, что при создании образа Давида в этой картине Рембрандт воспользовался обликом юного Спинозы. Он создавал картину за картиной. Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. Молодая женщина, которой старуха удаляет занозу.
Лондон. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. В этом прекрасном поясном портрете старой женщины выражено кредо Рембрандта-портретиста, воплощена вся система его художественных взглядов и приемов. Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна. Неровный свет идёт как бы от души человека.
Иногда доходило и до потасовок.
Давать, ничего не получая взамен. Равномерно, быстро, без задержек совершалось рождение новой гравюры от медной доски отскакивали оттиск за оттиском. Все, что мы вычитываем о Гендрикье как из произведений мастера, так и из сухих официальных актов, скопившихся в достаточном количестве вокруг беспокойной жизни Рембрандта, рисует ее образ в привлекательном свете. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. Это два поразительных произведения. Рембрандт нарядил Гендрикье в длинное желто-зеленое, с коричневатыми оттенками, так называемого оливкового цвета платье, с прямоугольным вырезом на груди, накинул ей на голову темное покрывало с золотыми украшениями, а на плечи – золотое ожерелье.
Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Особенно это поражает нас в детстве. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами.
Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле. Она словно уходит в свою жизнь. Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль.
Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей". Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость.
Другие забывают, как только сами добьются славы.
В 1657. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Та же неуверенность в выражении лица: она слегка улыбается, но во взгляде сквозит нежная озабоченность, даже грусть. И с тех пор двери его не закрываются.
Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением. Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. Он ставит своей задачей создать индивидуальный женский образ со всеми его специфическими особенностями в определенной драматической ситуации, в момент сильного переживания.
Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски. Их живописная характеристика, с отказом от мелочной детализации формы и от иллюзионизма в передаче материала ткани служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Мы не знаем, что нас ждет в будущем. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений.
Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто. Играющие на ней красные рефлексы от верхней части одежды девушки и в еще большей степени золотистые от пламени свечи, превращают эту завернувшуюся в белую шерсть фигуру в изваяние из белого мрамора. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии. Они шли отовсюду. Тем временем деньги были собраны.
Завершенные картины его уже не интересовали. Как он переворачивает шаткий столик, как трещит дерево и звенит медь, которые будят спящих внизу постояльцев и те спрашивают себя, что за зверь мечется взад и вперед у них над головой. Амстердам. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей.
Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его. По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Он все забыл. Он уже не здесь. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Портрет брата Адриана.
Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта.
Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Краски богаты и горячи художник прибегает для наложения их густыми слоями к так называемому мастихину-шпателю – так называется специальный живописный инструмент в виде узкой лопаточки из упругого гибкого материала, с прямоугольно обрезанным концом. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Этот совершающийся на глазах зрителя непрерывный процесс творческого перевоплощения и придает такую одухотворенность образам позднего Рембрандта. Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия").
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Титус прожил всего двадцать семь лет, он скончался от туберкулеза в 1668 году, за год до кончины отца. Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. Ван Людик – шпион.
Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Она печально опустила взор широко раскрытых ясных глаз, устремив его на мальчиков и сцепила пальцы рук на животе. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной.
Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. Иван Есаулков. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта. Она разлетелась на мелкие кусочки. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. Рембрандт огляделся. Портрет ли это вообще.
И, наконец, диагонали рук служанки и солдата – слева направо и снизу вверх – ведут нас к внешне спокойному и внутренне смятенному лицу отступника, а от него, через движение его как бы недоуменно приподнимающейся левой руки, ладонь которой мы видим у середины правого края картины – дальше в глубину картины, в ее верхний правый угол, где в десятке шагов от Петра, в мерцающей ночной полутьме, едва различимы очертания группы людей, окруживших высокого человека в коричнево-серой, ниспадающей до земли, одежде. Но оно вылеплено с поразительной пластической, скульптурной силой и в то же время живописной мягкостью. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев). Светом выделены лицо и кисти рук. Образ старой женщины – это образ-судьба. В этом диалоге явственнее чувствуются мотивы печали и пессимизма.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой.
Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью".
Он подавил в себе желание зарыдать. С точки зрения правды – совершенно правдив. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение.
Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Rembrandt Harmenszoon van Rijn rmbrnt.
Четыреста флоринов. Мы проживаем одну жизнь за другой. Само собой разумеется, что он живой. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам.
Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу". А как же дом, его дом. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность.
Молодая женщина, которой старуха удаляет занозу. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). Холст, масло.
Лувр. Париж. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому.
Ту же задачу проводит Данте. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Кожа старушки напоминает цвет дерева. Нет. И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда.
И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. «Портрет старика». Много споров куда её рука стала показывать, чего старуха там. Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени.
Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Но и потом, перед портретами Веласкеса, Тициана или Репина часто невозможно удержаться от детского восклицания: "Живые. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев.
Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Вирсавия повиновалась. Что тогда.
Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил. Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего. То здесь, то там собирались группки враждующих художников. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились).
Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста.
Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения. Во время пытки истязаемый "царь иудейский" должен быть подвешен за скованные руки к потолку. Кого еще оставалось ему писать. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги.
Он выполнен в том же 1658-ом году. Его высокомерие причина всех зол.
Согласно Ветхому Завету, добродетельная девушка Сусанна отвергла домогательства двух старцев, которые подстерегли ее во время купания. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне.
Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально. Бреенберх ван дер Неер и его сыновья, как попугаи, повторявшие то, что говорил отец, сам Рейсдаль, Пот, ван дер Гельст, Якоб Мейрс, де Кейзер, Лингельбах, Кодде и их друзья – сверстники Рембрандта – не находившие достаточно слов для издевательства над сокрушенным соперником, обрушивали свой гнев на более молодых художников, сохранивших верность Рембрандту. Нужно работать". Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Теперь у него все отнимут.
Холод приятно подбадривает его. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской.
Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди старики и старухи с печатью.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт. Голову ее покрывает шляпа черного цвета.
В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Усталый и сгорбившийся измученный, наклонивший жирную голову с седой бороденкой, со скорбно шепчущими губами, бросая какой-то косой взгляд, словно не смеющий взглянуть в лицо правде, он механически подставляет сплетенные старческие пальцы обеих рук под кувшин с водой и мучительно размышляет – вернее всего, над той сделкой с совестью, на которую ему пришлось пойти и над тем, как суетно и обманчиво великолепие власти. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи.
Настанет день и я познаю одиночество. В 1656-ом году он написал во второй раз "Урок анатомии" для анатомической школы в Амстердаме. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров.
Лицо ее исчерчено глубокими морщинами. Петр – отец церкви. Саул справедливо подозревал в Давиде своего преемника и во время одного из приступов ярости бросил копье в игравшего на арфе пастуха, которого только случайность спасла от гибели. Гильдии художников грозил раскол. " Застигнутый вопросом и светом от свечи, Петр спокойно стоит лицом к нам, только чуть повернув его к девушке. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Тем временем подошли к Бреестрат.
1650, Государственные музеи, Берлин). Прожитая жизнь. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи.
Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Он действует подобно скульптору, освещая свою заготовку в соответствии с художественным замыслом, соразмеряя ее опору и ту тяжесть, которая приходится на нее.
Да, такова моя участь, Саския. За прошедшие с тех пор три с лишком столетия дом сменил много хозяев, которые его перестроили изнутри, приспосабливая к своим нуждам, но снаружи он остался прежним. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Переводя взгляд от ее глаз к устам и от уст к нежным, холеным и вместе с тем волевым рукам, как будто плавно струящимся из рукавов платья, к простому наряду, зритель раскрывает в ее облике все богатство и красноречивость натуры этой флорентийской патрицианки.
Взгляд ее опущен вниз. По-видимому, цены занижались искусственно. И не только чувствовал, но и давал ей простор.
И сплетницы- старухи и солдаты, Молодая женщина в кровати :: Харменс ван Рейн Рембрандт.