Картину Валентина Серова «Портрет Прасковьи Мамонтовой» продали 26 ноября на аукционе Sothebys в Лондоне за рекордные 1, 217 миллионов фунтов стерлингов – это 1, 951 миллионов долларов. Нет нужды упоминать самую известную из написанных здесь работ – портрет Веры Мамонтовой. Это «Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой) и портрет Мики Морозова. Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой— двоюродной сестры Веры Мамонтовой.
Вот этот портрет Саввы Мамонтова сделан четырнадцатилетним автором. Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой – двоюродной сестры Веры Мамонтовой. Портрет Верочки Мамонтовой написан художником В. М. Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена).
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой исполненный в 1882 году, является одним из самых пленительных женских образов в творчестве Ильи Ефимовича Репина. Имя человека, купившего «Портрет Прасковьи Мамонтовой», не сообщается. После окончания работы Серов подарил портрет Елизавете Мамонтовой, жене хозяина и матери Веры. А вот портрет более поздний – Елизавета Григорьевна Мамонтова.
Портрет Прасковьи Мамонтовой я видел на предаукционном показе несколько лет назад.
Валентина Семеновна, проявив интерес к увлечению сына, собирает его эскизы и относит на суд скульптору М. Антокольскому, старому другу семьи. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. При венчание Вера Мамонтова была в том самом платье что и на картине Васнецова. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы. Всеволод Саввич (1870—1951) надолго пережил братьев. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор.
Сергей вместе с отцом был автором трагедии «Саул» в спектакле 1890 г., в котором он сам играл роль Саула, а в «Иосифе» в постановке 1887 г. – фараона. Чем.
Гибнет крейсер «Варяг». Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. 1910 г. А. Д.
Жила в Ленинграде. Чернышёвой. Значит, надо ехать к нему. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
Не меня одну – многих. А где Илья Ефимович. Вопреки зависти, предательству, неправде и благодаря страсти к делу и любви к Отчизне, чья колыбель в Ялуторовске, маленьком, но морозостойком городке на юге Тюменской области.
Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Дело двигалось к концу. А через минуту вскочит и побежит дальше. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное».
Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. Васнецова. Там живет, там работает. На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу.
Все дети принимали участие в постановках. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Главным увлечением В. С. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно».
Умели восхищаться человеком, лучше других понимающим: исток растущей экономики – в созидающей душу культуре. В то же самое взгляд Мамонтова очень теплый и понимающий.
Мамонтова не возвратилась и жила в Поленово, в семье племянницы Е. А. Васнецов (Девушка с кленовой ветвью) редко писал портреты но тут он был сражен красотой и обаянием взрослеющей девушки. Недосказанностью. Мамонтовой, Е. А. Портрет был подарен матери – Елизавете Григорьевне, которую Серов глубоко чтил. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона.
Самарин, был крупным государственным, общественным и церковным деятелем. Не уступал братьям и Всеволод: он Бирюч в «Снегурочке» постановки 1883 г. Вера играла Снегурочку в Прологе «Снегурочки», поставленной в 1886 г., Александра – Вениамина в «Иосифе» 1887 г., Волшебницу в «Волшебном башмачке»1888 г. и т. д. В 1928 г. по доносу она была арестована ОГПУ, но затем ее освободили по ходатайству К. С. «Утром, то есть от 9 до 12 мы занимаемся, – писала Вера брату Андрею в Киев, – после завтрака до трех мама читает нам Русскую историю, а после трех часто ходим куда-нибудь пешком». Однако Серов властно держал «за душу».
В музее «Абрамцево» есть и другой портрет Веры в возрасте 21 года – кисти В. М. В январе 1932 была арестована. Не забыл Мамонтов и о театре. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. В 1908—1915 гг.
Многие полагали: блажь барина. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Предпринимались экспедиции с целью изучения древнерусской архитектуры и по сбору материалов народного быта. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Каждый из детей Мамонтовых был наделен талантами, которые счастливо реализовались в жизни и каждого ожидала непростая судьба.
Проходит у него школу классического рисунка. Дело прибыльное, да малознакомое. Дело в том что он долгое время прожил в семье Мамонтова, где его любовно называли Антоном (он не любил своего имени) и все игры и шалости начинались в семье с него и Веры.
И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. А отец любил и умел доискиваться. Никто не мог объяснить: за что. Мирянин Александр Самарин при первоначальном голосовании получил равное количество голосов с епископом Тихоном, будущим патриархом Всея Руси, но во втором туре отстал от него на 180 голосов и так и не стал духовным лицом.
А декораторами и актерами – художники. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. Всё это было и ушло, оставив прекрасный след».
9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Хорош аристократ. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. Пора, пора уходить. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. В творческой атмосфере, среди близких по духу людей ему особенно хорошо работалось.
В 1917 г. он был выдвинут на свободную в это время митрополичью кафедру, вторым кандидатом был епископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин). Создается такое ощущение, что он хочет встать. Его облик читается в Алеше Поповиче на васнецовской картине «Три богатыря». Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Во времена благостные и драматические. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Умер Александр Дмитриевич в Костроме и похоронен на Александро-Невском кладбище. Более в Абрамцево А. С.
Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Италия.
Мамонтова была старая дворянская страсть – псовая охота, уже в советские годы он занимал должность судьи-кинолога во Всесоюзном охотничьем обществе издал уникальный «Словарь псовой охоты». В январе 1903 г. Вера стала женой Александра Дмитриевича Самарина (1868—1932), предводителя дворянства Богородского уезда Московской губернии. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Художник знал модель с младенчества. Интересна и необычна и история этих картин. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты.
Начинается оборона крепости «Порт-Артур». А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Молодые обвенчались 23 января 1903 г. в Москве в церкви Св.
1 ДЕВОЧКА. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе.
Бориса и Глеба на Поварской (это был приход Самариных, живших неподалеку). Дети не отделялись от взрослых и были наблюдателями или участниками этой жизни. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Портрет "Девочка с персиками" это дань детству.
Людмила Анатольевна Мамонтова (1874–1937) — дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве Анатолия Ивановича и Марии Александровны Мамонтовых. 1900-е гг. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. Жена Михаила Муравьёва историка, краеведа, генеалога, археографа, председателя Новгородского общества любителей древности (1908–1914, 1919–1925), первого директора Новгородского губернского архива (1919–1921). Дети Самариных с дедом С. И. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова.
Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Там же, в 1931 г. был арестован, но затем освобожден. Когда читаешь эти письма, возникает образ редкого обаяния и женственности, любящей и нежной дочери, жены, матери.
Через пять лет после замужества (декабрь 1907) проболев всего три дня Вера Самарина (Момонтова) умерла от пневмонии, ее муж Александр Самарин больше никогда не женился, в его кабинете над письменным столом висела эта картина. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Мамонтовой. Бомонд попался на наживку: валом валил.
Мамонтовых, Сергей Саввич (1867—1915) – журналист и литературный критик, в годы Первой мировой войны отправился на фронт военным корреспондентом и умер от болезни во фронтовом госпитале. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. В спектакле «Женитьба» 1888 г. у Андрея была роль Анучкина. Андрей Саввич (1869—1891) – подававший большие надежды художник, скончался в молодом возрасте и был оплакан не только родителями, но и учителями – Васнецовым, Врубелем.
Волосы аккуратно убраны в прическу – разделены на прямой пробор и присобраны сзади, выпуская на плечи черные локоны. Мамонтовым и теткой Александрой Саввишной (первая слева), которая опекала их после смерти матери. Старший сын С. И. Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Что мы видим на данной картине.
Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». При Мамонтовых традиции продолжились. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Особое внимание уделено душевному состоянию портретируемого. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины».
Станиславского. Дети Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых остались внутренне свободными, верными нравственным принципам, усвоенными ими с детства. Он и стал, что называется, пробой пера.
Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. Юность, обоюдная симпатия художника и модели, солнечный свет, зелень парка за окном старого усадебного дома счастливо и одухотворенно слились в этом портрете в «отрадное» – в радость бытия. Витте промолчал. В Париже.
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Младшая дочь, Александра Саввишна (1878—1952) стала основателем музея-усадьбы. Андрей танцевал лезгинку в спектакле «На Кавказ» постановки 1891 г. и там же исполнил горский танец в паре с О. Ф. И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры.
Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II.
и Е. Г. Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. До замужества была профессиональной певицей, впоследствии – детской писательницей, журналисткой, предпринимательницей, владелицей магазина «Детское воспитание». Дальнейшая судьба неизвестна. Серов создал три портрета Людмилы Анатольевны (1881, 1884, 1894).
Дочь В. С. Серов считал этот портрет одной из лучших своих работ. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования.
После революции он на короткое время стал директором Новгородского губернского архива. Фон, выполненный в темных тонах преднамеренно оттенён Серовым для того, чтобы подчеркнуть значимость фигуры Мамонтова. Контраст ощутимый. Тарабукин Н. М. Он был прекрасно образован, но не стремился к карьере. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Здесь им были исполнены карандашные портреты многих обитателей этого гостеприимного дома, в том числе и Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1864–1920), (в замужестве Рачинской), племянницы Саввы Ивановича.
Прошло десять лет. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Это ощущение усиливается благодаря взгляду, направленному прямо на зрителя. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы». А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара.
А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. Эта картина представляет зрителю портрет женщины с очень живым лицом. Кризисные и переломные. Время было постоянно занято: учебой, развлечениями играми. Близко от усадьбы проходит железная дорога Москва–Сергиев Посад, проведенная их отцом Саввой Ивановичем.
Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм.