Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. С этого момента она становится для него то "Сусанной", 1654-ый год, Лондон, то "Вирсавией", тот же год, парижский Лувр. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью.
Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты.
Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов.
Так что это не был брак по расчету. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. Но их усилия оказались тщетными. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Для Рембрандта она и не была служанкой. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Заказов становилось все меньше.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Её дергали повестками еще и еще. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Она не обладает светским изяществом Саскии. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. Дела Рембрандта шли плохо. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Здесь упор, похоже, делается на успехе. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Сюжет взят из Нового Завета.
Рембрандт стал его последним протеже. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Смерть Рембрандта была очень печальной. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Она отдалась ему и зачала.
Ван дер Гельст исподтишка ругает Рембрандта и сам теперь получает заказы от корпорации стрелков, которая когда-то осталась недовольна странным, по ее мнению, "Ночным дозором". Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Художник не мог официально жениться на ней, т. к.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12.
Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Повсюду зависть и злоба. В 1635 – 1640 –х гг. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Господня». Здесь видны особенности обоих стилей. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. А что же случилось с Гертье Диркс.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Дела шли все хуже. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.
Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.
Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. По-видимому, это эскизная работа. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу.
30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Это два поразительных произведения. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Освободившись, умерла через год. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Саския – с ударением на первом слоге.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Отец прижимает сына к груди, прощая его. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.