Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»). Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа. И среди них портрет маленькой камеристки инфанты Изабеллы. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»).
В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске из гладкой причёски лёгкий румянец, проступивший на щеке напряжённая линия рта, прячущего непослушную улыбку. Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки»).
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Вторая осталась с Рубенсом навсегда. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Что случилось.
Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Кажущаяся бездонность силы, темперамента сменялась вялостью и недугами. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Лицо стало непроницаемо.
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Столкновения двуединых начал — человека житейского и человека-творца. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Именно портрет. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Будто другая женщина. Он на миг потерял внутренний контакт с моделью и женщина мгновенно почувствовала это. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Буонарроти отдал всего себя искусству. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Но что-то дрогнуло во мне. Иначе еще не бывало в истории.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Кисть покорна гению Рубенса. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. И это, наконец, мог быть бесподобный оазис света высшей мудрости и человечности, гармонии земного и небесного, которую дарует чувство возвышенной красоты бытия (Арияиз оркестровой Сюиты 3). Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. «Камеристка» не нуждается в них. распахивает врата в еще не виданную никем вселенную своего «я». По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Все, все, казалось, было у этого корифея барокко. Богоматерь с младенцем.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Пожалуй, лишь яростный Тинторетто был способен на такой подвиг. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии.
Работа не подписана автором. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Отсчитывают минуты старые куранты. Два человека глядели на него. Время.
Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. Все до дна. Две сестры. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи – человека знатного и исполненного собственного достоинства. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Вздернуты, будто в изумлении, брови. Вечерело.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Из них не вылетит ни одного лишнего слова. Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов (около 1625) – портрет одновременно и парадный и глубоко человечный.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Микеланджело и Боттичелли. Почти подросток. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Работа не подписана автором2. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Плотно сжаты искусно нарисованные губки. Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами.
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц. Словом, начинающий художник сделал все, чтобы стать мастером.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Ведь он записал однажды: «Придворная жизнь стала ненавистна». Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Куда-то убежала улыбка, ранее отраженная на рисунке. О мечты великих.
Странный, еле заметный румянец блуждал по скулам. И ни одного похожего. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу.
Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Жемчужно-белая пена официального воротника гранд-дамы становится прекрасным фоном для воссоздания живой прелести лица (предполагают, что художник написал здесь свою дочь и если это так, то легко объяснима его заинтересованность в создании шедевра). В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. Бык. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Но к чему эти воспоминания, терзающие душу. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Остаться существовать в милости и довольстве Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Художник вздрогнул. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Камеристка вздохнула. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог. При более пристальном взгляде надменность во взгляде пропадает и возникает ранимая и чувствительная натура. Гордое слово. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки1.
Неповторимый. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Всего двенадцать месяцев Но сколько картин, портретов, эскизов сотворил мастер. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Ещё один набросок рубенсовской школы— девочки, очень похожей на Клару Серену, — хранится в музее Метрополитен. Все это я вычитала в аннотации к картине. Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Прежде всего тот мастер, который умеет подчинить своему искусству вечно мятущегося, одолеваемого тяготами, влюбляющегося и язвимого сомнениями, обуреваемого порою жаждой сиюминутного успеха человека житейского, живущего рядом с человеком-творцом. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Широкая шляпа элегантно заломлена.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть. Художник вытер кисти.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Бородатые мудрецы. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Мастер. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «».
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Первичный. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из богатейших и известнейших в мире. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.
Она повзрослела за эти короткие недели на годы. Но не хватало самого малого — силы.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка – всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Верблюды.
В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Питер Пауль — жизнелюб. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Ах, этот полный тайн, удивительный, почти волшебный 1625 год.
Это могла быть торжественная хвала мирозданию, гимн его красоте и величию в моменты светлой безмятежности, когда дух человеческий воспаряет к непреходящему (таково, к примеру, возвышенное, ничем не стесняемое пение струнных в Увертюреиз оркестровойСюиты 1). В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Этой силе нет преград для исполнения самой заветной мечты. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Умолкли колокола Флоренции.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Работа не подписана автором. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Ведь он дипломат. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Рубенс не был Гойей. Но Рубенс, как никто, знал о своих слабостях. Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию. Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе16. За высокими окнами мастерской загорался закат. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. И снова погасли.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Слишком много предательств видел он. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Оно таит неохватную силу творения. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла.
Предтеча. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Феерическая кипень. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». «Камеристка» не нуждается в них. Поправила прическу. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Рубенс оставил в Париже законченный портрет Марии Медичи, величественный, державный. Боже, подумает читатель, как все это банально. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. На рисунке совсем юная придворная. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Шуршит карандаш по листу бумаги.
Это мог быть ангельский лик человеческой натуры в её божественном сиянии (серебристое струение фигураций в Прелюдии До мажориз I тома Хорошо темперированного клавира). Рубенс тяжело переживал эти утраты. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Восторгается шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Он пишет супругу Изабеллу Брандт, не зная, что лишь год отделяет любимую от кончины. Она датирована примерно 1616 – 1618 годами. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14 другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса15. Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Может быть.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Такова ирония судьбы. Перед ним мог побледнеть сам Макиавелли, знавший, как никто, все тайные пружины власти Вдруг камеристка вздохнула и поднесла кружевной платок к губам, скрывая завок. Воздух времени, которым дышит художник. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Молодая дама никак не могла скрыть ту слегка вульгарную и горьковатую мину, которой обладали многие участницы дворцовой карусели, порою судорожно веселой, а иногда тоскливой и нудно-однообразной Ах, этот нектар пустейшей светской улыбки, скрывающий все и создающий лишь иллюзию радости общения. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Единственный.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Он едет в Италию, на родину Ренессанса. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Перед ним была новая натура. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Ажурная колонна.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Слишком скудно. Он. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Сверкнули глаза. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. Картина написана в поздний период творчества художника – состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из наиболее богатых и известных в мире. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. В абсолютно реальном и конкретном ракурсе примерно тот же мотив разрабатывается в принадлежащем Рубенсу Автопортрете с Изабеллой Брант (1609–1610). В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» – на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Тысячи касаний. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Рубенс писал.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Как изменилась она с того дня, когда он сделал свой первый рисунок. Микеланджело многим казался грубым, неуживчивым, почти неотесанным. Ослепительные мавры.
Его жизнь. Сколько соблазнов испытаний славой, сколько злых врагов и тупых завистников не помогают, а мешают создателю произведений, которые иногда лишь пройдя через долгую гряду лет, найдут свое признание. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Не упасть.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Забегая вперед, должен сказать, что эти черты плутоватого бесенка исчезнут в живописном варианте портрета. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Это вовсе не его любимый тип женщины. Да, она много знает. Но главное в этом полотне не усы, не борода, не шляпа, не белоснежный воротник, эффектно оттеняющий тон лица.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы.
Лёгкие рефлексы золотистого цвета из которых соткано изображение, передают трепет жизни искры золотистого света блестят в глазах, пушистые пряди золотистых волос обрамляют лоб и виски. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Эскиз был сохранён вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны16.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Буонарроти не нуждался во внешнем лоске, придворной обходительности. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Выхолена борода. Мерно колышется грудь красавицы. Художник отходит от мольберта и долго-долго глядит на модель и холст.
Уму непостижимо создание «Поклонения волхвов». Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Но истинным его кумиром был творец фресок Сикстинской капеллы — Микеланджело. Нет, не колоссальные картины остались в памяти.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Блеснули кольца на узкой бледной руке. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623 – 1626 годами. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело. Но мастер предельно осторожен. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Постигает тайны построения пространства, ритм и гармонию рисунка и цвета.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Ведь Рубенс сам — придворный. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Еще сильнее косят глаза, убегая от взора рисующего ее пожилого мужчины, этого столь великого живописца и столь малого по знатности придворного. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Как оно летит. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Ещё один набросок рубенсовской школы – девочка, очень похожая на Клару Серену, – хранится в музее Метрополитен. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Потрясает нас, как вновь открытый материк.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Четыре с половиной метра высота полотна — шесть дней работы.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. Его муза не знала соперниц. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Питер Пауль прилежно штудирует фрески великого Рафаэля в Ватикане. «Камеристка» не нуждается в них.
И снова я гляжу сегодня на «Камеристку» и словно ощущаю ее время. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Тернист, нелегок был путь Рубенса к высотам творчества. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Мастер-пророк. Чтобы убедиться в том, ещё раз обратимся к живописи Рубенса. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Мастер взглянул на картину и модель.
Они немы. Да, облик этого юного создания очень изменился. Великолепно ухожены закрученные усы.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Не разбиться.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Главное — глаза, пристальные, остро внимательные, может, даже недоверчивые.
Она не может показать своей заботы. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Бесконечное терзание духа и плоти.
Дерево, масло. Время. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Их не счесть. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. Она нанесена характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Мы вмиг представляем себе Рубенса послом, наделенным особо секретной миссией исполняющим весьма деликатные поручения светлейшей инфанты. Работа не подписана автором2.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. И все же Рубенс пишет камеристку. Так в величайшем напряжении всех сил, всего умения родился этот шедевр. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.