Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Иероним», «Св. Firenze, 1990 Botticelli.
1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Писатели рубежа XIX-XX вв. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения.
Лучшие произведения этого жанра — «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи). Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения.
К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). материалов о творчестве.
Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». compi. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. 1473-1474 гг. В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.
Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
Главный мотив, объединяющий композицию, — сострадание, охватившее свидетелей казни Христа. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Подобная техника требовала особых приемов. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Отсюда и напряженность ритма изломанность линий в «Алтаре Сан-Барнаба» (ок.
М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Их дом стоял рядом с церковью Санта-Мария Новелла и Сандро часто приходил туда и подолгу рассматривал фрески Мазаччо. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение. Одно из лучших творений Боттичелли — картина «Благовещение». Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola.
Четыре листа раскрашены темперой. Ранним работам СандроБоттичеллисвойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека. Иоанном Крестителем» (ок. Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстаёт уже зрелым мастером. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. М., 1960 Боттичелли: Сб. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Вып. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены.
После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. СПб., 1996. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Сандро Боттичелли.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В этом, по словам историка искусства Б. Р. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.
Мертвенный оттенок его кожи и мучительный изгиб на складках траурного плаща потерявшей сознание Марии особенно выразительны и драматичны. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Подобная цветовая гамма была призвана подчеркнуть высокую одухотворённость происходящего, усилить драматическую экспрессию произведения. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли — картина «Пьета» («Оплакивание Христа»).
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. «Госпожа Алина» (II век н. э. ). собеседование» (ок. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli.
В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился).
Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. Эти работы проникнуты горечью, тоской и одиночеством. Изрезанные берега отдаленной реки четко повторяют очертания фигуры Козимо Медичи.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. 20 января 1474 по случаю праздника св. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды.
Botticelli. Иоанном Крестителем» (ок. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. В то же время её хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику.
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Портрет мужчины с медалью изображающий Козимо Медичи. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св.
London, 1978 Baldini U. Botticelli. Milano, 2003. Перед нами довольно разные оценки. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat.
В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон.
Что же определяет искусство Боттичелли. 1488–1489, галерея Уффици, Флоренция), «Оплакивании Христа» (конец 1490-х, музей Польди-Пеццоли, Милан). Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания.
Sandro Botticelli. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. compi. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 — 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Milano, 1989 Botticelli e Dante. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Milano, 1958 Argon G. C. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, её главный смысловой центр.
Там Боттичелли оставался до начала 1467. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов.
Скорее всего, образ абсолютно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи — одна из самых совершенных работ Боттичелли.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Портрет строится на светотеневых контрастах.
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. (Р.
Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм. Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, принесла известность и славу начинающему художнику.