Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Хендрикье у окна. 1656-1657. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Её дергали повестками еще и еще. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Сюжет взят из Нового Завета. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Господня». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Это два поразительных произведения. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт.
Дела шли все хуже. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Саския – с ударением на первом слоге.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Она отдалась ему и зачала. Ван дер Гельст исподтишка ругает Рембрандта и сам теперь получает заказы от корпорации стрелков, которая когда-то осталась недовольна странным, по ее мнению, "Ночным дозором". Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Она не обладает светским изяществом Саскии. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. По-видимому, это эскизная работа.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. «Ее черты прочерчены легкими, но необычайно точными линиями, словно художник обвел их кончиками пальцев, – пишет Саймон Шама в бестселлере Глаза Рембрандта, – Он быстро подметил ряд сокровенных деталей с пристальным вниманием любовника, тщательно запоминающего череду маленьких сокровищ: вот прядь волос, прильнувшая к ее правой щеке, вот детские складочки на шее, охваченной жемчужным ожерельем, вот чуть приподнятый кончик вздернутого носа, вот сборки на полотняной блузе, там, где ее грудь возлежит на правой руке, вот изящный, сужающийся к концу пальчик, слегка прижатый к левой щеке, вот видимая изнанка большого пальца, на который она опирается подбородком. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Повсюду зависть и злоба. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Государственный музей, Берлин.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. А что же случилось с Гертье Диркс.
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени. Влияние искусства Рембрандта было громадным. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. В период, когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин – Далем, государственные музеи). Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Смерть Рембрандта была очень печальной. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм.
он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Но их усилия оказались тщетными.
Заказов становилось все меньше. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Освободившись, умерла через год. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося художнику все новые удары целый ряд бед отравил предсмертный год его жизни. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Её поступок биографы художника трактуют по-разному.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
В 1635 – 1640 –х гг. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Дела Рембрандта шли плохо. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Это его дело – украсить и возвеличить ее так, чтобы на его картинах она являлась столь же абсолютной, как и самая прославленная из женщин.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Так что это не был брак по расчету. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Однако это не помешало художникам — католикам и протестантам — создавать на эту тему картины исполненные драматизма и эротического очарования. Для Рембрандта она и не была служанкой. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Рембрандт стал его последним протеже. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК.
Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Здесь видны особенности обоих стилей.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Художник не мог официально жениться на ней, т. к. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. До начала 1640-х гг.
Это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
.