К середине 1620-х годов относится один из лучших портретов кисти Рубенса – «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Картина «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», написанная на дереве маслом изображающая придворную даму, создана приблизительно в 1623 – 1626 годах. Попробуем рассмотреть эту точку зрения, сопоставив рисунок камеристки инфанты Изабеллы из венской коллекции Альбертина, эрмитажный портрет камеристки и портрет Клары Сирены из собрания князя Лихтенштейского в городе Вадуц.
И среди них портрет маленькой камеристки инфанты Изабеллы.
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Ведь Рубенс сам – придворный.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Умолкли колокола Флоренции. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь интрига, условность. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. «Камеристка» не нуждается в них.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. И снова я гляжу сегодня на Камеристку и словно ощущаю ее время. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Кисть покорна гению Рубенса.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Поправила прическу.
Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Как оно летит.
Это вовсе не его любимый тип женщины. Сверкнули глаза. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Да, она много знает. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «».
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
Время. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Она датирована примерно 1616—1618 годами. «Камеристка» не нуждается в них. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос.
Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Работа не подписана автором. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Блеснули кольца на узкой бледной руке. Правда, только однажды.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть: вся рубенсовская портретная галерея отчетливо делится на две категории — портреты официальные и портреты интимные. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Шуршит карандаш по листу бумаги. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника ().
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского.
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
После смерти художника в 1640 году, предположительно, в числе прочих картин, портрет попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. Почти подросток. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов3.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Загорелись золотистые охры, вспыхнула английская красная, зарделась киноварь Рубенс улыбнулся.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. И снова погасли. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Мастер взглянул на картину и модель. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Вечерело. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. И ни одного похожего. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
И все же жизнь есть жизнь и, невзирая на эту искусственную атмосферу двора, а может именно вопреки ей, в чертах лица камеристки, в заостренных скулах, в упрямом подборе шалуна-подростка озорная, ребячья угловатость. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Что случилось.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. И все же Рубенс пишет камеристку. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х.
Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Микеланджело и Боттичелли. Дерево, масло.
Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми. Рубенс не был Гойей. — нет определенного выражения, то есть того состояния души, которое можно было бы определить одним, даже очень точно найденным словом, но в нем есть движение многих чувств, многих состояний души. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Представьте на миг Гулливера, который затеял выковать колечко лилипутке Так Рубенс, создавший помпезные, потрясавшие воображение современников полотна, в которых отражались то страшные минуты Голгофы, то величественные сцены из мира античных мифов, то грандиозные битвы охотников со львами – этот колосс живописи вдруг останавливает свой взор на скромной камеристке. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Вмиг оживали перед глазами вереницы людей, вершивших судьбы Европы, целых государств. Камеристка вздохнула. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины.
Именно портрет. Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Но такого Рубенса мы увидим.
Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Но иногда по ее непроницаемому лицу пробегала мимолетная грусть от каких-то ей одной ведомых неудач, а может быть, трудно давшихся успехов. Но мастер предельно осторожен. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Любимец европейских дворов, перед которым заискивали сильные мира сего, удачливый дипломат, не раз заставлявший монархов сменить гнев на милость, счастливый семьянин, Рубенс был столь же удачлив и счастлив в своем искусстве. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Она датирована примерно 1616—1618 годами. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. В отличие от своего ученика Ван-Дейка, Рубенс не уделял столь пристального внимания одежде модели, передаче текстуры ткани и складок, столь важных для торжественного портрета. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. На рисунке совсем юная придворная.
Такова ирония судьбы. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы.
Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. И снова и снова вставала перед Рубенсом пестрая панорама его странствий. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Вторая осталась с Рубенсом навсегда. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рубенса интересовало другое. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
Две сестры. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Он любил жизнь, этот сын Фландрии.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Нет, не колоссальные картины остались в памяти.
Работа не подписана автором. И Рубенс писал эти портреты. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть.
Отсчитывают минуты старые куранты. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Художник вытер кисти. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного или личного характера. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс не был великим портретистом. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Два человека глядели на него. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. В этом лице — впервые у Рубенса.
Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Работа не подписана автором2. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Тысячи касаний. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Любил людей, хотя нередко поражался их коварству и лживости.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Портрет этот — единственный в своем роде. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Не это ли первый и главный признак шедевра.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Но чтобы написать такой портрет, мало виртуозной техники, нужна еще особая отзывчивость сердца художника. Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. При более пристальном взгляде надменность во взгляде пропадает и возникает ранимая и чувствительная натура. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
По наиболее распространенной трактовке, на портрете Клара Серена — посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего ее уже сформировавшейся девушкой. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Изабелла Клара Евгения могла быть крестной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула суверена. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Может быть.
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. За высокими окнами мастерской загорался закат. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Мастер пишет, как птица, вдохновенно, без нот. Ведь он записал однажды: Придворная жизнь стала ненавистна. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Боже, подумает читатель, как все это банально. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.