В Портрете Герцога Лерма 1603 года Рубенс использует Портреты Карла V Тициана, внося в свою живопись динамичность.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Картина была подписана обоими художниками. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации». Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Теперь ему тридцать три года. Рубенс решил сделать конный портрет Лермы. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Он выехал за границу на заре своей деятельности. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Цена миллион фунтов пока не привлекает будущих покупателей. Рассказывают, будто один итальянский дворянин, которому король посоветовал обратиться к первому министру, ответил: «Если бы я мог получить аудиенцию у герцога, я бы не пришел к Вашему Величеству».
Среднее панно изображает св. Его картины современникам казались дикими, его «Ночной дозор» (позднее признанный шедевром) отвратил от него заказчиков, а портреты возмущали тех, с кого он их писал. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания.
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны».
Игнатия (ныне посвящённой св. К тому же в Риме живёт большая колония соотечественников Рубенса. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами. Его отец, вначале радовавшийся его необыкновенной покорности, потом был ею напуган. Это невиданное новшество. Это очень характерный пример.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Тот, кто хочет добиться успеха, не принадлежа к сильным мира сего, должен быть ловким. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Многие живут в Риме постоянно.
Вся его жизнь — сплошные закоулки. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Карлу Борромео).
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена.
Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма. Было установлено, что мастерская Рубенса, где работали десятки молодых художников иные из которых, как Йорданс и Ван Дейк, в дальнейшем стали знаменитыми, представляла своего рода фабричный цех, в котором по беглым эскизам хозяина изготовлялись картины, причем один художник рисовал пейзажи, другой — населял их людьми, третий — добавлял животных и т. д., а сам «маэстро» в заключение проходился кистью по лицам, ставил свою подпись и получал деньги Отсюда, — утверждали критики, — и пресловутая «плодовитость» Рубенса. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса». Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Лекуре, «доходило до угодничества».
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. В 1598 он был принят в гильдию св. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Его забрасывают заказами, к нему стекаются ученики.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят». Справедливости ради заметим, что в «критике» Рубенса мы собрали воедино материалы из разных работ XIX-XX веков. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать.
Его духовное искусство начисто лишено духовности». Впрочем, он и с пером в руке продолжает защищаться.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный». Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. По возвращении короля подарки были вручены тем, кому они предназначались. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Он закончил его в 1605 году. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца). У них есть свои церкви и даже свое кладбище — Кампосанто деи Тедески е Фьяминги. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. С тех пор, как существуют художники, писать портрет всегда считалось честью.
Церемониал определяет все стороны королевской жизни — и частную и общественную. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Некоторые авторы даже утверждают, что он на время удалился в аббатство св. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Спустя некоторое время герцог наконец разрешает Рубенсу выполнить оригинальную работу.
Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом. Здесь нет места фантастическим толкованиям или произвольному обращению с текстами. Заступничество папы спасло бывшего фаворита от дальнейших репрессий (его главный конфидент и агент Родриго Кальдерон был казнён вскоре после смерти короля). Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
У этого 2-го герцога Лерма сыновей не было. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. До нас дошло довольно много писем Рубенса, относящихся именно к этому периоду. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Трудности с определением автора привели к виртуальной «заморозке» продажи, теперь она запрещена к вывозу из Англии официальным решением властей.
После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Лерма умер в 1625г. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
К счастью, он полностью освободился от влияния романистов. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками». В 1621 году, примирившись со своим сыном Людовиком XIII, королева-мать Мария Медичи приняла решение украсить свою резиденцию— Люксембургский дворец. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Вскоре Рубенс принялся за конный портрет герцога Лермы. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В родной стране он сразу выдвигается на первое место среди своих собратьев и затмевает их всех, хотя в городе, куда он возвратился, работает много художников. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Луки. Может быть их привлекает жизнь человека преуспевшего. Правая — «Преображение».
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Само собой, он согласен писать портреты, но только для того, чтобы «приступить к более крупным работам». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Перед смертью (1621) король его не помиловал, а его преемник Филипп IV, на которого влиял его собственный фаворит граф-герцог де Оливарес, велел посадить Лерму под домашний арест и взыскать с него миллион дукатов. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Однако то был портрет императора. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса». После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Из него нельзя сделать решительно никаких выводов.
— будучи «незаурядным художником», этой «чести», однако, не сделал. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Троицы. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Герцог Лерма был фаворитом и первым министром короля Филиппа III. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. Брак был заключён с большой поспешностью. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Из-за жадности к деньгам, сам не считаясь с правами своих учеников, он по всей Европе разыскивал посягавших на его «творческую собственность» и вел с ними бесконечные процессы.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»). Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу.
С этой целью были устроены две торжественные церемонии. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. Работы Рубенса этих лет интересны не как подготовка к чему-то дальнейшему, совершеннейшему, а таят в себе самих немалую художественную ценность. Внимание зрителя приковывает надменное и капризное лицо королевы и ее холеные руки. Закованный в латы торс герцога с величественно отставленной правой рукой создает впечатление торжественной позы.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Все это создавало предосудительный облик, подозрения в приверженности к тайным наукам, к каббалистике, тем более, что он постоянно тянулся к евреям и к синагоге. На соболезнования Дюпюи Рубенс ответил письмом, горячо восхваляющим покойную. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Композиция куда более тщательно выверена, но палитра стала чисто итальянской. О себе он упоминает лишь для того, чтобы сообщить, что лихорадка у него прошла.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Однако в настоящее время, как это случилось и с Рафаэлем, период «гиперкритики» остался позади.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем.
Он достиг вершины своего могущества. Отпевание состоялось 2 июня. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV. В течение долгих лет дощечка, прибитая к разрушенному дому Рубенса на улице Ваппер, беззастенчиво утверждала, будто художник родился в Антверпене и только после того, как, воздав запоздалую дань рубенсовской легенде, антверпенцы построили новехонький «дом Рубенса», ложная надпись исчезла. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Действительно, в женских изображениях Рубенса в круг вписаны линии живота, бёдер и ножных икр при этом данное правило не действует при изображении груди. Он умеет извлекать максимальный эффект из милого испанскому сердцу искусства — церемониала. Ему посоветовали сесть на корабль в Ливорно. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. бразды правления. Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы.
1658) была выдана замуж за герцога Сегорбе, который унаследовал титул герцога Лермы. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина». Итальянский период имел большое значение для творческого развития Рубенса. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Но тем больше у нас оснований его любить. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
В 1607 году государство объявило себя банкротом, в 1609—1611 годах из Испании были изгнаны мориски (крещёные мавры) это решение, продиктованное религиозными и политическими опасениями, лишило государство значительной части доходов и практически разорило город Валенсию. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Загадочно в нем лишь одно — тайна непостижимой творческой плодовитости.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок.
Левая створка — «Крещение Христа Иоанном Крестителем». Его творчество изучали и увлеченно и трезво и с энтузиазмом.
Был ли это глупый совет или коварный. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу.
Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
На самом же деле разумнее было ехать через Геную.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа.
Юлиана Фламандского и Санта Мария дель Анима, которые предоставляют кров бедным паломникам из Фландрии и Империи. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». О Рубенсе много писали. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Луки.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Он заказывает ему роспись алтаря для церкви св. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Откуда они это взяли.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника». Практически он был самовластным правителем Испании. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов. Проницательные исследователи измеряли масштабы его влияния.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Возможно, это труды Сенеки. Речь шла о «Воздвижении креста».
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры.
Вероятно, что это произведение Рубенса (1577 – 1640), которое ранее было неизвестно искусствоведам. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Неудивительно, что все его творения отмечены живописными штампами: женщины — рыхлые блондинки (копии его первой и второй жены), мужчины — красавцы спортивного типа с чрезмерно развитой мускулатурой даже Христос на кресте выглядит настоящим атлетом. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо.
Нет никакого смысла посылать его в такое дорогостоящее путешествие «ради каких-нибудь жалких портретов». Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Это чуть холодноватое, немного торжественное письмо написано вполне в «гуманистическом» духе. С появлением фундаментальных трудов М. Росеса, Л. Гашара, Ф. Бодуэна и других постепенно установилось «взвешенное» отношение к великому антверпенскому живописцу. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам.
Рубенс узнал об этом только во Флоренции. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. И Рубенс добивается своего. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Я счастлив, что могу представить Рубенса русским читателям.
Его дочь Марианна де Сандоваль (ум. Он заранее возражает против нее. Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности».
В первую очередь это относилось к мировосприятию. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Рембрандт же — увы. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника». Он использует их умение, но сознательно опрокидывает все их художественные представления играючи вовлекая их в вакханалию своего воображения.
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Произведения Рубенса более красноречивы. «Рубенс в своей общественной и частной жизни всегда был таким же, как в яркий полдень своего творчества — ясным, блестящим искрящимся умом, полным радости жизни, горделивой грации и величия», — так начинает Фромантен свой панегирик. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях». Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена.
Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Однако он озабочен. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Именно подобный «взвешенный» подход в основном характерен и для книги, лежащей перед нами. В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Гуманисты любили выставлять напоказ безмятежность духа, достойную стоиков.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. А ведь через него потом уже много лет спустя начнётся род португальских королей. В ту пору он постоянно переписывался с Пьером Дюпюи. С тех пор (и до настоящего времени) титул герцога Лерма принадлежит старшему из их потомков— главе рода Мединасели. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Питер Пауль Рубенс «Герцог Лерма» (1603). Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну».
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Исчезли застывшие позы, кричащие тона. Его имя становится известным.
После возвращения в Мантую весной 1604 года Рубенс получает крупный заказ от Винченцо Гонзага на украшение церкви св. Они содержат на свои деньги два госпиталя — св. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Как человек, он отнюдь не украшение общества, а скорее изгой.
Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Петеру Паулю не удалось даже сделать безмолвный реверанс. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания. Под его влиянием церемониал приобрел необычайное значение при испанском дворе.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). С тех пор, как на престол взошел ФилиппIII, подлинным государем Испании стал Лерма. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен. Уравновешенный и методичный в своей личной жизни, он весь на виду, как и его творения. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Троицы.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Чтобы немного сократить расходы, муниципалитет продал некоторые полотна брюссельскому двору. В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский. Его знаменитые «коллекции» также были постоянным предметом спекуляций: он покупал, продавал и перепродавал тысячи предметов искусства, каждый раз получая «жирный навар». При этом он полон странностей, маниакальных увлечений, даже пороков.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. Петер Пауль пускается на всевозможные ухищрения, чтобы его отправили в Рим.
Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Михаила, где Изабеллу Брант погребли рядом с матерью художника, Марией Пейпелинкс. Но прежде чем говорить о книге и ее авторе, следует хотя бы в общих чертах определить топографическое и хронологическое положение Рубенса в антураже его эпохи. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Прежде всего в Рубенсе вдруг разглядели властного себялюбца, дельца и эксплуататора. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Так или иначе, сделав эту уступку, Рубенс целиком отдался радости творчества и своим пристрастиям в искусстве.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр». Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Что же касается его талантов живописца, то они ограничены и сомнительны. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Первому министру Испании сорок восемь лет.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом». Поскольку вторжение оттягивалось на неопределённый срок, а помощь французским протестантам была разорительна, король Карл I решил вернуться к переговорам с Испанией. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
В противном случае пусть ему лучше позволят вернуться в Мантую. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. В любом труде можно прочитать, как безмерна была скорбь художника. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. ван ден Бранден, Макс Росес и другие, прибегая к хитроумным словесным уловкам, с трогательной недобросовестностью настаивали на правах Антверпена, меж тем как доктор Л. Эннен ринулся в бой, защищая приоритет Кёльна.
Все это в целом рисует малоприятную личность с посредственными талантами, в лучшем случае «властолюбивого эгоцентрика», как окрестил его Р. Авермат. При этом Рубенс постоянно растет: способности его отшлифовываются, кругозор расширяется. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Рубенс был и сам доволен и писал о картине как о лучшей своей работе. 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями. Вся композиция будущей картины представлена в полном объеме.
В 1610-е гг. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Церемонии захлестывают храмы, занимают все большее место в общественной жизни. Портрет окончен.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В них начисто отсутствует мистика. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Художник изобразил его верхом на коне, крепко держащим поводья, т. е. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Троицу. И широковещательное заключение: «При любых обстоятельствах этот человек делает честь всему человечеству».
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером. До той поры эту честь оспаривали друг у друга Кёльн и Антверпен. В конце апреля он возвращается в Мантую. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией».
Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Король — мягкий набожный человек, но он абсолютно лишен энергии.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале. В 1607 г. Сопровождает герцога Мантуанского в Геную, где тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов, результатом чего явилась позднее изданная большая двухтомная работа «Дворцы Генуи».
Пошли в ход первые вымыслы, в изобилии посыпались недостоверные подробности. По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. Он пишет триптих внушительного размера.
Стоит ли напоминать, какой шум поднялся в XIX веке, когда в результате изысканий Бакхейзена ван дер Бринка маленький городок Зиген был объявлен родным городом художника. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Такого рода поручение «недостойно» его таланта.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Влияние Лермы на короля так велико, что при дворе считают, что тут замешано колдовство. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Состоя на службе при кардинале Асканио Колонна, он занят археологическими изысканиями. На заднем плане в окне виден пейзаж. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. В Италии Рубенс оставался восемь лет и был придворным живописцем у герцога Мантуанского. Сам портрет герцога Лермы вызывает двойственные чувства. На коне изображен натурщик.
Неизвестно. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром».
Однако этот проект так и остался неосуществлённым. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол».
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Мысли Рубенса заняты только политикой, он глубоко взволнован происходящими событиями. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Правда, Тициан написал один такой портрет. В последние годы царствования Филиппа III из-за интриги придворных, в которой участвовал его собственный сын, пожилой герцог Лерма, которого папа Павел V незадолго до этого произвёл в кардиналы, был отослан от двора (1618) и находился в опале. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию.
Герцог — холодный, умный, не лишенный кокетства человек. Теперь его смущает предстоящая поездка во Францию. В данном случае конный портрет писал сам художник.
В частности, были убраны бойницы. Холст, масло. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя».
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Рубенс, не колеблясь, сажает Лерму на коня. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. На самом деле Рубенс всю свою жизнь носил маску. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса. Рубенс заботился о своих авторских правах. М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.
Это не только художники, но и ремесленники, духовные лица, купцы. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Ему помогают одаренные сотрудники — каждый большой мастер в своей области искусства. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
И к тому же — все на одно лицо. Произведения же Рубенса понравились ему настолько, что он решил заказать ему свой портрет. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Его приветливый характер, прекрасные манеры, любовь к роскоши, «гуманистические» притязания — все это форма самозащиты.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. На портрете королева показана темным силуэтом на нейтральном фоне. Иберти составил план церемонии и распределил роли заранее, но, когда появился ФилиппIII, он вдруг нарушил задуманный распорядок и сам вручил королю карету и лошадей.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». Художник может поздравить себя с выдающимся успехом. В этих представлениях духовное переплетается со светским. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Бельгийские историки искусства и критики Пьер Женар, Бартелеми Дюмортье, Ф. -И. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр.