Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Петра. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies».
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Он и не относится к ней легкомысленно.
Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем. Мягкий свет и золото дождя наполняют картину удивительным сиянием Женщина на картине как будто соткана из света Возможно, что для Данаи позировала жена художника – Чечилия, которую он привез в Венецию из родных альпийских краев.
Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Теперь она выставлена в Вашингтоне. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Тициан остается лишь наиболее ярким среди них.
В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.
И сегодня я предлагаю вам вместе собрать иконографию изумительного полотна кисти Тициана, вошедшего в историю искусства под названием «Виоланта». Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Позже он придет к выводу, что живописцу достаточно всего лишь трех красок: белой, красной и черной.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Это отразится в его автопортретах. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.
Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Рядом с ней находится в рубище св.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Скорее всего, — это Муза. Созданные им образы обладают мощными силами.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. А легенда есть почти у каждой картины 16 века, тем более у портрета. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен.
В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Страсть Тициана к юной Виоланте была так сильна, что об этом говорила вся Венеция. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Первая версия самая простая и для нас самая неинтересная – что данное произведение совсем даже не является портретом, а скорее сборным образом идеала венецианской красоты. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Безотносительно ограничений такого сходства Тициану удается обеспечить ее твёрдой индивидуальностью, которая показывает ее всесторонние способности и властный способ общения. Изабелла прокомментировала, что портрет Тициана был так приятен, что я сомневаюсь, что в возрасте, который представлен на картине, я, обладала всей красотой, которую он показывает. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. История их любви очень трогательна.
На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Спаситель мира — очень пострадавшая картина.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Слишком легко перенять их внешние черты и, наоборот, трудно угадать их невыразимую тайну, если самим не пережить всего того, что пережил к своему восьмому десятку Тициан, этот царь Венеции, друг самых светлых умов своего времени, любимый художник основателя современной политики Карла V, любимый художник дерзавшего идти наперекор истории Филиппа II, наконец, художник, которому позировал последний великий папа, жадный и умный Павел III. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца.
Колорит – контрастный. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Это – то, почему эта картина часто копировалось. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Есть у меня любимая форма такого своеобразного историко-искусствоведческого исследования. Блеск ее рыжеватых золотых волос, мягкий оттенок ее кожи и неприкрытость видимой груди, которая умело подчеркнута ее рукой и розовой парчой, показывают способности Тициана, как тонкого колориста и его верное чувство для выражения чувственности. В 17-м веке Флора прибыла в Нидерланды и вдохновила Рембрандта рисовать свою жену Саскию в том же самом облике, хотя и менее скудно одетой. Много и охотно художник писал женские портреты. Звали ее Чечилия, а романтичная «Виоланта» – всего лишь обыгрывание названия цветов фиалки, которые держит Чечилия на известном полотне «Вакханалия» из музея Прадо.
К счастью, молодая жена выжила. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Так называли современники Тициана. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Художник одет в простую и дорогую одежду. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция).
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Он чувствует себя независимым. Дотошные искусствоведы утверждают, что именно ее черты мы видим на таких полотнах мастера как «Флора», «Любовь земная и небесная», «Саломея», где, по преданию, Тициан изобразил самого себя в виде головы Иоанна Крестителя на блюде, «Женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины». Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
У них родился сын Персей.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим.
Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция).
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Франциска. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. После Джорджоне художник Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. Называется она «Иконография одного портрета». Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят.
Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Это солнце всей системы венецианской живописи. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Эта работа новатора. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Кто изображен на картине – загадка.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Над темным морем он несет её на Крит.
Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. И к тому же один из самых больших его портретов.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Не менее чувственна и Даная Тициана.
Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо).